• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Избирательный тариф

Партия регионов предпринимает отчаянные попытки восстановить утраченное доверие электората накануне парламентских выборов. Несмотря на категоричное тр
Реклама на dsnews.ua

Чтобы окончательно не растерять свой электорат, власть решила заморозить рост коммуналки до очередной перезагрузки ВР

Партия регионов предпринимает отчаянные попытки восстановить утраченное доверие электората накануне парламентских выборов. Несмотря на категоричное требование Международного валютного фонда начать плановое повышение стоимости газа для населения, что неминуемо взвинтит цены на услуги ЖКХ, правительство устраивает показательные порки губернаторам и мэрам, которые уже успели пойти на поводу у коммунальщиков. Впрочем, трогательная забота Кабмина о кошельках рядовых граждан закончится вместе с обновлением состава Верховной Рады. Отсутствие прозрачной методики расчетов цены за предоставление коммунальных услуг населению позволит чиновникам уже к будущей зиме взвинтить их стоимость, тем самым обеспечив прибыль для приближенных к власти компаний.

Тарифы — стоп!

Правительственные чиновники всегда отличались достаточно гибкими взглядами на необходимость повышения коммунальных тарифов до мифического "экономически обоснованного" уровня. Еще в начале президентской каденции Виктора Януковича, когда Кабмин предпринимал отчаянные попытки восстановить кредитное сотрудничество с МВФ, заявления о заниженных ценах на коммунальные услуги были обычным делом в речах профильных министров.

Причем на Грушевского от слов нередко переходили к делу: в августе 2010 г. цены на газ для населения были подняты на 50%. А с февраля прошлого года действуют дифференцированные тарифы на электроэнергию: потребляющие свыше 150 кВт•ч в месяц платят за "перерасход" на 30% больше. Эти меры должны были продемонстрировать серьезность намерений правительства Николая Азарова вогнать цены в "рыночные рамки" (в требованиях МВФ это звучит как снижение объемов субсидий "Нафтогазу" и энергокомпаниям из бюджета). Минэнергоугля даже составило условный график дальнейших повышений.

Реклама на dsnews.ua

Чтобы ни у кого не возникало сомнений относительно неотвратимости избранного пути, парламент вернул норму о начислении пени за просрочку в оплате коммунальных услуг. А в законодательстве о судебном производстве даже появилась ускоренная процедура рассмотрения дел о коммунальных долгах: их можно взыскивать без присутствия должника в течение трех дней.

Летом 2011 г. в стране появилась Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг. Этому органу от местных властей были переданы полномочия по установлению тарифов. Неофициальным объяснением стало желание отобрать у регионов политические рычаги влияния на избирателей в канун выборов. Ведь большинство местных советов искусственно занижали цены, вгоняя в убытки коммунальные предприятия, но при этом добиваясь лояльности электората. Впервые заговорили не только о повышении тарифов, но и о штрафах за сверхнормативное потребление энергоресурсов.

Однако уже к осени правительство резко сменило свою тональность в коммунальной теме. Министры, да и сам премьер, мягко намекали, что коммунальные тарифы можно и не увеличивать (как правило, выводы делались в паре с уверением о том, что Украина вполне может обойтись и без кредитной поддержки МВФ). А в начале года Кабмин и вовсе инициировал масштабную кампанию по борьбе с неоправданным повышением коммунальных тарифов.

Поводом стал массовый пересмотр стоимости услуг ЖКХ в регионах. Мэры поспешили воспользоваться дополнительными возможностями, которые открылись для них после вступления в силу Закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно процедуры установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги". Документ, в частности, позволяет пересматривать тарифы по ускоренной процедуре — без предварительного обсуждения с общественностью, лишь предупреждая граждан о повышении за 15 дней. На местах уверяют, что имели достаточно оснований для их пересмотра.

По словам местных чиновников, с января по декабрь 2011 г. только стоимость электроэнергии для коммунальных предприятий выросла почти на четверть (что подтверждают и данные Госстата), размер минимальной заработной платы пересматривался четыре раза, вследствие чего КП вынуждены были повышать зарплаты и своим сотрудникам. Но при постоянном росте издержек в половине областных центров страны квартплата не менялась уже два-три года. Поэтому, по данным Минрегионстроя, в 16 из 25 регионов коммунальные тарифы не покрывают себестоимость услуг, в остальных у коммунальщиков не хватает средств для обновления производственных мощностей.

