• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Дезертиры с мандатом

Рабочее утро народных депутатов, следующих в парламент, теперь редко когда бывает спокойным. Тех, кто еще вчера был членом фракции Партии регионов, а
Реклама на dsnews.ua

Народные депутаты, застигнутые врасплох победой Майдана, рядятся в новые политические платья, открещиваясь от Януковича и Ко. Бывшие регионалы упражняются в искусстве "слива" босса, заявляя о своей приверженности демократическим идеалам. Однако об истинной причине своего бегства из Партии регионов они молчат.

Рабочее утро народных депутатов, следующих в парламент, теперь редко когда бывает спокойным. Тех, кто еще вчера был членом фракции Партии регионов, а также коммунистов митингующие возле Верховной Рады встречают дружными возгласами "Ганьба! Проститутки! Крысы!", после чего "заклейменных" проводят через коридор позора.

Десять метров моральных унижений выдерживают не все. Даже у видавших виды депутатов, еще вчера обзывавших парламентских журналистов покалеченными кобылами, сдают нервы.

"Да я заявление написал! Вот, на тебе, посмотри!" — тычет в глаза разгневанным активистам заявление о выходе из фракции ПР Ярослав Сухой. На что тут же получает ответ: "Засунь эту туалетную бумажку себе в ж…!"

Еще несколько минут Сухой тщетно пытается объяснить, по каким высокоморальным причинам покинул провластную фракцию сбежавшего президента, однако в его искренность никто не верит. Ведь мотивы выхода из фракции ПР у большинства ее членов исключительно меркантильные.

Ничего личного — только расчет

К моменту сдачи номера в печать ряды самой многочисленной парламентской фракции Партии регионов поредели более чем на 70 депутатов. Среди "беглецов" мало идейных, в основном — представители крупного и среднего бизнеса. Те, кто чаще других меняет политическую окраску, о своем умении приспосабливаться при любой власти говорят без стеснения.

Реклама на dsnews.ua

"Это абсолютно не бегство, — уверяет покинувший ряды ПР нардеп Тариэл Васадзе, владеющий корпорацией "УкрАвто". — Многие [депутаты фракции ПР] были недовольны режимом и ситуацией в стране. Но в свое время, когда у власти был БЮТ, мы также очень активно его поддерживали".

Конъюнктурный мотив выхода бизнесменов из фракции ПР самих парламентариев нисколько не смущает. Дескать, за годы работы в Верховной Раде привыкли, что успех бизнеса напрямую зависит от того, в каком политическом лагере ты находишься. Так что те, кто еще не рискнул дезертировать, к поступку своих вчерашних коллег относятся с пониманием, хотя и признают: вещи нужно называть своими именами, а не прятаться за вывеской сострадания к погибшим.

"Они просто хотят сохранить себя, свое имущество, бизнес и свои возможности, которые у них были накоплены за эти три года, — поясняет Эльбрус Тедеев, депутат Партии регионов. — И это естественно, поскольку все хотят если не быть при каких-то политических или финансовых делах, то хотя бы обезопасить то, что было накоплено".

Причем эти опасения далеко не беспочвенны. Когда в 2010 году городским головой Харькова стал Геннадий Кернес, он тут же начал наступление на активы экс-губернатора Харьковщины Арсена Авакова.

Благодаря одиозному мэру от бизнеса сегодняшнего и. о. министра внутренних дел остались "рожки да ножки". Банк "Базис" был уничтожен, а большинство других активов под давлением проданы. Летом прошлого года Арсен Аваков (подробнее — см. "Себе дешевле", "ВД" ) признался корреспонденту "ВД", что хотя из потерянных активов ему так и не удалось ничего вернуть, сдаваться депутат не планирует.

Теперь процесс, вероятно, пойдет семимильными шагами. Неслучайно ведь член фракции "Батькивщина" заполучил пост и. о. главы МВД, не имея никакого опыта работы в силовых структурах. Еще забавнее выглядит другое. Едва ли не первым заявлением Авакова в амплуа и. о. министра стало сообщение о том, что его заклятые враги — Геннадий Кернес и Михаил Добкин — покинули страну.

Впрочем, большинству регионалов вряд ли стоит всерьез беспокоиться о том, что кто-то из оппозиционеров положит глаз на их активы. У новой власти теперь другая головная боль — найти источники для пополнения казны.

"В бюджете всего 20% от ожидаемых поступлений, — сетует ударовец Сергей Каплин. — Страна давно находится в состоянии дефолта. Мы не можем платить ни по внутренним, ни по внешним обязательствам".

Бег с препятствиями

Многие беглецы из фракции ПР — вчерашние крупнейшие получатели госзаказов. Согласно данным "Forbes Украина", в течение последних двух лет их бизнес осваивал подряды на космические суммы. Среди сегодняшних дезертиров под номером один в рейтинге тендерных чемпионов стал скандально прославившийся экс-глава "Укравтодора", а также ближайший друг Виктора Януковича Владимир Демишкан.

