• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Кристофер Дембик: Перестройка общемировой финансовой системы неизбежно приведет к снижению важности доллара

Глава отделения макроэкономического анализа инвестиционного банка Saxo Bank о том, когда китайский юань потеснит доллар в мировых финансах
Реклама на dsnews.ua

Среди основных задач нынешнего форума "Большой двадцатки", проходившего в китайском городе Ханчжоу, значились - продвижение финансового регулирования, которое бы снижало риски и предотвращало будущие финансовые кризисы, а также создание новой международной финансовой архитектуры. Наивно было бы полагать, что по результатам встречи G20 появится универсальная антикризисная пилюля или, по крайней мере, будут озвучены общие подходы к финансовому регулированию. Ведь странам-участницам приходится решать прямо противоположные финансовые проблемы. И все же модернизация мировых финансов неизбежна. Какую же тональность этому процессу задал 11-й саммит G20?

"ДС" Кристофер, почему в этот раз G20 решила сосредоточить внимание на вопросах финансового регулирования?

К.Д. Политики прекрасно понимают, что ужесточение финансового регулирования необходимо для ограничения влияния предстоящего кризиса. Многие индикаторы указывают на то, что основные экономики ЕС и США приближаются к концу бизнес-цикла, и это означает новый спад, который, вероятнее всего, произойдет в ближайшие два-три года. Это произойдет в самый неподходящий момент, поскольку мировая финансовая система еще слаба и все еще исцеляется от последствий ипотечного кризиса.

"ДС" Универсальный рецепт борьбы с кризисами мировые лидеры пытаются найти с 2008 года. Каковы результаты этого поиска?

К.Д. За последние восемь лет мировыми политическими лидерами на этот счет было сделано множество заявлений о добрых намерениях. Но борьба с налоговыми убежищами в пользу большей прозрачности финансовых операций находится в замороженном состоянии. Теневая банковская система значительно возросла как по важности, так и по размеру рынка производных инструментов, что представляет реальную угрозу для мировой экономики. И все же с 2007 г. усилия привели к двум заметным успехам. Основной прогресс был сделан в борьбе против уклонения от уплаты налогов в Европе, что привело к окончанию банковской тайны в Швейцарии и подписанию соглашений об автоматическом обмене налоговой информацией между странами ЕС. А банковский сектор США оказался гораздо сильнее, нежели он был в 2007 г., очистившись от своих плохих долгов (чего не произошло в европейских странах).

"ДС" Почему реформы финансового сектора продвигаются так медленно и на ощупь?

К.Д. На форуме G20 обсуждали необходимость перестройки глобальной финансовой системы не впервые. Крупнейшие экономические государства призывали к созданию новой системы, которая была бы в состоянии регулировать финансовые потоки и колебания валютных курсов в более глобализованном мире с 80-х годов прошлого века. Но на глобальном уровне не было конкретных достижений. Единственным заметным шагом, который был достигнут на региональном уровне, стало создание Европейского валютного союза. Существует слишком много конкурирующих интересов между сверхдержавами, которые препятствуют осуществлению новой глобальной финансовой архитектуры, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Соединенные Штаты, которые являются основными бенефициарами нынешней системы, не имеют никаких стимулов, чтобы подтолкнуть проведение реформ, которые могли бы лишить доллар доминирующей роли в международной торговле. Страна имеет непомерную привилегию из-за постоянного глобального спроса на доллар, что позволяет потребителям США жить в кредит. 

Реклама на dsnews.ua
Перестройка общемировой финансовой системы неизбежно приведет к снижению важности доллара, что подорвет всю модель роста в США. Это главная причина, почему Соединенные Штаты систематически блокируют любой подобный проект реформ.

"ДС" А кто является их основной движущей силой?

К.Д. Международная финансовая система постепенно изменяется на фоне подъема развивающихся стран, и особенно под влиянием решительных действий Китая. Эти страны полностью понимают риск, связанный с их высокой задолженностью в долларах, что делает их зависимыми от денежно-кредитной политики США и очень уязвимыми к малейшему изменению процентной ставки Федеральной резервной системы. Совершенно очевидно, что интернационализация юаня приведет к новому многополярному денежному порядку в долгосрочной перспективе. Основные развитые страны и союзы, такие как США, ЕС, Великобритания и Япония продолжат играть ведущую роль в ближайшие годы. Но эта роль будет все больше оспариваться развивающимися странами, в основном - Китаем, и в меньшей степени - Россией, Индией и Бразилией.

"ДС" Что означает многополярный денежный порядок?

К.Д. Новый многополярный валютный порядок будет по-прежнему оборачиваться вокруг доллара США. Тем не менее, другие валюты, в частности, китайский юань, могут играть все более важную роль в международной торговле. Тот факт, что Китай скоро подпишет нефтяной контракт в юанях вместо доллара США, является ключевым шагом для дальнейшего установления важности этой валюты на глобальном уровне.

В то же время было бы важно укрепить существующие международные институты. МВФ мог бы стать ключевым учреждением этого нового порядка. Эта организация может быть подвергнута критике за ее ультралиберальную позицию и за тот факт, что она, в основном, контролируется западными странами. Но все же Фонд остается лучшей площадкой для проведения переговоров между всеми странами на глобальном уровне. Эта заслуживающая доверия организация работает эффективно, но она должна иметь более прагматичный подход, когда при ее участии рассматриваются экономические проблемы стран, запрашивающих ее помощь и опыт. Кроме того, она должна больше влиять на развивающиеся страны, особенно Китай и Индию, особенно в отношении права голоса. Это единственный путь для того, чтобы создать более гармоничный монетарный порядок.

"ДС" Какие первоочередные меры, на ваш взгляд, должны быть предприняты для укрепления финансовой стабильности?

К.Д. Для обеспечения международной финансовой стабильности очевидны две срочные меры. Первая из них касается непрозрачности воздействия во внебиржевых торгах (Over-the-counter) производных инструментов (сделки с производными инструментами (деривативы, форварды, фьючерсы, опционы) могут использоваться, чтобы скрыть убытки отдельных коммерческих банков, понесенные ими в результате чрезмерно рискованной игры на финансовых рынках. А клиентам банков - обходить действующие нормы и правила - Ред.). Основной проблемой является то, что они не были обменены/проданы или централизованно очищены, по крайней мере, большая часть. Таким образом, ни инвесторы, ни регулирующие органы не имеют точного понимания полного спектра воздействий и взаимосвязей. Приоритетом для Национальных центральных банков должен стать лучший контроль над деятельностью системно значимых банков. Высокие производные инструменты демонстрирует Deutsche Bank - это пример, которому не стоит следовать. В случае финансового кризиса банк может столкнуться с трудностями очень быстро, что может привести к глобальному кризису ликвидности и заставить немецкое правительство вмешаться во избежание его банкротства.

Вторая мера относится к отрицательным процентным ставкам. Все более очевидно, что негативные последствия для банковского сектора перевешивают положительное влияние на реальную экономику. Как было отмечено в последнем докладе МВФ о зоне Евро, отрицательные показатели значительно ослабили финансовые институты за счет снижения их доходности. Поэтому центральным банкам лучше воздержаться от такого слишком частого использования инструмента денежно-кредитной политики.

    Реклама на dsnews.ua