• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Новые "донецкие"

Первое, что сделал нынешний министр доходов и сборов Александр Клименко, став главой Государственной налоговой службы, — оборудовал "генера
Реклама на dsnews.ua

Новое поколение в окружении президента — в отличие от старой донецкой команды — выросло в рыночных условиях. Они трансформировали бизнес-методы 1990-х, не стремятся во что бы то ни стало держаться вместе, не имеют партбилетов, но, как и стоявшие у истоков Партии регионов соратники, не забывают жертвовать на церковь.

Первое, что сделал нынешний министр доходов и сборов Александр Клименко, став главой Государственной налоговой службы, — оборудовал "генеральский этаж". Его доукомплектовали пропускной системой по отпечаткам пальцев. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, что система принятия решений в фискальном ведомстве не нуждается в излишней публичности. Заборы, усиленная охрана и дополнительные условия пропуска — яркие символы закрытости донецкой элиты. Одно из проявлений этой закрытости — принцип не выносить сор из избы, которого (за редким исключением) строго придерживаются все поколения команды регионалов.

Поэтому нынешний конфликт между другом старшего сына президента Александром Клименко и креатурой самого "Папы" Виталием Захарченко обсуждается лишь в узкой политической тусовке. Причиной размолвки между руководителем Миндоходов и министром внутренних дел стала борьба за полномочия налоговой милиции. Источники "ВД" утверждают, что положение о новом министерстве Клименко уже поступило на утверждение Виктору Януковичу, но было отложено из-за претензий Виталия Захарченко. Министр внутренних дел пожелал переподчинить налоговую милицию силовому ведомству. В результате зависли в воздухе не только полномочия нового министерства, объединившего налоговую и таможню, но и концепция реформирования правоохранительных органов. Один из сценариев решения конфликта заключался в назначении Виталия Захарченко первым вице-премьером (Сергей Арбузов же пересаживается в кресло главы Кабмина). Тогда полномочия, за которые разразилась война, гарантированно остались бы в министерстве Клименко. Но по информации, которая в последнее время циркулирует в обоих министерствах, сценарий с переходом Виталия Захарченко на пост первого вице-премьера пока не стоит в повестке дня. "Молодая команда" президента продолжает делить полномочия.

Чем бы ни закончилось это противостояние, его участники отличаются от тех, кто прошел вместе с Виктором Януковичем долгий путь в политику. Стоявших у истоков Партии регионов консолидировали внеш­ние угрозы. Они объединились, чтобы противостоять днепропетровскому клану, и держались друг друга, чтобы вырвать реванш у "оранжевых". Новое поколение не привыкло жертвовать собственными интересами, дабы не потерять все. Они пришли делить победу, а не бороться за выживание, и могут позволить себе воевать друг с другом. На всякий случай, усилив собст­венную безопасность новой пропускной системой.

Чужаки

Партия регионов, вокруг которой формировалась старая команда "донецких", — не родная политсила для новых лиц в окружении президента. Больше того, друзья Александра Януковича в прошлом были замечены в связях с "Нашей Украиной" и, как оказалось, "стародонецкие" политики все еще подозревают их в этом. "Поговаривают, что Клименко до сих пор имеет членский билет "Нашей Украины". Не уверен, так ли это, но я эту информацию слышал от донецких депутатов, — рассказывает Владимир Фесенко, политолог, глава Центра прикладных политических исследований "Пента". — И то, что они так считают, показательно. Молодые — не до конца "свои" для ветеранов Партии регионов".

На самом деле Александр Клименко никогда не был в "Нашей Украине", что "ВД" официально подтвердили в партии. А вот его старший брат Антон Клименко и первый вице-премьер Сергей Арбузов были нашеукраинцами не один год. Антон Клименко и вовсе долгое время считался надеждой оппозиции. По информации "ВД", еще до вступления в "Нашу Украину" он был одним из ближайших соратников Юрия Луценко, который в то время возглавлял Донецкую областную организацию Социалистической партии. Вот как описывает свое знакомство со старшим братом нынешнего министра доходов и сборов один из украинских политиков: "Меня с Антоном Клименко познакомил Юрий Луценко. Он тогда мне сказал, что Антон очень талантливый молодой человек, бизнесмен, который им очень помог в 1999 г. во время избирательной кампании, работая в штабе Мороза на имидж лидера СПУ".

