• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Футбол на весь мир

Международный олимпийский комитет впервые рассмотрел вариант проведения летних Игр в Советском Союзе еще в 1969 году. Прежде ни одна Олимпиада еще не
Реклама на dsnews.ua

Международный олимпийский комитет впервые рассмотрел вариант проведения летних Игр в Советском Союзе еще в 1969 году. Прежде ни одна Олимпиада еще не проводилась в социалистической стране. Члены комитета и теперь не стали рисковать, доверив Олимпиаду канадскому Монреалю. В 1974-м СССР вторично претендовал на Игры. И победил — "хозяйкой" летней Олимпиады-80 избрали Москву.

Спустя полгода в Белокаменной создали оргкомитет по проведению Олимпийских Игр. Его члены, взвесив реальные возможности столицы СССР, пришли к неутешительному выводу: город не сможет принять всех спортсменов, тренеров, гостей, журналистов и болельщиков. Выход нашли оригинальный: часть футбольных матчей перенести в Киев, Ленинград и Минск, парусную регату — в Таллин, а соревнования по пулевой стрельбе — в подмосковные Мытищи.

Однако генсек Брежнев остался недоволен таким поворотом событий. Он ожидал, что в Москве намечается нечто вроде чемпионата мира. Но из записки оргкомитета Леонид Ильич понял, что предстоит провести масштабное мероприятие по всей стране. Встревоженный предстоящими затратами, генсек отправил записку заведующему Общим отделом ЦК Константину Черненко: "Как-то сложилось, что нами принято решение провести Олимпиаду в СССР. Стоит это мероприятие колоссальных денег. Возможно, нам стоит пересмотреть этот вопрос и отказаться от проведения Олимпиады. На первый план выдвигаются вопросы о стоимости мероприятия. Некоторые товарищи подсказали, что есть возможность отказаться... уплатив какой-то небольшой взнос в виде штрафа".

Спортивные функционеры бросились доказывать, что Олимпиада — отличная возможность продемонстрировать всей планете безграничные возможности социализма. А в такую политическую рекламу есть смысл вложить деньги. Спортивно-финансовые страсти кипели около года. И генсек сдался. План проведения Олимпиады в шести городах отправили на утверждение в Международный олимпийский комитет. В июне 1977-го пришел положительный ответ.

В Киеве создали республиканский оргкомитет во главе с зам­предом правительства УССР Павлом Есипенко. Трижды в неделю черные "Волги" министров съезжались к старинному зданию по Андреевскому спуску, 38, где расположился оргкомитет. Решили обновить киевский Центральный стадион и построить "олимпий­скую деревню". Кроме того, в столице УССР предстояло создать соответствующую туристическую инфраструктуру: гостиницы "ин­­туристовского" класса, рестораны, места развлечений.

Общаги по цене трех звезд

Поначалу Центральный стадион вызывал меньше всего волнений. Он был одним из самых больших в СССР: два яруса трибун, вмещающих 100 062 зрителя, а также ложа для прессы, рассчитанная на 4000 журналистов. В 1975-м именно здесь киевское "Динамо" принимало европейские клубы в рамках розыгрыша Кубка кубков УЕФА и Суперкубка, поэтому состояние стадиона считали хо­­рошим. На его косметический ремонт Москва ассигновала 5 миллионов рублей.

Реклама на dsnews.ua

Однако члены оргкомитета, осмотрев стадион, схватились за голову: сидения покосились, освещение маломощное, а поле без дренажа — если во время матча хлынет дождь, гонять мяч будет сложно. Решили оставить только железобетонные конструкции, а все прочее заменить. На это понадобилось 23 миллиона рублей. Где их взять? Часть средств "нашли" в бюджете УССР. Остальное — поступления от продажи в республике товаров с олимпийской символикой.

Деньги на реконструкцию стадиона распределили по строительным организациям. Тендеров не проводили. На футбольном поле сняли метр грунта, подвели двойной дренаж и засеяли специально разработанной смесью из десятка сортов травы — рецепт позднее получил Госпремию СССР. Поле стало мягким, как подушка, и мгновенно высыхающим. На стадионе оборудовали современный пресс-центр, установили чашу для олимпийского огня. На протяжении двух лет строительные работы не прекращались ни на минуту — люди вкалывали круглосуточно, в три смены. Модернизацию едва завершили за две недели до открытия Олимпиады. Обновленный стадион переименовали в Республиканский. Одноименную станцию метро построить не успели — она открылась лишь через полтора года. Ныне это "Олимпийская".

Возле стадиона возвели "олимпийскую деревню" — 21-этажную гостиницу "Русь". Там должны были поселиться футболисты и тренеры. Для размещения членов олимпийских комитетов стран-участниц, судей, почетных гостей решили построить гостиницу "Спортивная" и реконструировать "Днепр". Для иностранных болельщиков запланировали отремонтировать "Лыбидь", а также возвести "Братиславу" и "Турист".