За последние два года фирмам этого нардепа-беглеца удалось отхватить от бюджетного пирога страны кусок в 1,7 млрд грн. Аппетиты других приспособленцев оказались не менее масштабными. К примеру, Вячеслав Богуслаев, совладелец ОАО "Мотор Сич", смог заполучить 850 млн грн., а Тариэл Васадзе, почетный президент "УкрАвто" — 693 млн грн.

Однако теперь их предприятия в серьезной опасности. Ведь эйфория от конвейерного принятия скопившихся за долгие годы решений у оппозиционеров рано или поздно пройдет. И тогда их руки наконец-то дотянутся до перекрытия кислорода бизнесу оппонентов.

Вот и приходится вчерашним регионалам работать на опережение, задабривая новую власть голосами за совершенно не интересующие их законы, а майдановцев — открещиванием от Януковича и его партии, сетованием на силовиков и показательным осуждением убийств.

Впрочем, не только ради госзаказов пыжатся беглецы. Раньше большинству из них удавалось сравнительно легко проталкивать нужные подконтрольному им бизнесу решения. Однако пертурбации во власти, похоже, могут нарушить эту давно сложившуюся традицию. Не прилагая особых усилий, экс-главе тендерной мафии и бывшему регионалу Антону Яценко при Януковиче удалось подмять под себя рынок оценки.

Но сейчас предприимчивый изобретатель коррупционных схем рискует лишиться солидного источника дохода, созданного по образу и подобию его другого скандального творения — Тендерной палаты.

"Власть поменялась, а коррупционная схема так и работает, — возмущается Алексей Амфитеатров, председатель Украинского общества оценщиков. — Яценко монополизировал рынок купли-продажи между физическими лицами. Люди вынуждены обращаться к оценщикам, но на местах они оценку не делают, а собирают документы и отправляют их в Киев в Институт управления качеством оценки, который связывают с Яценко. Там делают электронный вариант отчета, высылают обратно "рабу" [оценщику на месте]. "Раб" ставит подпись и печать".

Впрочем, смена власти может ничего не решить. Ведь мутить воду Антону Яценко удается в каждом созыве парламента. По данным источников "ВД", именно он вместе с Сергеем Буряком, а также Виталием Хомутынником инициировал создание депутатской группы "Экономическое развитие".

Теперь ее члены, среди которых такие символы парламентского приспособленчества, как Сергей Буряк, Тариэл Васадзе и возглавляющий их Анатолий Кинах, умудряющиеся при каждой смене власти перекрашиваться в нужный политический цвет, ведут закулисные торги с и. о. президента Александром Турчиновым.

И если в период, когда ПР рассыпалась, единственной занозой для пришедшей к власти оппозиции были коммунисты, то теперь налаживать диалог придется и с "Экономическим развитием", какие бы мутные договоренности ни скрывало за собой столь позитивное название группы.

Короткая память

Тем временем в самой Партии регионов от приспособленцев отрекаться не торопятся. Сохранившие верность родной политической силе рассчитывают со временем отрезвить перебежчиков и вернуть их в строй.

"Они прежде всего не знают, что делать, — объясняет поведение вчерашних соратников по фракции Евгений Геллер, председатель Комитета по вопросам бюджета. — Мы сегодня-завтра соберем людей. Я уверен, что фракция в итоге будет состоять минимум из ста человек".

Впрочем, усилия были брошены не только на реабилитацию политсилы в Раде. Перед вчерашними соратниками президента стоит задача удержать партийную монолитность в регионах.

"Я вчера встречался с главами местных администраций. Мне рассказали случай, как к одному из них подошли несколько сот человек, приставили нож к горлу и заставили написать заявление о выходе из партии, — оправдывает беглецов Сергей Тигипко. — Сейчас рассылаем телефоны, чтобы к нам могли обратиться наши партийцы. Мы готовы их защищать. Уже договорились с г-ном Ефремовым принимать семьи наших товарищей в Луганске. Будем там их размещать".

Бегство депутатов из провластной фракции Партии регионов вряд ли можно назвать достижением Майдана. Политические дезертиры всегда были, есть и будут. Другое дело, что перебежчики, напуганные сменой власти, очень быстро приходят в себя, и вчерашней оппозиции придется с этим считаться.

Найти способы заполучить голоса порядком поуспокоившихся экс-регионалов, которые на волне революции пока еще голосуют синхронно с "Батькивщиной", "Свободой" и УДАРом, совсем скоро будет непросто. Тем более что собственная депутатская группа — "Экономическое развитие" — у них в парламенте уже есть. И хотя в составе группы сплошь лица вчерашних регионалов, бояться черного шлейфа приспешников Януковича им точно не стоит. Ведь память избирателей на эти вещи слишком коротка.

Читайте также: Дмитрий Боярчук: Майдан может сказать, что новое правительство ему не подходит

Владимир Фесенко: Майдан и нынешняя анархия, когда нападают на имения богачей предыдущего режима, — это точно 1917 год, один в один!

    Реклама на dsnews.ua