Джон Харди о наших евробондах и как Киеву играть на торговой войне США с Китаем

Главный валютный стратег Saxo Bank о китайско-американской холодной войне в торговле, глобальном подорожании агропродукции и возможностях для Украины на мировых рынках капитала

"ДС" Ведущие организации, бизнесмены и эксперты регулярно говорят о возможном мировом экономическом кризисе. В числе причин обычно называют политику дорогого доллара и отток капитала из развивающихся рынков. Как вы считаете, кризис уже на горизонте? И как наша развивающаяся страна могла бы к нему подготовиться?

Д.Х. Я думаю, лучше говорить не о кризисе, а о конце экономического цикла. Особенно в США. Что касается дорогого доллара, это очень короткая история, потому что, когда ФРС дойдет до конца цикла (это уже будет совсем скоро, ведь американская экономика, долговой рынок более высокие ставки не потянет), мы увидим ослабление доллара. Что и вызовет как раз долговой кризис на ряде рынков. Другое дело, не факт, что все развивающиеся рынки обязательно пострадают от этого.

"ДС" Учитывая, что наши основные статьи экспорта - это металл и агропродукция, насколько может пострадать Украина?

Д.Х. Это хорошо, что вы диверсифицируете экспорт - металл, агрокультуры. Потому что циклы разные, это создает экспортный баланс. Сырье очень дешево сейчас, относительно других активов оно реально перепродано. Особенно сельхозкультуры. Поэтому для вас это хорошая история в том смысле, что стоимость именно сельхозкультур будет расти. Есть цикличность, конечно, но мы ожидаем репрайсинг.

"ДС" Какие еще, кроме цикла, есть причины для кризиса? Возможно, это торговая война между США и Китаем?

Д.Х. Это действительно серьезный фактор риска, но это и возможности. В чем риск? Торговая война — это плохо для всех, для любого роста. Потому что мы говорим о деглобализации. То есть в Китае перепроизводство, им нужно искать другие рынки сбыта. А в США, наоборот, цены будут повышаться, ведь если они отказываются от китайских товаров, если они переводят производство обратно в США, это повышает цены. То есть дома им создавать новые производственные мощности дороже, чем в Китае. Получается, проигрывают и те и другие.

По сути, сейчас мы наблюдаем торгово-экономическую холодную войну между США и Китаем за рынки влияния. Здесь есть и возможности, и риски. Самым худшим сценарием будет тот, в котором Китай и США соперничают за исключительное влияние на другие страны, как это было в случае советско-американской холодной войны. Как только Куба обратилась за помощью к Советскому Союзу, она сразу же стала врагом США. Более дружественной была бы ситуация, в которой США и Китай должны конкурировать за добрую волю третьей нации за счет инвестиций и улучшения дипломатических отношений.

Для Украины все будет зависеть от того, как она сможет играть в этот пасьянс и кто разрешит ей, извините, играть в эту игру. К примеру, Китай, как вы знаете, всегда нуждается в сырье. Китай импортирует огромное количество продовольствия, это означает, что Украина является ценной для Китая, поскольку ее потенциал как источника зерна и, возможно, других сельскохозяйственных продуктов выше.

Различные ресурсы, такие как ячмень для производства пива или железная руда для производства стали, могут быть более ценными для направлений в Западной Европе. Если Украина сможет разыграть свою собственную карту и обратиться к интересам нескольких крупных держав, это может быть беспроигрышным вариантом, если холодная война представляет собой скорее экономическое соперничество, нежели идеологическое, как между США и Советским Союзом.

"ДС" К тому, как мы можем выигрывать. Недавно прочитал на Bloomberg, что в связи с повышением пошлин европейским компаниям становится дороже выпускать в Китае товары для поставок в США, чем если бы они производили их в Восточной Европе. Для Украины — это шанс. Но что нужно нам сделать, чтобы им воспользоваться?

Д.Х. Прежде всего Украине нужно "прибраться" дома. Я говорю об инфраструктуре, стабильности, обеспечении контрактных договоренностей, дружелюбных условиях для внешнего капитала, борьбе с коррупцией, улучшении судебной системы — это традиционный набор базовых условий для привлечения иностранных инвестиций. Вопрос — сколько стоит мне перенести мощности сюда? Они будут близко, а с точки зрения рынка труда отлично — труд дешевый на всех уровнях, даже в некоторых высококвалифицированных IТ-работах. Это хорошо, но нужно подтянуть другие элементы.

"ДС" А как насчет китайских инвестиций в Украину?

Д.Х. Вообще, нет ничего круче, чем приглашать иностранцев, чтобы они тебе все создали. В идеале у них уже есть знания, опыт и деньги для создания инфраструктуры и рабочих мест в локальной экономике. Но критика политики Китая "Один путь и один пояс", которая предусматривает строительство портов, железных дорог и другой инфраструктуры, заключается в том, что долг для этих проектов находится в местной экономике, где осуществляются инвестиции, и что эти страны не могут позволить себе этот долг. Идея состоит в том, что существует риск потери суверенитета: с одной стороны, когда Китай приходит, все для вас построено, с другой — теперь вы танцуете под его дудку. Соединенные Штаты критикуют Китай за это, но сами в конечном итоге должны предложить что-то, чтобы конкурировать со своим соперником.

