• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Избиратель всегда прав

Провал бюджетного процесса Евросоюза стал четким сигналом: ресурс взаимовыручки в содружестве закончился. Граждане стран — лидеров ЕС устали спонсиров
Реклама на dsnews.ua

Провал бюджетного процесса Евросоюза стал четким сигналом: ресурс взаимовыручки в содружестве закончился. Граждане стран — лидеров ЕС устали спонсировать жителей государств еврозоны, тянущих объединение ко дну. Чтобы остаться у власти, руководству государств-доноров придется прислушаться к настроениям своих избирателей даже в ущерб международным партнерам.

Поэтому на новые бюджетные поблажки "бедным родственникам" Евросоюза надеяться не стоит. Дополнительным дестабилизирующим фактором, несущим угрозу целостности ЕС, стали споры относительно дальнейшего развития объединения. Намеченный Германией курс на постепенное сужение государственного суверенитета стран-участниц в угоду общим интересам вызывает ожесточенное сопротивление традиционных получателей субсидий.

Борьба за лидерство

Неудавшийся бюджетный процесс стал наиболее ярким свидетельством того, что финансовые возможности Евросоюза находятся на пределе. Но за экономическими проблемами несложно разглядеть и целый ряд политических факторов, сыгравших немаловажную роль в провале переговоров по формированию союзной казны на следующие семь лет.

В центре внимания оказалось соперничество европейских "тяжеловесов" — Германии и Франции — за лидерство в содружестве. Если ранее канцлеру ФРГ Ангеле Меркель удавалось находить общий язык с руководством соседней страны, то после смены власти во Франции эта задача становится для нее невыполнимой.

Новый хозяин Елисейского дворца социалист Франсуа Олланд в отличие от своего предшественника Николя Саркози, не стесняясь, критикует инициативы г-жи Меркель, особенно ее планы жесткой экономии для ЕС. Олланд не устает твердить, что лишь рост потребления способен вывести содружество из затянувшегося экономического спада, а достижение этой цели и бюджетная экономия несовместимы.

За его словами явно прослеживается желание угодить своим избирателям, а уже потом забота о французской экономике. Ведь стать президентом весной этого года Франсуа Олланд сумел именно благодаря своим обещаниям увеличить социальные расходы. Хотя конкретного плана реформирования экономики его команда так и не предложила.

Реклама на dsnews.ua

Не спешил за минувшие полгода правления Франсуа Олланд продвигать свои экономические идеи и на уровне ЕС. Вследствие чего еврочиновники все чаще задаются вопросом: как вообще Франция видит дальнейшие перспективы экономической политики содружества?

Париж сделал ставку на популярную в последнее время критику доминирующего в Евросоюзе положения Германии. Например, администрация французского президента обвинила канцлера ФРГ Ангелу Меркель в реализации на просторах ЕС политики двойных стандартов. А в качестве примера была упомянута неудавшаяся попытка объединения крупнейшего в Европе немецко-французского авиастроительного концерна EADS с оборонной компанией Великобритании BAE.

По версии французов сделка была заблокирована властями Германии, хотя, согласно официальному комментарию британской стороны, истинной причиной срыва соглашения стало нежелание руководства EADS разделить на равных управление совместным предприятием. Организовав информационную атаку на свою немецкую коллегу, Франсуа Олланд надеется не только оправдать надежды избирателей, но и достичь более глобальных целей: перехватить инициативу лидерства в Евросоюзе. Тем более что сложившаяся в содружестве ситуация сейчас для этого наиболее благоприятна. Ведь недовольных агрессивной политикой Германии в союзе найдется немало.

к

кликните, чтобы увеличить

Позиции диктуют выборы

Несложно понять и позицию Берлина. Являясь основным донором проблемных стран, Германия хочет расширить свой контроль над их финансовой политикой и экономикой. Однако сами традиционные получатели субсидий отнюдь не в восторге от этой идеи. Ведь главный лозунг немцев — "нужно меньше тратить и больше работать" — уже вызвал волну протестов по всей Европе.

Мадриду и Риму, также использующим любой повод для критики Германии, не понравилось одно из последних немецких предложений учредить в ЕС должность верховного комиссара, который должен следить за выполнением бюджетов стран — членов содружества. Премьер-министры Испании и Италии Мариано Рахой и Марио Монти даже провели специальную встречу, на которой обсудили и раскритиковали эту инициативу.

Отметив, что в целом не против появления такого наблюдателя, но предоставлять ему соответствующие полномочия каждая страна — член ЕС должна исключительно по собственному усмотрению и без постороннего вмешательства.

