• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Китайская оттепель

Снижение темпов экономического роста и нарастающая угроза общественных волнений заставит новое руководство КНР забыть о коммунистических идеалах велик
Реклама на dsnews.ua

К светлому будущему Китай теперь поведет новое руководство. Прошедший на минувшей неделе съезд китайской компартии передал главные посты в управленческой иерархии Поднебесной империи 59-летнему Си Цзиньпину, занимавшему до этого должность заместителя руководителя компартии КНР.

Состоявшаяся в лучших тоталитарных традициях ротация власти свидетельствует о том, что действующий государственный курс построения "рыночного социализма" будет сохранен. Но наметившийся серьезный спад в экономике и растущее социальное неравенство вынудят команду нового вождя осовременить методы управления. Что неизбежно приведет к либерализации социализма по-китайски. В противном случае государство могут захлестнуть масштабные социальные потрясения.

Мнимая стабильность

Смена властной верхушки в Китайской Народной Республике, состоявшаяся на прошлой неделе, прошла вполне прогнозируемо, без каких-либо неожиданностей и с заранее известными победителями. Сюрпризом стало лишь то, что нынешний глава государства Ху Цзиньтао в отличие от своих предшественников, цепляющихся за власть до последнего, оставил своему преемнику Си Цзиньпину все ключевые должности в государстве (пост председателя компартии Китая, кресло главы Центрального военного совета и должность председателя КНР) без лишних сантиментов.

Столь оперативная и бесшумная передача власти говорит о том, что руководство страны готовится к серьезным преобразованиям. Новоиспеченный глава государства уже озвучил свои главные задачи: борьба с коррупцией, удвоение к 2020 г. валового национального продукта и уровня доходов населения.

Китайская экономика стабильно прирастала примерно на 10% в год, что и позволило Поднебесной выйти на вторую позицию по уровню ВВП в мире, уступив лишь США. Но мировой кризис добрался и до Китая: в 2012 г. темпы роста китайского ВВП снизились до 7,4%. По прогнозам авторитетной американской экспертной организации Conference Board, в следующем году этот показатель снизится до 6,9%, а в 2014–2018 гг. составит не более 5,5%.

Для Китая такое охлаждение экономики сродни европейской рецессии. Ведь Поднебесной в отличие от развитых стран необходимо срочно поднимать уровень благосостояния населения. По официальным данным Пекина, за чертой бедности в КНР живут около 128 млн человек (это люди, доход которых составляет менее $30 в месяц).

Реклама на dsnews.ua

А если принять во внимание стандарт Всемирного банка (бедняками считаются люди, живущие на $1,25 в день, или $47 в месяц), то число малоимущих достигнет 254 млн, а это каждый пятый гражданин. Массовая нищета для Китая стала уже не только экономической, но и политической проблемой. Поскольку рано или поздно спровоцирует общественные волнения.

Спасительная либерализация

Повысить благосостояние граждан команда нового лидера Си Цзиньпиня намерена за счет расширения социальных расходов бюджета. Это позволит нарастить внутреннее потребление и поддержать экономический рост. Сегодня доля потребления домохозяйств Китая составляет лишь примерно 40% ВВП. Повысить этот показатель власти Поднебесной надеются за счет увеличения прослойки среднего класса, к которому сегодня относят граждане, чей годовой доход составляет от $7,3 тыс. до $23,2 тыс.

По данным компании Boston Consulting Group, в эту группу входят лишь около 28% населения. Китайские власти хотят, чтобы через десять лет к этой категории относила себя половина граждан.

Реализация столь амбициозных планов невозможна без либерализации экономики, которую сейчас полностью контролирует государство. Пока еще действующий глава КНР Ху Цзиньтао уже пообещал создать для частных и государственных компаний равные условия работы (сейчас госпредприятия пользуются значительной поддержкой государства).

Чтобы помочь развитию частной инициативы, решено также расширить доступ к кредитованию: китайское руководство намерено содействовать снижению кредитных ставок и развитию негосударственных финансовых учреждений. Это может не только создать дополнительный стимул для развития частного бизнеса, но и привлечет внимание инвесторов к новому перспективному сектору китайской экономики.

Но планы по предоставлению большей экономической свободы китайским бизнесменам несут в себе и немалые политические риски. Ведь, получив экономическую свободу и улучшив свое материальное положение, китайцы неизбежно захотят и свободы политической. Уже сейчас в обществе стремительно растет спрос на реформы, особенно в системе государственного управления. Соцопросы, проведенные по заказу руководства Китая, показали, что за реализацию таких реформ выступают более 80% респондентов.