Кроме того, если китайское производство в Украине будет чрезмерным, то что скажет остальная Европа? И поэтому Украина думает, а насколько отдаться сотрудничеству с Китаем... Здесь есть действительно гигантские возможности. Но в конечном счете вас притянет магнитом какая-то сверхдержава, это не тот мир, где вы можете долго создавать какую-то свою историю.

"ДС" В сентябре инвесторы начали возвращаться на рынки развивающихся стран. Сколько средств, по вашему мнению, Украина могла бы привлечь, размещая гособлигации, и под какой процент? (После записи интервью, 26 октября, СМИ сообщили, что Минфин разместил 5-летние и 10-летние евробонды в сумме на $2 млрд под 9% и 9,75% соответственно, - ред.)

Д.Х. Возможность очевидная. Все зависит от ликвидности рынка...

"ДС" Просто многие говорят, пока МВФ не даст нам очередной транш, то не будет и других крупных кредитов. Но ведь мы способны брать в долг на мировых рынках, пусть и под больший процент?

Д.Х. Более высокая процентная ставка по заимствованиям будет отражать повышенный риск — вполне вероятно, что Украина не сможет заимствовать на разумных процентных уровнях, если транш МВФ не зайдет.

"ДС" Так, в прошлом году мы разместили 15-летние еврооблигации на $3 млрд под 7,4%. А в этом году, сколько денег можно привлечь под евробонды?

Д.Х. В настоящее время эти облигации торгуются с доходностью 9,3%. Несмотря на то что ставки в развивающихся странах немного улучшились в последние месяцы, к Украине это не относится, и для размещения подобных облигаций на рынке придется платить 9,3% или выше, если выпуск долговых обязательств будет шире.

"ДС" А вот еще одна возможность для займа. Пекин добивается более широкого использования юаня. В свою очередь, и. о. министра финансов Оксана Маркарова заявила, что Украина может впервые разместить гособлигации, номинированные в юане. Как вы оцениваете шансы на такую сделку?

Д.Х. Прежде всего Китаю нужно открыть свой рынок по-настоящему. Ведь есть оншорный рынок, на котором можно торговать только внутри Китая, а есть офшорный юань. Сейчас реальной ликвидности по юаню нет. Если китайцы действительно хотят ускорить процесс, им нужно убрать контроль капитала и реально открыть рынок капитала. А они боятся, потому что их валюта до сих пор переоценена, они очень бояться, что те, кто сейчас сидит в Китае, возьмут капитал и убегут. Помните, в 2015 году они начали ослаблять юань — у них резервы упали сразу на триллион (хотя у них все еще есть 3 трлн резервов), даже несмотря на профицит платежного баланса, потому что китайцы массово начали выводить капитал из страны.

"ДС" Так Украина может выпустить облигации в юане?

Д.Х. Только когда появится ликвидность и будет открытый китайский рынок, если каким-то образом Китай не захочет спонсировать эти бонды, чтобы стимулировать новый рынок юаня или будущую позитивную позицию в торговле или других сделках.

"ДС" Давайте посмотрим на ситуацию в контексте сценария, о котором у нас говорят многие политики и эксперты: если МВФ не даст денег, то в Украине может произойти дефолт... Как вы оцениваете такую вероятность?

Д.Х. В Украине же резервов почти нет... Если МВФ денег действительно не даст, то проблемы будут. Неважно, под какой процент вы предложите облигации. Ведь если вы предлагаете ставку, вы должны быть способны ее погасить. Для этого вы должны иметь внешний профицит (получать больше дохода от экспорта, чем вы отправляете на импорт, и не располагать дефицитом бюджета большим, чем ваш торговый излишек), то есть вы должны показать, что у вас есть доход или сбережения для оплаты.

"ДС" Но ведь мы и другими путями привлекали дешевые кредиты. Так, в 2014 и 2015 годах Украина разместила облигации в сумме на $2 млрд, но под гарантии США, и поэтому процент у нас был порядка 1,8. А сейчас такое возможно?

Д.Х. Конечно, но ведь это геополитическое решение. Я думаю, тогда оно было связано с тем, что происходило в Крыму и в Восточной Украине. А сейчас не 2014 год. Если американцы снова такое сделают, это будет уже геополитический шаг со стороны США. Соответственно, они должны будут взвешивать стоимость такого решения: что скажет Россия? Все зависит от того, хотят ли они, условно говоря, назначить вас своим союзником в этом регионе. Я думаю, для США это будет потенциальный риск в контексте осложнений в отношениях с Россией. И так ведь сплошные угрозы и санкции...