Столь активное информационное противостояние ведущих членов Евросоюза, кроме экономических составляющих, имеет одно простое объяснение — выборы. Например, Испании нападки на Германию выгодны в свете растущих после прошедших местных выборов сепаратистских настроений в ключевых регионах страны — Каталонии и Басконии. Две самые зажиточные испанские области давно мечтают как минимум об автономии, а в идеале — о независимости. Опираясь на индустриальный потенциал этих регионов, их политические лидеры не скрывают, что не прочь получить собственное представительство в ЕС.

Местные власти Каталонии уже попытались организовать референдум относительно будущего административного статуса региона, хотя пока Мадриду удается блокировать его проведение. Вскоре к Каталонии может присоединиться и Баскония, где в октябре на местных выборах победила националистская партия. И в этом случае давление Берлина на руководство Испании с предложением отказаться от части государственного суверенитета в пользу наднациональных органов управления ЕС только подыгрывает сепаратистам.

Предвыборные настроения доминируют и в Италии, где весной 2013 г. пройдет голосование за новый состав парламента. И хотя действующий беспартийный премьер-министр Марио Монти считается техническим главой правительства, полномочия которого истекут после оглашения итогов парламентских выборов, он уже заявил, что не против поработать и второй премьерский срок.

Это объясняет, почему г-н Монти занимает столь критическую по отношению к инициативам ФРГ позицию в ЕС. Антинемецкие настроения на Апеннинах сейчас сильны как никогда. Поскольку именно с подачи Берлина предыдущий премьер Италии Сильвио Берлускони начал реализацию политики жесткой экономии.

Но и Ангеле Меркель отступать некуда: в сентябре следующего года в Германии должны пройти федеральные выборы в высший законодательный орган страны. Поэтому мнение избирателей, не желающих работать и "за того парня", немецкому канцлеру тоже приходится учитывать. Собственно, этот фактор также во многом объясняет, почему команда Ангелы Меркель столь агрессивно продвигает свой план экономической стабилизации ЕС и наотрез отказывается решать проблемы должников Евросоюза за счет немецких налогоплательщиков.

Но если такие действия на внешней арене уже снискали канцлеру амплуа "диктатора в юбке", то в родной стране, по оценкам экспертов, г-жу Меркель, напротив, считают слишком мягким политиком. Что и создает ее партии Христианско-демократический союз серьезные проблемы в канун грядущей парламентской кампании. Тем более что ее основными соперниками в этой гонке будут сторонники левых взглядов (Социал-демократическая партия Германии), ставших столь популярными по всей Европе в последнее время.

Поэтому Ангела Меркель, скорее всего, попытается ужесточить политику государства на евроарене ради роста своего рейтинга внутри страны. Так что ни о каких уступках "бедным родственникам" ЕС в бюджетной политике в ближайший год не может быть и речи. Берлин будет продолжать дожимать своих партнеров по вопросу создания союзных органов контроля расходов стран — членов содружества.

Островная позиция

Но такая настойчивость руководства ФРГ способна лишь усилить оппозиционные настроения среди других членов объединения. Особенно таких, как Великобритания, руководство которой не готово ни подчиняться чьим-либо внешним директивам, ни жертвовать своими финансовыми ресурсами ради призрачной перспективы улучшения экономической ситуации в ЕС.

Лондон занял наиболее жесткую позицию в бюджетном процессе содружества, призвав страны-участницы сокращать свои расходы и не надеяться на бескорыстную помощь туманного Альбиона. Ведь и сама Британия взяла курс на урезание "социалки". В ближайшие четыре-пять лет она намерена сократить социальные расходы на 10 млрд фунтов.

Такая позиция Лондона вызвала негодование не только руководства ЕС, но и менее зажиточных членов союза из Центральной и Восточной Европы. Европейских лидеров возмутило и нежелание участвовать в создании наднациональных органов. Премьер Великобритании Дэвид Камерон уже выступил против создания единого банковского союза, появление которого способно нанести ощутимый урон Лондону как одному из мировых финансовых центров.

Впрочем, за этой сугубо деловой риторикой кроется вечный внешнеполитический принцип Великобритании держаться особняком. И захлестнувший еврозону кризис только укрепил скептицизм британцев относительно преимущества этого объединения. Сыграл свою роль и фактор наплыва мигрантов. После расширения ЕС границы Великобритании оказались открытыми для миллионов новых трудовых мигрантов, например из Польши и Румынии.

В стране становится все более популярной идея проведения референдума о выходе Соединенного Королевства из европейского содружества, активно поддерживаемая партией консерваторов, которую представляет в правительстве Дэвид Камерон. Согласно недавно проведенным опросам уже более половины британцев готовы проголосовать за выход из Евросоюза. И когда ЕС вплотную приблизится к внедрению фискального союза, предусматривающего единую финансовую политику, то организация такого референдума станет неизбежной.

    Реклама на dsnews.ua