По данным Государственной финансовой инспекции, которую правительство попросило разобраться с ценовым самоуправством на местах, только в январе тарифы повысили в Житомирской, Запорожской, Ивано-Франковской, Киевской, Полтавской, Черкасской, Черновицкой, Черниговской, Николаевской, Харьковской и Херсонской областях.

Особо на этом поприще отличились руководители Харькова, Сум и Полтавы, решившие взвинтить расценки на 70–90%, а в некоторых населенных пунктах Харьковской области эти услуги и вовсе подорожали на 200–300%. Чтобы не допустить повторения такой ситуации, Кабмин подготовил проект постановления, по которому особый контроль над ценами на коммунальные услуги передан недавно восстановленной Госценинспекции. Без сомнения, при желании ценовые контролеры без труда смогут выявить нарушения при формировании тарифов. Косвенно это доказывает и тот факт, что после нагоняя, полученного от Кабмина, местные власти спешно вернули прежнюю стоимость услуг ЖКХ.

Как работает тариф

Главной проблемой тарифообразования является формирование цены от затрат. Поставщик коммунальной услуги имеет право учесть в тарифе все понесенные затраты плюс до 12% прибыли. Такой подход совершенно не стимулирует предприятия коммунальной отрасли экономить и снижать издержки. Ведь чем больше расходов несет компания, тем выше прибыль, которую она может получить. Именно из-за этого огромные потери тепла и воды по пути к потребителю являются нормой. И эти потери оплачиваются из кармана потребителей коммунальных услуг.

По данным Нацагентства по энергоэффективности (2010 г.), в среднем в год теряется 32,18% общего количества поданной в дома питьевой воды. Наибольшие потери зафиксированы в Луганской (56,35%), Житомирской (47,04%), Черновицкой (44,75%) областях и в Крыму (43,37%). В этих же регионах установлены и самые большие нормы потерь (51,53% — в Луганской, 46,94% — в Житомирской обл., 36,26% — в Крыму). Потери тепла в среднем составляют 14%, но, например, в Закарпатье, Хмельницкой и Ивано-Франковской областях они достигают 20–35%. Это значит, что себестоимость данной услуги автоматически увеличивается на официально разрешенные нормы потерь.

Дополнительные возможности для манипуляций открывает и существующая система учета потребленных энергоносителей. Счетчиками тепла оборудованы 70% объектов генерации, дома — лишь на 23%. Ситуация со счетчиками воды не лучше: ими оснащены всего около 40% квартир. Однако при этом заоблачные суммы, которые чиновники закладывают на оснащение всех домов и котельных приборами учета, делают задачу всеобщего контроля использованных ресурсов практически невыполнимой. Что, естественно, позволяет поставляющим компаниям зарабатывать еще и на разнице между фактически поставленным и заложенным в норматив ресурсом.

Поскольку компании не заинтересованы в снижении собственных технологических затрат, то тарифы, по их мнению, должны расти пропорционально увеличению стоимости "фиксированных" издержек: газа, минимальной зарплаты, инфляционной составляющей. А поскольку даже это требование не всегда выполняется местными властями, в "экономически обоснованном" тарифе накапливается еще и нереальная "инвестиционная" составляющая. Она должна пойти на мифическую модернизацию сетей и генерации. Раздувать этот мыльный пузырь удобно: постоянное "недофинансирование" отрасли дает повод и чиновникам на высшем уровне, и владельцам компаний говорить о возрастающих потребностях в обновлении инфраструктуры. Однако когда дело доходит собственно до замены труб, денег, как правило, все равно не хватает.

Международные эксперты предлагают Украине перейти на принципы тарифообразования, которые применяются в большинстве развитых стран. А именно: ограничить конечный объем прибыли коммунальных предприятий определенной суммой в перерасчете на каждого потребителя. Это стимулировало бы компании к поиску возможностей для экономии ресурсов. В этом случае они также были бы заинтересованы в том, чтобы меньше тепла и воды расходовали конечные потребители. Ведь чем меньше энергии будет реально расходоваться в рамках конкретного тарифа, тем большей будет прибыль компании — поставщика таких ресурсов.

