• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Генератор прожектов

Козьма Прутков предостерегал, что объять необъятное невозможно. С ним решил поспорить министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, п
Реклама на dsnews.ua

Козьма Прутков предостерегал, что объять необъятное невозможно. С ним решил поспорить министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий, пытаясь разобраться с рынком нефтепереработки.

"Правительство на данный момент отрабатывает некоторые моменты стимулирования нефтепереработки в нашей стране. А именно, может быть рассмотрен вопрос относительно ввозных таможенных пошлин", — сообщил общественности Эдуард Ставицкий 20 февраля 2013 года.

И впрямь, в отрасли катастрофа: согласно данным Госстатслужбы, если в 2003 году шесть отечественных НПЗ переработали 21 млн тонн нефти, то уже в 2012-м этот показатель составил всего 4 млн т, причем четыре завода не работали вообще. Разговоры о необходимости введения импортных пошлин на нефтепродукты начались в Украине осенью 2010 года. Тогда они вызвали резкую критику импортеров и предупреждение, что ничего кроме повышения цен эти пошлины не принесут. А заниматься надо совсем другим: перекрыть контрабанду и серый импорт нефтепродуктов, как это сделала вся Восточная Европа. Но Украина пошла своим путем, и за два с половиной года размышлений чиновники приняли "гениальное" решение: пошлину ввести только против одной страны: Беларуси. Составить она должна $181/т, ровно столько, на сколько поддерживает своего производителя белорусская власть. "Белорусы занимают почти 40% украинского рынка нефтепродуктов. И если решение о пошлине будет принято, нам грозит большое повышение цен. Если они продолжат работать при этой пошлине, другие игроки поднимут цены вслед за ними. Если уйдут — то кто-то эту нишу займет и цены все равно вырастут, потому что нефти и топлива в Украине не прибавится, а ценовая планка стоимости уже задана. По моим подсчетам, цена вырастет на $130-150 за тонну", — пояснил Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95". По подсчетам "ВД" получается, что на каждом литре бензина мы будем переплачить примерно 1,1 грн. И никаких гарантий работы отечественной нефтепереработки.

И ладно бы это был единственный прожект министра. Но нет. За прошедшие два месяца он успел озвучить еще парочку планов. 7 февраля министр заявил, что уже в

I квартале нынешнего года к нам начнет поступать 10 млрд кубометров газа по реверсу из Словакии и Венгрии (под­робнее — см. "Реверс по-украински?", "ВД" №7(378) с. г.) Недавно немецкая компания RWE, продавшая нам в 2012 году 56 млн кубометров через Польшу, заявила, что имеющееся рамочное сог­лашение дает правовую основу только для разовых сделок. Время идет, никаких договоров с европейцами не под­писывается, трубы продол­жают работать в сторону Европы, а у министра уже другие планы. 13 февраля он подписал Меморандум с "Туркменгазом" о возобновлении поставок и пообещал, что уже к концу 2013 года в Украину может поступить 10 млрд кубометров газа по цене $280/1000 куб. м. На вопрос, каким образом он решит вопрос транзита по территории России, министр ответил, что это "будет понятно после изучения данного вопроса специалистами". До изучения дело не дошло, потому что уже 25 февраля в Брюсселе Ставицкий заявил, что возможности Европы позволяют поставлять в Украину 30 млрд кубометров газа и "это полностью решает все вопросы". Странно только, что 26 февраля зампредседателя НАК "Нафтогаз Украины" Вадим Чупрун сообщил, что 18-20 млрд кубометров в 2013 году Украина все-таки закупит у "Газпрома". Наверное, в НАКе решили перестраховаться.

Добавить министру проблем может и "сланцегазовая" задумка. 1 марта 2013 г. истекли сроки проведения разъяснительной работы и окончательного согласования условий по добыче сланцевого газа американской компанией Chevron на Олесской площади. Ставицкий пообещал это еще 30 января. Видимо, не нашлось у министра достаточно аргументов для работы с местными властями, потому что вместо договора о СРП Chevron завел речь о возможном "сворачивании переговоров". Региональный представитель компании Питер Кларк в интервью Reuters 20 февраля заявил буквально следующее: "Если переговоры не приводят к соглашению через год, полтора или два года — не знаю за какое время — одна или другая сторона теряет терпение и говорит: кажется, у нас не получится договориться, давайте не будем тратить время". С момента победы Chevron в конкурсе на разработку площади прошло почти 10 месяцев. Правда, 26 февраля министр экологии и природных ресурсов Олег Проскуряков пообещал, что соглашение с Chevron будет подписано к маю.

Осталось дождаться, какой прожект придумает топ-чиновник с $7 млрд долга "Газпрому". Мнения разделились: одни говорят, что цифра возникла в отместку за договоренности по сланцевому газу, другие, что надо судиться, третьи — что судиться не надо ни при каких условиях.

Реклама на dsnews.ua

В случае успеха, лавровые венки обеспечены всем топ-чиновникам, причастным к решению вопроса. Если же нет — перед профильным министром замаячит перспектива занять место главного газового "лузера" страны.

Они ответили

С 20 февраля с. г. Болгария осталась без правительства. Его "ушли" в отставку счета населения за газ и электроэнергию. Во второй половине 2012 года Болгария подняла цены на газ и на электроэнергию на 5% и 13% соответственно. А все потому, что "Газпром" не выполнил свое обещание о снижении цен, а Министерство экономики, энергетики и туризма не смогло навести порядок в убыточной Национальной энергетической компании, хотя и обещало. Последствия рядовые болгары ощутили с похолоданием. В декабре счета уже выросли чуть ли не 100% и люди вышли на улицы с протестами. Правительство начало реагировать на ситуацию, только когда яйца, помидоры и снежки полетели в окна министерств в Софии. Премьер-министр по­обещал разобраться с поставщиками электроэнергии и снизить цены на 8%. Но не успел. Мирные протесты переросли в стычки с полицией, в которых пострадали люди.

    Реклама на dsnews.ua