Реклама на dsnews.ua

А вот Сергей Арбузов в "Нашей Украине" не только не занимался партийной работой, но и не платил членских взносов. Об этом "ВД" рассказал Сергей Зикеев, руководитель Донецкой областной организации "Нашей Украины" (подробнее — см. блиц-интервью, стр. 11). По его словам, Антон Клименко отошел от работы на политических оппонентов Партии регионов в 2010-м, именно в тот год, когда Виктор Янукович был избран президентом Украины. Бдительность старожилов в команде регионалов могла бы и вовсе притупиться, если бы их более молодые товарищи, отказавшись от "оранжевого" прошлого, вступили в Партию регионов. Но у "молодой гвардии" особой нужды в этом нет. Партия как инструмент попадания в политику их не интересует — они уже там.

Создать проблему, чтобы решить

Старая донецкая команда формировалась в период первичного накопления капитала и прошла жесткую школу разборок 1990-х. Молодая — слышала отголоски "свиста пуль", но непосредственного участия в "стрелках" и перестрелках не принимала. Это залог того, что новое поколение иначе делит собственность и борется за активы. Методы борьбы стали менее кровавыми, но не теряют убедительности. Вместо кри­минальных разборок между ОПГ, пуль и трупов — давление контролирующих и правоохранительных органов. Для особо несговорчивых — "маски-шоу" на предприятиях с препровождением собственника в СИЗО. Теперь требования рейдеров все чаще выглядят как предложение помочь решить проблему в бизнесе, которая возникла как бы сама по себе. Вместе с тем стилистика 1990-х вернулась в те регионы, где заправляет старшее поколение. Там передают "послания" несговорчивым предпринимателям через их близких, угрожают расправой с детьми и поджигают автомобили.

Новую политическую и деловую элиту отличает поверхностное отношение к политическим взглядам собственников, чьи активы их заинтересовали. Иными словами, от атак не застрахованы даже регионалы. Это мог бы подтвердить Василий Горбаль, брат которого, возглавлявший наблюдательный совет "Укргазбанка", оказался под арестом, как считается, в результате передела собственности. Но делать резкие заявления даже в среде бывших регионалов не принято. "Дело по брату до сих пор находится в суде и мне некорректно его комментировать. Скажу только, что очень часто у нас сила интриг сильнее силы правды, — обтекаемо заявил "ВД" г-н Горбаль. — Связано ли это с бизнесом, не буду говорить, потому что идут слушания, а брат для меня самый близкий человек".

Называть вещи своими именами могут позволить себе лишь немногие политические эксперты. "Рискну предположить, что представители этой группы ("семьи" — прим. "ВД"), если будут расширять свое влияние, не станут обращать внимания на партийную принадлежность. Если что-то их интересует, они будут это брать себе, — резюмирует Владимир Фесенко. — Вряд ли это случится на уровне ключевых игроков, но на уровне среднего бизнеса вполне возможно".

НБУ не сдается

Костяк команды Виктора Януковича традиционно составляют экспортеры. Благодаря близости к регионалам влиятельных игроков металлургической, химической, угольной промышленности, "донецкие" считаются сторонниками модели экономики, базирующейся на приоритете экспортных операций. Но и позиции импортеров в окружении президента серьезно усилились с переходом под крыло Партии регионов бизнесменов-перебежчиков из "Батькивщины" и выходом в публичную сферу новых влиятельных бизнес-групп. Народному депутату и другу детства Виктора Януковича Юрию Иванющенко приписывают интересы в импорте товаров широкого потребления и продуктов питания. А самое яркое открытие последних лет на газовом рынке — группа "Газ­Украина-2009" ("ВЕТЭК") харьковского бизнесмена Сергея Курченко — стремительно наращивает объемы импорта газа и нефтепродуктов.

Поддержка экспортеров для нынешнего правительства уже не является однозначным приоритетом. В НБУ не постеснялись наступить на их интересы, потребовав продавать половину валютной выручки. Да и упорное лоббирование экспортными игроками девальвации нацвалюты все еще не увенчалось успехом. "Я сторонник того, чтобы курс понемногу опускать, — признался "ВД" Валентин Ландык, народный депутат от Партии регионов, контролирующий промышленную группу "НОРД", техника которой экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. — Тем, что мы держим курс, мы останавливаем промышленность, производство. Нам невыгодно экспортировать, у нас экспорт убыточный. Поэтому сдерживание курса — это то, где я не совсем согласен с проводимой политикой. Я категорически против того, чтобы просто отпустить гривню в свободное плавание, но коррелировать курс с евро и рублем нужно". Мало кто ожидал, что после победы Виктора Януковича близкие к президенту экспортеры не будут услышаны в вопросах курсообразования.

