• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Корсары по-питерски

Последние несколько лет на постсоветском пространстве салонную ролевую игру "Мафия" старается потеснить еще один вид "комнатного"
Реклама на dsnews.ua

Можно ли поучаствовать в квесте, не выходя из комнаты? Оказывается, можно. Главное, чтобы в замкнутом пространстве находилось хотя бы 8 человек, и при этом каждый играл свою роль.

Последние несколько лет на постсоветском пространстве салонную ролевую игру "Мафия" старается потеснить еще один вид "комнатного" досуга — живые квесты. В России он появился в 2009-м благодаря стараниям уроженца Санкт-Петербурга Алексея Корсуна. Последние три года живые квесты популяризируют и в Украине. "ВД" решила выяснить, удается ли их организаторам выстроить доходный бизнес.

Украинские первопроходцы

Живой квест — сродни детективу, героями которого выступают участники игры. Их задача — добиться реализации общей цели. Таковой по сюжету может стать поимка "убийцы", раскрытие какой-то тайны, поиск сокровищ — в качестве основы может быть использован какой угодно сценарий.

А сюжетных линий в нем — сколь угодно много. Ключевое отличие живых квестов от "Мафии" заключается в том, что у каждого игрока есть своя роль и список целей, которые он должен реализовать за время игры, но, в отличие от фэнтезийных реконструкций, участнику до начала действа вовсе необязательно знать сюжет произведения, по мотивам которого развивается игра.

Прототипом формата живого квеста послужили распространенные в США и Европе Murder mystery games. Но если за рубежом продается набор карточек с ролями и реквизит для салонной игры, то в России стали продавать непосредственно саму игру как вариант досуга. Такой формат прижился, потому как после появления клубов "Мафии" платить за участие в игре для потребителя уже не было в диковинку.

Менее чем за четыре года владельцы "Квестории" выстроили франчайзинговую сеть в 52 городах РФ. После "обкатки" у себя на родине, устроители квестов взялись за освоение Казахстана и Украины. В первой стране работают три представительст­ва, в Украине — семь.

Реклама на dsnews.ua

Весело и живенько

По оценкам устроителей квестов, потенциальная аудитория такого времяпрепровождения — около 2% населения страны, за деньги которых стоило побороться.

"По моим наблюдениям, в России регулярно появляются новые игроки, предлагающие продукт, аналогичный "Квестории". Но обычно они выводят один-два сюжета на рынок, работают с ними в течение полугода и… уходят в небытие. К сожалению, многим просто не хватает опыта вывести проекты на нужный уровень. Ведь если упустить в сценарии хотя бы одну важную деталь и некачественно его протестировать, в ходе игры может рассыпаться весь сюжет. Тогда автоматически получаешь недовольного клиента, а значит, и наносишь ущерб собственной репутации", — поясняет устроитель квестов Игорь Дунайский, представитель "Квестории" в Киеве.

Поначалу предприниматель планировал запустить собственный продукт. Но, сопоставив затраты на его создание (разработка сценария одного живого квеста обходится в сумму около $3 тыс., а его "обкатка" перед запуском в массы занимает до трех-четырех месяцев) со стоимостью франшизы от "Квестории", выбрал второй вариант построения бизнеса в Киеве.

Стоимость франшизы и размер роялти "Квестория" увязывает с размером населенного пункта. В зависимости от этого параметра ее стоимость составит $1,25-1,6 тыс., а ежемесячные отчисления роялти — 32-33% от выручки (в случае с малыми городами условия оговаривают индивидуально). За эти деньги франчайзи получит первый сценарий (как правило, на пиратскую тематику "Завещание Флинта", сюжет которого наиболее понятен игрокам, впервые принимающим участие в живых квестах). После того как в игре суммарно примут участие 100-120 чел. (по сценарию в одной игре задействовано от 8 до 25 чел.), франчайзи может получить следующий сюжет.

В среднем срок окупаемости составляет до полугода. Украинские проекты, стартовавшие в 2010-м и 2012 гг., как утверждают франчайзи, уже окупились. А вот открывшиеся в этом году еще не вышли на точку безубыточности.

"Новичкам, а тем более в небольших городах, я бы рекомендовал начинать с игры в "Мафию". Об этой игре, в отличие от жи­вых квестов, хоть кто-то слышал. Да и правила участия объясняются за три минуты. Кроме того, за один вечер можно провести несколько игр, и каждый из участников попробует себя в разных ролях, а не одной", — советует владелец одного из клубов "Мафии".

О том, что процесс окупаемости может оказаться не быстрым, авторы проекта предупреждают изначально. На сайте "Квестории" указано, что на первых порах этот бизнес не стоит рассматривать как основной источник дохода. Скорее, дополнительный заработок, который только со временем может стать основным. Что и подтверждают украинские франчайзи.

"Свои ожидания могу разделить на две составляющие: финансовую и моральную. Поначалу денежные поступления не оправдали моих ожиданий. В отличие от эмоций. Все решила первая проведенная игра — это был взрыв мозга. Этого заряда позитива хватило, чтобы продержаться первые месяцы", — говорит Александр Лихина, представитель "Квестории" в Харькове.