Но кардинально менять нынешнюю систему тарифообразования власть не будет по нескольким причинам. За каждой генерирующей и распределяющей энергоносители компанией стоят высокопоставленные чиновники, заинтересованные в получении прибыли, причем без дополнительных вложений. Поскольку муниципалитеты (отнюдь не безвозмездно) компенсируют из местных бюджетов разницу между "целесообразным" и реальным тарифом, то и советы, получающие должную аргументацию для такой компенсации, также не остаются внакладе.

Там, где за теплокоммунэнерго еще стоит сама община, государство или неэффективный собственник, это досадное недоразумение будет исправлено уже в ближайшее время. Например, путем передачи всей коммунальной инженерии в концессию "правильной" управляющей компании. Кроме того, постоянное повышение тарифов дает возможность увеличивать запрашиваемые из государственного бюджета суммы компенсации на оплату коммунальных субсидий. Поскольку они рассчитываются исходя из прогнозных показателей малоимущего населения, а не из реальных данных, часть средств может осесть в карманах чиновников-дельцов местного значения.

Цены для своих

Коммуналка всегда была разменной картой для политиков. Сдерживая рост тарифов сейчас, власть не только пытается повысить собственный авторитет, но и попутно разобраться с отбившимся от рук местным руководством. Дополнительным инструментом для этого станут территориальные управления Госинспекции по контролю над ценами, а также подразделения Госфининспекции на местах. Поскольку в стране объявлена масштабная кампания по выявлению завышенных тарифов, то "лишние" компоненты будут находить как в решениях "лояльных", так и "вражеских" муниципалитетов.

Однако если города, возглавляемые оппозиционными политиками либо опальными "регионалами", вынуждены будут вернуть тарифы на круги своя (как правило, на уровень 2008–2009 гг.), то "свои" получат право отыграть повышение цен лишь частично. Одним из примеров такого хода стал Харьков, где с 1 января 2012 г. расценки сначала увеличили вдвое, а после вмешательства правительства оставили лишь 1,5-кратное повышение. Механизм очень удобен: достаточно изначально без всякой на то мотивации поднять цены до астрономического уровня, а затем опустить их до "компромиссного" — и все останутся довольны, кроме, конечно, самих потребителей коммунальных услуг.

Проворачивать такие ходы власти выгодно по нескольким причинам. Во-первых, разницу в тарифах города все равно должны изымать из собственного кармана (ведь формально речь идет об отмене именно "тарифного" решения муниципалитета). Если денег не будет хватать, проблему придется решать Минфину. В противном случае прекращение поставок воды или тепла по причине задолженности население все равно поставит в вину центральной власти. Во-вторых, образная цепочка "местная власть как сила зла — правительство как рыцарь на белом коне" должна будет экстраполироваться и на кандидата от Партии регионов на местном избирательном округе. Именно поэтому в материалах проверок все чаще фигурируют регионы, менее лояльные к власти.

Расценки будут расти

Коммунальные тарифы становятся неподъемными для граждан. В прошлом году субсидии для возмещения расходов на оплату услуг ЖКХ получили более 2 млн украинских семей, что на 14,1% больше, чем в 2010 г. и почти на 80% превышает аналогичный показатель 2009 г. Тем не менее задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги продолжала расти, достигнув в январе этого года угрожающей цифры в 12 млрд грн. По данным Госкомстата, 29,1% владельцев лицевых счетов около четырех месяцев не платят за отопление и горячую воду, 21,5% — за содержание домов и придомовых территорий, 20,2% — за вывоз мусора, 19,4% — за газоснабжение, 17,6% — за холодную воду и водоотвод.

Но очередное повышение тарифов — лишь вопрос времени. Почва для этого уже подготовлена: в январе Верховная Рада утвердила изменения в законодательство, существенно упростившие процедуру пересмотра расценок на услуги ЖКХ, чиновники же не перестают тиражировать заявления о плачевном состоянии отрасли. И только приближение парламентских выборов заставило правительство укротить прыть руководителей целого ряда городов, моментально воспользовавшихся послаблениями и взвинтивших цены на услуги ЖЭКов и монополистов.