Юля Т.

У нового поколения во власти нет личной истории отношений с политиком, не так давно являвшимся главным соперником Виктора Януковича. "Молодая гвардия" в окружении президента относится к Юлии Тимошенко как к легенде из прошлого, а не игроку политической сцены. Поэтому они абсолютно индифферентны к вопросу ее заключения. В отличие от более давних соратников Януковича, которые придерживаются совершенно противоположных мнений о тюремном заключении экс-премьера, но уж точно не равнодушны к этому вопросу. О чем свидетельствует хотя бы голосование восьми регионалов, среди которых и Нестор Шуфрич, близкий к группе Андрея Клюева, за декриминализацию статей, по которым осуждена Юлия Тимошенко.

Кость Бондаренко, политолог, глава правления Института украинской политики, утверждает, что в Партии регионов действительно много недовольных тем, что Тимошенко находится в заключении. "С самого начала было очень много людей, которые считали, что посадка Тимошенко — это нонсенс. Кстати, к этим людям принадлежали и представители группы Фирташа. И Хорошковский, и Левочкин, и Фирташ выступали против посадки Тимошенко, считая, что это сильно усложнит наши отношения с Западом, — утверж­дает политолог, работавший заместителем Сергея Тигипко (близок к группе Фирташа—Левочкина) в партии "Сильная Украина". — У Фирташа в принципе не было никаких к Тимошенко вопросов после того, как ему вернули 11 млрд кубометров газа. Как ни странно, более активно выступали за посадку Тимошенко как раз люди, близкие к "старым донецким" (в широком понимании — прим. "ВД"). Хотя сейчас я не вижу в этом ничего странного, т. к. связка Ахметов—Яценюк — в принципе более чем прозрачна. Даже в самой "Батькивщине" некоторые депутаты на пресс-конференциях и в прессе заявляют о том, что Яценюка финансирует Ахметов. Или финансировал до недавнего времени".

Бронь в раю

О необычном сочетании крутости характера и набожности донецкой элиты ходят легенды. Андрей Сиротин, основатель, руководитель и тренер "Украинского Центра НЛП", вспоминает, как около месяца назад его поразили два участника тренинга, приехавшие из Донецка: "Им обоим по 40-45 лет. Один руководит шахтами, другой занимает высокую должность на городском уровне. Они настойчиво интересовались вопросом: а почему церковь негативно относится к НЛП (нейро-лингвистическому программированию)? Я был слегка удивлен тем, что, оказывается, церковь как-то относится к НЛП. Уточнил, почему они так решили. Оказалось, прочли в интернете перед поездкой".

Молодое поколение не стало нарушать традиции публичной набожности и церковного спонсорства, характерные для регионалов. Одним из самых заметных проявлений стало строительство храма на территории Министерства доходов и сборов. Как оказалось, неравнодушным отношением к церкви известна вся семья Александра Клименко, включая старшего брата. "Александра Клименко я несколько раз видел в Лавре, мы общались, — рассказывает Василий Горбаль, один из давних меценатов и лоббистов УПЦ МП. — Знаю, что строится храм возле налоговой. Клименко, как мне кажется, по крайней мере, человек воцерковленный. И не только он, но и супруга, если судить по тому, что я видел. С Арбузовым мы в таких ситуациях просто не пересекались. У нас поводы для встреч были исключительно формальные, на каких-то совещаниях".

Об отношении к религии первого-вице-премьера известно то, что в прошлом году он отправился вместе с Виктором Януковичем на Афон с паломническим визитом. Кроме него, главу государства сопровождали еще семь высокопоставленных чиновников, среди которых и новые лица во власти — Эдуард Ставицкий, Юрий Колобов и присоединившиеся к "стародонецким" в середине пути — Валерий Хорошковский и Сергей Левочкин. Собеседники "ВД" утверждают, что мама Сергея Арбузова Валентина в деловых кругах так же хорошо известна своей религиозностью.

Так что новобранцев в команде Януковича со старшим поколением объединяет желание продемонстрировать, что они не только располагают богатством, но и богаты духовно. Молодые придерживаются старых "донецких понятий", но более нетерпеливы и склонны играть в одиночку. И все же они заинтересованы в том, чтобы стать "своими" для основного костяка регионалов. От того, хватит ли у них терпения для достижения этой цели, зависит, насколько далеко зайдет самостоятельная игра вытесняемого поколения.

    Реклама на dsnews.ua