• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Дорогая наша таможня

Новый Таможенный кодекс принимался под лозунгами упрощения внешнеэкономической деятельности и установления прозрачных процедур оформления экспортно-им
Реклама на dsnews.ua

Новый Таможенный кодекс принимался под лозунгами упрощения внешнеэкономической деятельности и установления прозрачных процедур оформления экспортно-импортных операций. 

В действительности же большинство новых норм лишь усугубят и без того бесправное положение компаний.

Самой большой проблемой станет новая процедура определения таможенной стоимости, в рамках которой бизнесу придется соглашаться с требованиями таможенников перечислить в казну необоснованно завышенные инспектором налоги.

Цена упрощения

За время пребывания на посту главы Гостаможслужбы Игоря Калетника предприниматели стали в десятки раз чаще заявлять о случаях завышения инспекторами таможенной стоимости. Ссылаясь на закрытую базу данных ГТСУ, блюстители экономических границ страны вынуждают импортеров фиксировать в декларациях не цену инвойса с учетом всех транспортных и маркетинговых затрат (отталкиваясь от нее, предприниматель и рассчитывает уплатить пошлины в казну), а абстрактную стоимость, по которой аналогичный товар якобы ввозили другие субъекты внешнеэкономической деятельности либо по которой он должен продаваться на внутреннем рынке.

В неофициальных беседах инспекторы оправдываются: мол, ничего не поделаешь, приходится изворачиваться, чтобы выполнить план по наполнению бюджета. Взявшись переписывать Таможенный кодекс, его авторы уверяли: новая редакция документа исключит саму возможность инспекторов для подобной самодеятельности.

Свежая версия Кодекса и вправду предлагает множество новаций, призванных перекрыть манипуляции с таможенной стоимостью. Например, оговоренные в ней правки устанавливают исчерпывающий перечень оснований для отказа в таможенном оформлении товаров по заявленной декларантом стоимости товарной партии.

Реклама на dsnews.ua

К таким основаниям относятся неверно проведенный расчет стоимости, неподача основных документов, подтверждающих сведения о заявленной стоимости, а также поступление в органы ГТСУ документально подтвержденной официальной информации таможенных органов других стран о недостоверности индикативной цены, определенной декларантом.

Формально других причин отказать в оформлении по инвойсу у инспекторов нет. Более того, если инспектор не сможет аргументировано доказать, что предприятие подало неполные или недостоверные сведения о грузе, то заявленная декларантом стоимость автоматически признается верной.

Однако все упрощения меркнут на фоне правки, которую протянули через комитет ВР по вопросам налоговой и таможенной политики депутаты, "творчески переосмыслившие" вето Президента. Окончательная редакция Кодекса устанавливает следующее: таможенная стоимость может определяться инспекторами самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенными органами, либо может быть скорректирована по результатам контрольных мероприятий.

То есть у декларанта не будет даже шанса самостоятельно заявить индикативную цену товара, предварительно не посоветовавшись на этот счет с инспектором.

"В случае возникновения разногласий у импортера будет выбор: согласиться с предложенной таможенником корректировкой или просить выпустить товар под гарантийные обязательства. В любом случае в итоге налоги платятся со стоимости, определенной таможней. Хотя по правилам ВТО декларанту должно предоставляться время для обоснования своей позиции, а таможенный орган обязан принимать свое решение с письменным обоснованием", — говорит старший менеджер отдела налоговых и юридических услуг PwC в Украине Игорь Даньков.

В качестве утешительного приза для компаний в Таможенный кодекс внесена поправка, по которой штрафы и взыскания не будут налагаться за случайные ошибки в декларации. По ныне действующим правилам даже элементарная описка, не влекущая за собой изменение таможенной стоимости, чревата для компании заоблачными штрафами, которые могут достигать 100% стоимости товара.

"Штрафы или конфискации товаров за неумышленную ошибку в определении кода стали серьезной проблемой для декларантов. Речь идет о случаях, когда точное определение кода товара требует специальных знаний и связано с необходимостью лабораторных или других исследований", — поясняет партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар.

