• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Глубокий газ

Украина готова приступить к освоению глубоководного шельфа Черного моря. Для этого НАК "Нафтогаз Украины" собирается купить две полупогружные плавучие
Реклама на dsnews.ua

Власть считает, что вопрос энергетической безопасности Украины будет решен за счет освоения глубоководного шельфа Черного моря. "ВД" выясняла, так ли это.

Украина готова приступить к освоению глубоководного шельфа Черного моря. Для этого НАК "Нафтогаз Украины" собирается купить две полупогружные плавучие буровые установки (далее — ППБУ). Согласно данным геологического изучения Черноморского бассейна, значительные залежи нефти и газа находятся на средних глубинах моря (от 120 до 1 тыс. м).

Конкурс был объявлен 28 сентября 2012 г. Конечный срок приема заявок — 29 ноября 2012 года. Ориентировочная стоимость двух новых ППБУ составляет $1,4 млрд. По расчетам НАК, срок окупаемости — до восьми лет. Экономический эффект при текущих мировых ценах нефти и газа составит порядка $20 млрд.

Теперь выгодно

Принятию решения о начале разработки украинского глубоководного шельфа предшествовали два года исследований, в которых принимали участие украинские научные институты и добывающие предприятия, зарубежные производители и пользователи, инвестиционные компании и банки. Первые подобные проекты были начаты ведущими мировыми нефтегазовыми компаниями всего 10 лет назад, поэтому до сих пор любой новый проект по своей технической сложности является уникальным.

Ранее отечественный глубоководный шельф не разрабатывался по двум причинам, говорит эксперт отрасли Валентин Землянский. "Во-первых, уровень добычи нефти и газа на традиционных месторождениях был достаточно высок, к тому же цены на российские углеводороды были вполне приемлемы. Во-вторых, отсутствовали технические возможности. Сегодня эти причины уже не актуальны, что диктует экономическую целесообразность работы на больших глубинах", — пояснил эксперт.

Оставшиеся на суше месторождения либо очень маленькие, либо находятся в очень труднодоступных районах. Например, недавно на территории Харьковской области было открыто Западно-Борисовское месторождение, его запасы порядка 1,7 млрд кубометров газа. Это категория "мелких" месторожений. И, к сожалению, стоит признать, что за последние 20 лет на сухопутной территории Украины не было открыто ни одного крупного месторождения, о чем министр топлива и угольной промышленности Юрий Бойко говорил еще пару лет назад.

Реклама на dsnews.ua

Истощаются месторождения и усложняются технологии добычи и в России. Поэтому бурить приходится глубже, а идти все дальше в труднодоступные районы. Буквально на прошлой неделе президент России Владимир Путин тоже признал, что российскому "Газпрому" в будущем придется уходить все дальше за Северный полярный круг, на Дальний Восток.

А начальник департамента налоговой политики ОАО "Газпрома" Карен Оганян заявил, что к 2030 году более 60% российских месторождений будут со сложными условиями добычи. Кстати, за полярный круг идут и американские компании. Возобновляются проекты добычи газа на Аляске, под которые планируется строительство газопровода стоимостью $65 млрд. В следующем году Россия начнет разработку шельфа в Арктике.

К сложным условиям добычи углеводородов добавляется еще экономический кризис, поэтому ждать снижения цен на энергоносители уже не стоит.

Рынок буровых

Рынок полупогружных морских буровых установок (ППМБУ) достаточно узок. Всего по миру их насчитывается не больше сотни. К тому же для условий работы на глубоководных шельфовых месторождениях Украины необходимым критериям удовлетворяют не более 20. Они рассредоточены по регионам мира, и аренда на них расписана на ближайшие два года.

Стоимость такой аренды достаточно высока, например та установка, что бурила шельф на территории Румынии, обошлась в $700 тысяч в сутки. Таковы данные ООО "Нефтегазстройинформатика", которое обеспечивает аналитическое сопровождение конкурса.

Проектирование и строительство ППМБУ в настоящее время "ведут" верфи по всему миру, но наибольшее количество таких установок было построено за последние годы в Азии: в Китае, Сингапуре, Южной Корее. Каждая мобильная буровая платформа является уникальным изде­лием, стоимость колеблется от $530 млн до $1 млрд за единицу.

Тенденция к увеличению темпов добычи нефти ведет и к постепенному росту спроса на морские буровые платформы. Согласно прогнозам консалтингового агентства Rigzone, общий спрос на них будет увеличиваться примерно на 10% в 2012-2014 годах.

Для Украины, учитывая тот факт, что НАК "Нафтогаз Украины" рассматривает вариант развития собственного бурового флота, стоимость полупогружных морских буровых установок будет зависеть от нескольких факторов. "Во-первых, следует ориентироваться на передовые инженерные решения — шестое поколение ППМБУ. Во-вторых, длительность сезона штормов в акватории Черного моря и их прогнозируемая интенсивность совокупно с необходимостью выполнения бурения на глубинах моря до 1000 м при длине ствола скважины до 5000 м, будут требовать совершенной системы позиционирования установки.