Через год оказалось, что план поселения участников и гостей футбольного турнира трещит по швам. Из-за нехватки стройматериалов не удастся сдать "Турист" до начала Олимпиады. Еще хуже со "Спортивной" — вместо 20-этажки торчат лишь буронабивные сваи. С них срезали арматуру и замаскировали строительную площадку под некую трибуну. Мол, у нас тут иногда собираются люди на митинги…

Болельщиков решили поселить в срочно отремонтированных студенческих общежитиях — поставили удобные кровати, отремонтировали душевые и туалеты. 28 модернизированных "общаг" представили иностранцам как трехзвездочные отели.

Без фарцовщиков и алкашей

За неделю до открытия Игр столицу УССР зачистили от "нежелательного элемента". Рассказывают, в республиканское МВД пригласили несколько авторитетных "воров в законе" и велели убрать своих "орлов" из Киева до окончания Олимпиады. Возле гостиниц, в которых обычно останавливались иностранцы, милиция провела облавы — задержанных фарцовщиков затолкали в автобусы и вывезли на 101-й километр. Убрали из города и алкашей, состоявших на учете в наркологическом диспансере. Подземные переходы очистили от инвалидов, просивших милостыню.

Власти также боялись, что с иностранцами, которые приедут в Киев, будут искать встреч диссиденты. И на Западе узнают правду о многих негативных сторонах советской жизни. Поэтому многих диссидентов под надуманным предлогом доставляли в райотделы милиции и давали 15 суток — как раз на период проведения Игр.

Еще одна проблема — проститутки. Официально их не существовало, но милиция-то знала реальное положение дел. Тружениц горизонтальной профессии вывезли в колхозы и расселили по хатам, запретив возвращаться до закрытия Олимпиады. В Киеве оставили только элитных проституток, сотрудничавших с КГБ. Им поручили добывать нужные сведения у клиентов-иностранцев. За это платили фиксированную зарплату. А за особо ценную информацию — премию.

Центр города не перекрывали. Крещатик и прилегающие улицы жили в обычном режиме. Но чтобы разгрузить город, транзитный транспорт пустили в объезд Киева. А киевлян еще с весны всячески стимулировали выехать из города, особенно в интервале от 15 июня до 15 августа. Например, предоставляли первоочередные путевки в пансионаты и дома отдыха. В пионерских лагерях ввели продленные 40-дневные смены. Учащихся ПТУ отправляли на сельхозработы, а студентов — в стройотряды. В киевских троллейбусах и трамваях стало приятно ездить: салон едва заполнялся наполовину. Город помыли до блеска, на дорогах залатали выбоины.

Киевляне, оставшиеся в городе, познакомились благодаря Олимпиаде с иностранными автоматами, разливавшими пепси-колу. На Республиканском стадионе попробовали новый напиток — фанту. В ресторанах, обслуживавших гостей Олимпиады, увидели одноразовую посуду — ее наличие было требованием Международного олимпийского комитета. Ну а в киевских гастрономах наступило временное изобилие: на прилавках в свободной продаже появились водка "Финляндия", сигареты "Мальборо", финское сливочное масло. Пусть, мол, иностранцы думают, будто в СССР все это продается запросто.

Футбол по цене утюга

В период с 20 по 27 июля в Киеве состоялось шесть отборочных матчей, в которых команды соревновались за первые два места в подгруппах, а также четвертьфинальный поединок. Для проведения олимпийских матчей напечатали специальные билеты с олимпийской символикой: цветные, на плотной бумаге, с надписями на трех языках. Минимальная цена (5 рублей) сопоставима со стоимостью электроутюга (4 рубля 80 копеек). Самые дорогие билеты стоили 10 рублей. Кроме того, выпустили 10 тысяч льготных билетов для школьников по 10 копеек.

Билеты на олимпийские матчи распределяли по предприятиям и учреждениям, где их разыгрывали среди сотрудников. Говорили, такая система позволяет избежать спекуляций. Но на самом деле это был еще и способ фильтрации публики: на трибуны мог попасть только киевлянин и только работающий. Это делалось, чтобы избежать нежелательных эксцессов во время матчей.

Впрочем, никаких эксцессов и не было. В Киев приехало почти втрое меньше иностранцев, чем ожидалось. Причина? За полгода до начала Игр советские войска вошли в Афганистан, в результате 64 страны объявили бойкот Олимпиаде-80. Да и из тех, что приехали, 85% оказались представителями социалистических стран Восточной Европы и "народных демократий" Африки. Болельщиков из капиталистических стран приехало не так уж и много. На киевских улицах их незаметно сопровождали сотрудники госбезопасности в штатском — страховали от возможных недоразумений. И, понятно, следили за ними.

За несколько часов до начала матча все подходы к стадиону перекрывали милицейские патрули. У каждого болельщика тщательно проверяли наличие билета на сегодняшнюю дату. При входе на стадион контролеры отрезали у билета правый нижний угол, чтобы уже издали было заметно, что билет "погашен".

Из команд, игравших на поле Республиканского стадиона, наибольшего успеха добились футболисты ГДР — завоевали второе место. Сборная СССР, в составе которой играли киевляне Владимир Бессонов и Сергей Балтача, в Киеве не выступала. За матчами с ее участием киевляне наблюдали по телевизору. Увы, родные стены не помогли советским олимпийцам. Им достались бронзовые награды. Болельщики не могли скрыть своего разочарования, ведь в душе многие надеялись на "золото".

    Реклама на dsnews.ua