Однако местные власти не намерены отказываться от задуманного. И чиновники, и депутаты горсоветов в один голос твердят, что расценки на коммуналку необходимо довести до пресловутого экономически обоснованного уровня. Невольно возникает вопрос: почему за 20 лет независимости Украины, на протяжении которых тарифы выросли в десятки раз, этот уровень так и не достигнут? И, скорее всего, не будет достигнут никогда при существующей системе тарифообразования. А значит, молчаливое противостояние общества и монополистов, которых поддерживает власть, будет только усиливаться. Чем оно закончится, догадаться несложно: нынешнее законодательство о судопроизводстве позволяет принимать решения о взыскании долгов без присутствия должника в течение трех дней. А планируемые изменения в Жилищный кодекс и вовсе позволят выкидывать неплательщиков на улицу, продавая их квартиры за бесценок.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Алексей Литвинов, Руководитель Днепропетровского координационно-экспертного центра по вопросам регуляторной политики:

До утверждения Верховной Радой Закона Украины №4231-VI любые решения, касающиеся изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, считались регуляторными актами и требовали определенной процедуры утверждения. Эта процедура жестко устанавливала обязанность органов власти заблаговременно планировать свою деятельность по подготовке таких решений, разрабатывать обоснования и проводить анализ их влияния. Все эти документы обязательно должны были публиковаться в СМИ, после чего население в течение одного–трех месяцев могло направлять властям свои замечания к проекту, которые разработчик должен был либо учесть, либо мотивированно отклонить. После утверждения документа необходимо было регулярно отслеживать его влияние с привлечением общественности.

По идее такая процедура должна была обеспечить прозрачность принятия регуляторных актов и препятствовать произволу местных органов власти. На практике чиновники ею зачастую пренебрегали: документы публиковались не всегда, общественные слушания фальсифицировались либо вообще не проводились, поправки в проекты не вносились. Но эти нарушения являлись основанием для отмены регуляторного акта с помощью прокуратуры или суда. Например, в Бердянске на протяжении 2008 и 2009 гг. властям не удавалось повысить стоимость водоснабжения и водоотвода, поскольку представители местного самоуправления, равно как и владельцы предприятия, оказывавшего эти услуги, не могли аргументированно отстоять свое предложение по увеличению тарифа.

Аналогичные примеры можно привести по целому ряду городов. Теперь же общественность отстранили от участия в формировании тарифной политики и лишили доступа к информации о состоянии дел в сфере ЖКХ. Фактически уничтожен механизм гражданского контроля за деятельностью местной власти.

Павел Фасулаки, Независимый юрист:

Прежде чем говорить о повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, надо добиться улучшения их качества. Пока же коммунальные службы сплошь и рядом берут оплату за услуги, которых не оказывают. Согласно правилам содержания жилых домов и придомовых территорий, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза Украины №76 от 17.05.2005 г., тариф на содержание домов и придомовых территорий включает 16 типовых услуг, вплоть до полива дворов, клумб и газонов, дезинсекции, дератизации и т. д. Однако реально оказывается не более пяти-шести услуг, и то не в полном объеме.

Например, в одном из ЖЭКов Донецка на протяжении длительного времени списывались деньги на высадку роз и уход за клумбами, которых не существовало. Не менее распространены случаи, когда бюджетные средства списываются на замену радиаторов отопления в квартирах, которые ранее поменяли сами жильцы за собственные деньги. Завышается площадь освещаемой территории, а в зимний период — отапливаемая площадь за счет лестничных площадок, лифтовых и других помещений, которые фактически не обогреваются.

Совершенно "нормальной" практикой для поставщиков является оказание услуг не в полном объеме. Например, согласно постановлению Кабмина №151 от 17 февраля 2010 г. "Об утверждении Порядка перерасчетов за услуги централизованного отопления", если температура в жилых помещениях во время отопительного сезона опускается ниже 18 градусов, а в угловых комнатах — ниже 20 градусов, то за каждый недополученный градус оплата должна уменьшаться на 5%.

Если же температура ниже 12 градусов — платить вообще не следует. Примерно так же обстоят дела и с горячим водоснабжением. На практике добиться скидок от коммунальных служб невозможно. Представители исполнителя отказываются фиксировать устные или телефонные заявления жильцов и не хотят участвовать в составлении актов-претензий о ненадлежащем качестве услуг. Единственный выход — обращение в суд. Но люди из-за нехватки свободного времени и невысокой юридической грамотности прибегают к такому шагу крайне редко, на что и рассчитывают представители ЖЭКов и поставщики.

    Реклама на dsnews.ua