"Мы запустили проект летом, а это, как известно не самое лучшее время для старта в бизнесе по организации салонных игр. Планируем увеличить объемы рекламы, в первую очередь в соцсетях. Кроме того, будем активнее налаживать контакты с сообществами, где собирается проактивная молодежь: от антикафе до клубов скалолазания", — рассказывает Екатерина Шимчева, представитель "Квестории" в Запорожье.

Принимая решение об открытии бизнеса, стоит учитывать, что в Украине билет на игру обойдется в 70-80 грн. Ежемесячно проводится 3-4 открытые игры, в каждой из которой участвуют 10-12 человек. За месяц поступит примерно столько же заказов на проведение игры во время дней рождений. С корпоративными заказами половина украинских франчайзи еще не сталкивалась.

Тонкости продвижения

Для продвижения проекта франчайзи кроме списка рекомендаций получает и страничку города на корпоративном сайте проекта. А вот дальнейшее информирование и привлечение потенциальных клиентов всецело зависит от активности человека, купившего франшизу.

Чтобы обороты росли, приходится задействовать одновременно несколько каналов коммуникации. Так, для привлечения игроков на открытую игру незаменимы соцсети, а также контакты с сообществами активных видов отдыха: будь то пейнтбол или скалолазание. А вот для привлечения корпоративного сектора стоит поработать с HR- и ивент-агентствами, а также провести адресную рассылку и совершить ряд "холодных" звонков.

"Компании из IT-сектора много времени уделяют досугу своих сотрудников и готовы тратить на это средства. Мы просто обзвонили их — в городе таких структур не много, и предложили им организовать живой квест", — делится своим опытом Александр Лихина.

Также в общении с корпоративным сектором Игорь Дунайский советует делать ставку на командообразующую составляющую живых квестов.

"Чтобы узнать человека, его нужно погрузить в нестандартную ситуацию (вручить роль), и тогда за 2-2,5 часа взаимодействия с другими игроками он раскроется со всех сторон. Кроме того, благодаря игре можно перезнакомить между собой незнакомый коллектив. Игроки продолжают общаться и после квеста, то есть устанавливается контакт", — говорит Дунайский.

В то же время организационный психолог Оксана Стоян рекомендует использовать живые квесты только для сплочения коллектива и не более того.

"Для определения профессиональных навыков сотрудника или его стрессоустойчивости существует специальный инструментарий. В HR-сфере есть даже понятие геймификация, то есть когда за счет игровых механик, можно оценить будущего работника. Но они специально для этого разрабатываются. Например, игра "Самоцветы", разработанная в России, помогает оценить потенциал sales-менеджеров. А с помощью живого квеста вряд ли это получится", — поясняет Стоян.

Новый сценарий

В будущем франчайзи ждут новых сценариев, а франчайзер планирует выпускать их не менее двух в квартал. Без новых сюжетных линий бизнес развивать невозможно: ведь в один и тот же живой квест играть практически никто не хочет, потому как, единожды пройдя его, игрок знает развязку.

Какой будет новая история квеста, предприниматели определяют самостоятельно: то ли взять детектив, то ли "поиграть" с вампирской тематикой или же приобрести живой квест для детей.

"Мы, например, следующей возьмем именно детскую "Школу магии", — делится планами Филипп Игнатенко, представитель "Квестории" в Днепропетровске. — Далеко не все взрослые сценарии интересны детям, да и ведущему достаточно сложно работать с разновозрастной аудиторией".

Кроме того, каждый франчайзи может усилить игру, самостоятельно доработав реквизит или же выбрав правильное место проведения. Например, львовяне, которые только в конце октября проведут первую игру, сделают ставку на место ее проведения — ресторан при музее оружия "Арсенал". По их мнению, экспонаты оружия должны усилить эффект от игры.

Кроме того, они решили немного отступить от общих правил: будут вести игры на украинском языке.

Еще один немаловажный аспект — допускать ли прием алкоголя во время игры. "Заказчику мы рекомендуем следующий вариант действий: собрались, слегка перекусили, подождали опоздавших, затем сели играть, и лишь потом уже банкет. Но нечего скрывать, дважды пришлось столкнуться с негативным действием спиртного. Когда к нашему приезду участ­ники уже хорошо выпили, и ни во что не хотели играть", — рассказал Александр Лихина.

Сами потребители услуги обращают внимание на один важный аспект, которым организаторы подобных мероприятий по неопытности пренебрегают. Но именно он во многом может определить будущее проекта. Этот нюанс четко сформулировала Алина Третьяк, менеджер одного из киевских банков, активная участница квестов.

"Я еще со студенческих лет играю в "Мафию", после появления ее клубов принимала участие и в профессиональных играх. Недавно, ради интереса, посетила живой квест. И могу сказать однозначно, в салонных играх все зависит от харизмы ведущего. Если ее недостаточно, то он "сольет" любую игру: будь то живой квест или "Мафия".

    Реклама на dsnews.ua