В то же время отсутствие сложной ледовой обстановки снижает нормативы прочности конструкций, что приведет к уменьшению окончательной стоимости проекта на 15-20%. Т. е. примерные затраты на строительство современных ППМБУ шестого поколения для условий структуры Паласа составят $700-800 млн (за единицу — прим. "ВД"), — подсчитал Леонид Униговский, директор ООО "Нефтегазстройинформатика".

В феврале с. г. в процессе строительст­ва на мировых верфях было 54 буровых судна, 67 самоподъемных буровых установок (СПБУ), аналогичных тем, что уже закуплены — "Петр Годованец" и "Независимость", и 20 ППМБУ. По словам Леонида Униговского, скорее всего, существуют варианты приобретения готовой установки, но вероятность не очень высока, поскольку большинство ППМБУ не удовлетворяет условиям работы на площади Паласа.

Впрочем, верфи Сингапура уже готовы приступить к началу проектирования и строительства. Учитывая все особенности Черного моря и рельефа дна, а также требования НАКа, это займет около трех лет. Согласно данным "Нефтегазстройинформатики", если учесть время транспортировки и подготовительные работы, то начало разведочного бурения следует ожидать через 3,5 года.

Сроки по вариантам сооружения собственной ППМБУ или аренды существующей отличаются максимум на шесть-восемь месяцев. Этого времени хватит, чтобы решить все финансовые вопросы. Ожидается, что закупка буровых платформ будет осуществлена за счет коммерческих кредитов и денег холдинга и не потребует привлечения бюджетных средств. Прецедентов участия судостроительных компаний или посредников в кредитовании заказчиков на этом рынке не зафиксировано.

Перспективы

Сегодня в украинской части Черного моря находится пять глубоководных нефтегазоносных участков: Прикерченский (принад­лежит компании "Ванко-Прикерченская"), Скифский (право на разработку получила ExxonMobil), Форосский (выставлен на конкурс), структура Паласа и Таврийская площадь. Наиболее перспективный из них — Паласа, лицензия на него принадлежит НАК "Нафтогаз Украины".

Поэтому он и рассматривается, как первоочередной объект для освоения на средних глубинах моря — 450-850 м. Прогнозируемые запасы свободного газа в пределах участка Палласа по данным НАКа составляют около 120 млрд куб. м газа (в т. ч. украинских часть — 86 млрд куб. м), растворенного газа — 8,6 млрд куб. м (украинская часть — 8,2 млрд куб. м), нефти и газового конденсата — 70 млн тонн (украинских часть — более 45 млн тонн).

Планируется, что на этапе разработки нефтегазоносных объектов в Черном море будет осуществлено бурение около 200 эксплуатационных скважин глубиной от 4,950 тыс. м до 6,050 тыс. м.

Впрочем, прежде чем приступить непосредственно к бурению, "Нафтогаз Украины" 4 октября с. г. объявил еще один конкурс — на проведение сейсморазведки и создание 3D карт на площади Паласа. В дальнейшем предполагается бурение 15 разведочных и 162 эксплуатационных скважин глубиной от 4950 м до 6050 м. Как пояснил пресс-секретарь "Чорноморнафтогаза" Андрей Коновалов, бурение одной глубоководной скважины обходится до $100 млн, а результаты не всегда радужные.

За последние несколько лет Турция на своем участке при поддержке крупных зарубежных компаний пробурила пять глубоководных скважин, и все они оказались "сухие". Так что при разработке глубоководного шельфа инвестиции в $80-120 млрд являются вполне оправданными.

Кроме того, новые полупогружные буровые позволят госхолдингу реализовать планы по геологическому изучению акватории Прикерченского шельфа, Скифского и Форосского участков. Формы сотрудничества с хозяевами лицензий будут найдены в процессе переговоров, сообщили корреспонденту "ВД" в НАКе.

"Чорноморнафтогаз", по словам пресс-секретаря госкомпании, надеется стать оператором по разработке глубоководного шельфа. Пока что ее деятельность сосредоточена на мелководном шельфе, где глубина не более 120 метров. Шансы получить этот "кусок пирога" у компании есть, учитывая, что за прошлый год она успела выстроить себе витрину, в виде дообустройства месторождений Архангельского и Голицынского, а в 2012-м — приступила к разработке Одесского и Безымянного месторождений, до которых у государства не доходили руки 20 лет.

Самоподъемная буровая установка "Петр Годованец" за время своей работы июнь-сентябрь 2012 года пробурила уже три дополнительных скважины, что дало прирост добычи в 53 млн кубометров газа, и бурение продолжается. Совсем скоро к ней присоединится и вторая буровая "Независимость". Платформа уже прошла пролив Босфор и стала на комплектацию в турецком порту Гизесун.