Согласно новому Кодексу, отвечать за подобные ошибки декларанту придется лишь том случае, если он допускает их систематически (два и более раз в месяц). Штрафы за неправильную классификацию товара также будут налагаться лишь в том случае, если решение таможни о смене кода товара было принято на основании недостоверной или неполной информации от самого декларанта.

Параллельно существенно увеличены размеры санкций за нарушения таможенных правил, в том числе и случающиеся по недосмотру поставщика. "Например, недостоверное декларирование вследствие коммерческой пересортицы может привести к конфискации товара и наложению штрафа в размере его стоимости", — говорит Игорь Даньков.

Инспектор как всегда прав

Одной из главных новаций документа, которую таможенные чиновники продвигают как существенное упрощение, является право декларантов оформлять грузы на любой таможне без открепительных документов и аккредитации. Формально эта норма действительно может сократить логистические расходы компаний.

Ведь по новым правилам вместо оформления груза в порту или на границе они смогут проводить растаможку ближе к конечному пункту назначения. Однако опрошенные "ДС" брокеры рассказали, что органы ГТСУ полным ходом готовятся к "разделению труда". Планируется, что после вступления в силу новой редакции Кодекса отдельные региональные таможни будут специализироваться на обслуживании отдельных видов грузов, например продуктов питания или бытовой техники.

"Под видом "свободного выбора" таможни декларанты вынуждены будут оформляться по отраслевому признаку только в одном или двух регионах. Такая "специализация" уже апробируется сегодня. Один из моих грузов долго не выпускала таможня в Виннице, пока "доброжелатели" не посоветовали обратиться на таможню в Херсоне, где система пропуска таких товаров уже якобы отлажена через коррупционные цепочки", — рассказал брокер — собеседник "ДС".

К сомнительным улучшениям стоит отнести и узаконенное сокращение сроков таможенного оформления с 24 до 4 часов. Формально эти сроки можно соблюсти при оформлении грузов, не требующих проведения лабораторных экспертиз, или в том случае, если у декларанта окажутся на руках все документы, которые может затребовать инспектор.

Что выглядит фантастично. Чтобы ускорить таможенников, у компании есть единственный способ: самостоятельно фиксировать время приема и возвращения декларации. Но на это у инспекторов есть свое "противоядие".

"Согласно положениям нового Кодекса срок таможенного оформления может продлеваться на 10–20 дней, необходимых для проведения исследования проб (образцов). Процедура исследования может быть и более длительной, если эксперт затребует дополнительные документы или понадобится повторная экспертиза", — говорит Оксана Кобзар.

Поэтому и после вступления в силу новых правил провоцировать конфликт с инспекторами, фиксируя время рассмотрения таможенной декларации, окажется себе дороже. В ответ таможенник может смело назначить проведение экспертизы, которая надолго заморозит грузы на границе.

Настоящее упрощение на границе могут получить лишь так называемые уполномоченные операторы внешнеэкономической деятельности — добросовестные компании, долгое время работающие на внешних рынках. Сейчас таможня заносит их в так называемые белые списки, попав в которые предприятие может вне очереди и без особых проверок оформлять свои грузы. После вступления в силу нового Кодекса ГТСУ сформирует новый перечень счастливчиков из уполномоченных операторов.

Для получения сертификата уполномоченного экономического оператора компания должна будет подать весьма объемный пакет документов. А также сведения о степени риска импортируемых и экспортируемых товаров, степени безопасности и защиты информации, которая будет в режиме онлайн передаваться таможенным органам в ходе прохождения таможенных постов.

Критерии оценки таких данных законодательно не закреплены, поэтому блюстители экономических границ смогут трактовать их максимально своеобразно, чтобы отобрать в перечень лишь приближенные компании либо стимулировать их к "аргументированному" подходу к вопросу включения в список.