Тонкая красная линия

Главным катализатором реформ могут стать нынешние китайские нувориши, которых уже не удовлетворяет существующий механизм попадания во власть. Право на продвижение по иерархической лестнице в партии сегодня монополизировано ее верхушкой. Кроме того, за красивой картинкой развития Китая, по оценкам местных экспертов и социологов, кроется растущее недовольство обычных граждан состоянием экологии, неэффективной системой правосудия и незащищенностью перед злоупотреблениями властью продажными правоохранителями. При этом уровень образованности населения за эти годы существенно вырос, а с ним и количество людей, которым действующая система власти нравится все меньше.

Наличие таких настроений подтверждает и популярность, которую получил в народе бывший министр торговли и член Политбюро ЦК компартии Бо Силай. Он позиционировал себя как покровитель бедных и активный борец с коррупцией, активно, на западный манер продвигал свои взгляды в СМИ, что не характерно для китайского политикума.

А также позволял себе критику коллег по партии. Бо Силай считался одним из основных кандидатов на руководящий пост в компартии Китая, но еще до выборов потерял даже теоретические шансы на победу. Карьеру этого деятеля перечеркнули несколько скандалов. В частности, его жена Гу Кайлай была признана виновной в убийстве британского партнера по бизнесу.

И хотя многие китайские и западные эксперты допускают, что это дело сфабриковано, Бо Силай остался не у дел. Также были уволены с занимаемых постов и отправлены за решетку члены его команды, в частности миллиардер Сюй Мин. Опыт Силая показывает, что правящая партия не является столь монолитным образованием, как казалось ранее. И тот факт, что противоречия разных групп влияния начинают выползать на публику, является четким сигналом: действующая система управления давно устарела.

Эпоха двух царств

Дополнительные заботы новой власти Китая наряду с решением внутренних проблем добавит ухудшение отношений с США. Америка из главного экономического партнера уже давно превратилась в ключевого оппонента Пекина на международной арене. И Китай, и Штаты хотят единолично доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что все чаще провоцирует конфликтные ситуации.

Например, в начале этого года Вашингтон выразил готовность оказать поддержку Филиппинам в территориальном противостоянии с Поднебесной вокруг небольшого спорного рифа Скарборо (остров Хуанъянь), что вызвало негодование Пекина.

Главной проблемой в двусторонних отношениях США и Китая является нежелание последнего двигаться в фарватере внешней политики Вашингтона. Пекин стремится разыграть собственную партию, предусматривающую постепенное наращивание военной мощи, сдерживание распространения гегемонии США на Ближнем Востоке и укрепление позиций в своем регионе.

В части реализации второго пункта Пекин, солидаризуясь с Москвой, занял категорическую позицию относительно сирийского конфликта, блокировав в Совете ООН резолюцию США, открывающей путь к военному вторжению на территорию Сирии. В ответ США начали оказывать военное давление на китайских партнеров. Например, готовится размещение дополнительных элементов системы ПРО на одном из южных островов Японии и на Филиппинах.

Это позволит Вашингтону завершить формирование противоракетной защитной дуги, позволяющей отслеживать все запуски баллистических ракет на территории КНДР и КНР. Также Пентагон планирует увеличить количество судов, способных нести антиракеты, до 36. И основная часть из них будет размещена именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Также рассматривается возможность увеличения контингента американских войск на японском острове Окинава.

Реакция на эти действия властей Китая была вполне прогнозируема: руководство КНР начало активно наращивать военную мощь страны. В начале ноября Пекин сообщил о своих планах установить новое ядерное оружие на военных подлодках. Есть неофициальная информация об испытании новой межконтинентальной баллистической ракеты, способной поразить цель в любой точке США и региональной американской системы ПРО, элементы которой размещены, в частности, на отдельных островах Японии.

Также в сентябре был принят на вооружение первый авианосец "Ляонин" (ранее бывший украинским "Варягом"). КНР постоянно увеличивает расходы на оборону. Если в 2011 г. на эти нужды были потрачены примерно $90 млрд, то в текущем году эта сумма перевалила за $100 млрд.

Все происходящее — первый признак грядущей холодной войны между двумя странами. Военное противостояние США и Китая так стремительно набирает обороты, что ставит под угрозу экономическое сотрудничество двух стран. Причем в поиске компромиссного решения в первую очередь заинтересован именно Пекин.

Поскольку наличие столь влиятельного врага на внешней арене будет отвлекать значительные организационные и финансовые ресурсы от решения накопившихся проблем внутри страны. А в условиях углубления мирового кризиса это непозволительная роскошь даже для Китая.

    Реклама на dsnews.ua