Фронт работ для обеих платформ уже определен. "С 2012 по 2015 годы "Чорноморнафтогаз" планирует освоить семь новых, дообустроить два действующих месторождения и увеличить добычу в 3 раза — с 1 млрд 56 млн куб. м в 2011 году до 3 млрд куб. м в 2015-м. В 2013 году мы дадим прирост в 400 млн кубометров, а уже в 2014-м газом собственной добычи будет полностью обеспечен Крым, чьи потребности составляют около 2 млрд кубометров", — рассказал о перспективах председатель правления "Чорноморнафтогаза" Валерий Ясюк при встрече платформы "Независимость" в Турции.

Окупаемость самоподъемных платформ, которые рабо­тают на мелководье, составит три-четыре года с учетом увеличения добычи газа и нефти. Полупогружные буровые установки для глубоководного шельфа потребуют больше — лет семь-восемь, так как часть этого времени уйдет на их постройку, доставку и разведочное бурение. Однако стоит обратить внимание, что именно столько времени отводят ведущие мировые компании, такие как Shell, и для разработки сухопутных участков сланцевого газа.

Оба варианта добычи для Украины новые, и каждый из них несет в себе вызовы технической и геологической мысли современной добы­вающей отрасли. В конце-концов может оказаться, что скважины сланцевого газа тоже окажутся "сухими". Так что мы вступаем в этап соревнования — за кем будет лидерство: за сушей или за шельфом, кто из них быстрее даст Украине необходимые объемы газа. Согласно Энергетической стратегии до 2030 года Украина планирует самостоятельно добывать 44,4 млрд кубометров и только 5 млрд экспортировать.  

Соседи на Черноморском шельфе

 Из всех стран Черноморского бассейна именно Украина пока имеет наибольшие шансы на увеличение добычи нефти и газа. Но соседи по региону всеми силами стремятся захватить лидерство.

Наша ближайшая соседка Румыния последнее время занималась в основном дообустройством действующих скважин, чтобы остановить падение добычи на своем шельфе. Есть у нее и два открытых небольших месторождения, но их начнут разрабатывать к 2015 году. В 2012-м была пробурена первая румынская глубоководная скважина, которая показала предварительные запасы в 80 млрд кубометров газа. Бурение решено было продолжить, потому что одной скважины для обустройства месторождения мало.

Турция ведет добычу углеводородов исключительно на мелководье, где расположены несколько небольших месторождений. Недавно было открыто еще одно, но запасы пока не определены, бурение закончено только в сентябре. Перспектив по глубоководным участкам пока нет. На двух маленьких месторождениях добывает газ и Болгария. На очереди освоение еще одного, но его запасы не превышают 1 млрд кубометров газа. Россия и Грузия пока проводили только сейсморазведку своих участков, до бурения дело пока не дошло.

На сегодня все страны Черноморского региона, за исключением Грузии, уже объявили о своих планах в ближайшие годы начать активную разведку. Однако при нынешней ситуации с техническими возможностями перспективы открытия новых месторождений отодвигаются к концу десятилетия.

МНЕНИЕ. Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований

— Украинская часть шельфа Черного моря разрабатывается с 1970-х. В настоящее время себестоимость газа, добываемого там, составляет около $80/тыс. кубометров. Это неплохой источник обеспечения страны энергоресурсами. Тем более с учетом дорогого импортного российского сырья.

Я считаю, что государство и дальше должно принимать посильное участие в разработке шельфа. Приобретенные за государственные деньги в 2012 г. две самоподъемные буровые установки уже помогли увеличить объемы буровых работ на мелководной части шельфа. Две полупогружные буровые для работ на глубоководной части шельфа, которые будут закуплены, усилят позиции Украины на Черном море.

Поскольку буровые работы на "глубокой воде" стоят достаточно дорого, и самостоятельно изыскать такие средства НАК "Нафтогаз Украины" сложно, он может привлечь и частных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных. Стимулом могут стать высокие цены на газ для промпотребителей и наличие развитой сети трубопроводов, через которую можно поставлять добытый на шельфе газ в страны ЕС.

МНЕНИЕ. Владимир Сапрыкин, независимый энергетический эксперт

— Я считаю, что Украине уже просто необходимо переходить к освоению шельфа именно на средних глубинах. Две новые буровые, которые планируется закупить, более мощные. Как раз такие и нужны для работы на площади Паласа. Если "Петр Годованец" и "Независимость" работают на глубинах до 120 метров, то эти — до 800, и даже до 1 тысячи метров.

Есть общее неправильное мнение, что буровая предназначена только для добычи газа. На самом деле она ведет еще и разведку, т. е. занимается исследовательско-промышленным бурением. По большому счету в Украине разведаны только мелководные месторождения на глубине до 120 метров. Задача более мощных буровых — перейти на средние глубины и прежде всего начать разведку, а потом уже промышленное бурение.

Что касается структуры Паласа, то там, по предварительным данным, серьезные запасы — более 80 млрд кубометров газа. Хотя на сегодня сложно говорить о запасах газа в целом, ведь изучено только 4% территорий Черного и Азовского морей.

    Реклама на dsnews.ua