Президент своими правками перенес ответственность за порядок оценки этих критериев с ГТСУ на Минфин. Однако это вовсе не значит, что процедуры отбора уполномоченных операторов станут прозрачнее. Наверняка более высокие кабинеты, через которые будут проходить предприниматели, желающие оформлять грузы на льготных условиях, будут предполагать и более щедрое вознаграждение чиновникам, поспособствовавшим их получению.

А вот норма о возмещении ущерба действиями таможенных инспекторов в ходе проведения проверки или таможенного досмотра товара, другой деятельности или бездеятельности — пока является декларативной, поскольку это возмещение должно определяться в порядке, "предусмотренном законом". Разработать и подать соответствующий порядок в парламент Кабмин должен в течение трех месяцев. Однако очень сомнительно, чтобы эти сроки были соблюдены. Ведь к средине лета народные избранники будут увлечены избирательной кампанией.

Зато у самих таможенников появилась новая возможность "наказать" строптивые компании. Теперь ответственность за груз и риск конфискации транспортного средства несут перевозчики. Хотя они, по сути, не имеют никакого отношения к тем документам, которые оформляет экспедитор или брокер.

Норм, способных реально упростить жизнь отечественному бизнесу, в Кодексе немного. Главным его достоинством является консолидация большого количества разрозненных нормативных актов, в первую очередь, изданных самими таможенниками. Еще один плюс — существенное сокращение сроков, в течение которых декларант может быть привлечен к ответственности.

Согласно действующим правилам таможенники могут налагать штрафы, конфисковывать контрабандный товар и транспортные средства, на которых они перевозились, в течение трех лет после выявления правонарушения. Но после 1 мая текущего года административное взыскание, если нарушение не предполагает возбуждения уголовного дела, может быть наложено только в течение месяца. С трех лет до двух месяцев сокращаются и сроки задержания товара и транспорта на время расследования.

Однако самым главным риском является желание инспекторов обойти нормы документа, как бы идеально они не были выписаны. Опыт большой и слаженной команды Игоря Калетника в этом вопросе не вызывает у предпринимателей никаких сомнений.

"Семье" нужны деньги на выборы

На минувшей неделе Верховная Рада приняла новую редакцию Таможенного кодекса с поправками Президента. Теперь по желанию Виктора Януковича Гостаможслужба превратилась в послушного исполнителя желаний Минфина под руководством доверенного лица хозяина Банковой Юрия Колобова. Ведомству же Игоря Калетника досталась скромная роль наполнителя бюджета. Причем, в ближайшее время его подопечным придется серьезно поднатужиться.

По словам самих налоговиков, Виктор Федорович увеличил для ГТСУ годовой план по сбору налогов еще на 7 млрд грн. Хотя президентское окружение считает, что таможня вполне могла бы дополнительно осилить и 10 млрд грн. Поступления от внешнеэкономической деятельности там считают самым реальным источником финансирования предвыборного социального пиара "регионалов".

Сам Президент пояснил пересмотр таможенных планов по-другому: парламент обеспечил г-ну Калетнику хорошую законодательную базу и утвердил новый Таможенный кодекс, о котором он ратовал последние годы. Самим таможенникам увеличили зарплаты.

Теперь же, чтобы обеспечить выполнение поставленных перед ним задач, главе ГТСУ нужно навести порядок в своем ведомстве: избавиться от прикормленных посредников между компаниями и таможенниками и вычистить из органов обнаглевших коррупционеров. По слухам на Банковой уже составлены списки руководителей ГТСУ среднего звена, запятнавших честь мундира. И в ближайшее время ведомство ожидают массовые увольнения.

Власти уверены, что тотальная зачистка таможни позволит перенаправить теневые доходы зарвавшихся чиновников в бюджет. Причем так, что сами предприниматели не ощутят дополнительной нагрузки от повышения планов таможенных сборов. Но, как показывает печальный опыт украинского предпринимательства, на смену ушедшим взяточникам в погонах всегда приходят другие. И, чтобы ублажить и их, и бюджетные запросы, расходы на "растаможку" придется увеличить в разы.

    Реклама на dsnews.ua