• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Куда ведет Майдан?

Появление первых жертв в затянувшемся противостоянии власти с народом опасно приблизило Украину к масштабному вооруженному конфликту. Команда Виктора
Реклама на dsnews.ua

Появление первых жертв в затянувшемся противостоянии власти с народом опасно приблизило Украину к масштабному вооруженному конфликту. Команда Виктора Януковича по-прежнему не готова идти на уступки демонстрантам. Более того, награждая и премируя сотрудников милицейского спецназа, Банковая поощряет дальнейшие жестокие расправы над протестующими.

Демонстрантам, которые уже не видят обратного пути, остается одно — укреплять оборону подконтрольных объектов и вооружаться на случай возможного штурма. Растущий градус эмоций по обе стороны баррикад делает ситуацию неуправляемой, что подтверждают появившиеся факты неподчинения своим лидерам и начальникам как активистов Майдана, так и сотрудников "Беркута".

Тотальное отставание

События минувшей недели не оставляют сомнений, что ни представители власти, ни лидеры оппозиции до сих пор так и не поняли, что сегодня происходит в стране. Это и остается главной преградой, мешающей противоборствующим сторонам найти выход из усугубляющегося кризиса. Вялые попытки Арсения Яценюка, Олега Тягнибока и Виталия Кличко наладить переговорный процесс с командой Виктора Януковича свидетельствуют о том, что три политика спустя два месяца с начала противостояния все еще не готовы взять на себя всю ответственность за происходящее и его возможные последствия.

Неготовность оппозиции возглавить решительно настроенных митингующих наиболее ярко продемонстрировала хроника событий 16 января, когда начались столкновения граждан с милицией на улице Грушевского. Перед этим активисты Майдана дали Тягнибоку, Яценюку и Кличко четко понять, что устали от простого стояния, потребовали предоставить им четкий план действий и избрать единого лидера протеста.

Когда же в ответ со сцены их назвали провокаторами, наиболее отважные бросились на прорыв милицейского кордона в правительственном квартале.

Участие в столкновениях в той или иной форме принимали тысячи, если не десятки тысяч граждан. Только после этого оппозиционное трио поняло, что речь идет не о кучке экстремистов, а переходе пассивного протеста Майдана в активные действия. Но все, на что и на этот раз оказались способны политики, — это признание за народом, доведенным до отчаяния, права на восстание.

Реклама на dsnews.ua

Именно с этого момента протестное движение в целом стало неуправляемым. Теперь практически все группы активистов — ветераны войны в Афганистане, миротворцы, представители спортивных неформальных объединений и другие митингующие — признали, что без демонстрации силы добиться от власти конкретных уступок уже не получится. Ведь Банковая просто не желает слушать то, чего требует улица.

В итоге протест начал развиваться хаотично, проявляясь в расширении территории Майдана на Европейскую площадь, часть улицы Грушевского, после чего пошел по регионам. И уже к субботе протестующими были захвачены областные и районные администрации, а также областные и городские советы на территории почти половины страны.

Формально такой успех можно записать в актив оппозиции, ведь, например, Виталий Кличко после очередного неудачного раунда переговоров призвал к расширению территории Майдана. Но, судя по тому, как неуверенно он об этом говорил, вряд ли политик имел в виду силовой захват административных строений.

Неготовность оппозиции к развитию протестного движения подтверждает и тот факт, что после захвата демонстрантами целого ряда органов власти на местах этим все и закончилось. Лишь во Львове местные депутаты сумели организоваться в исполнительный революционный комитет, который отважился взять на себя ответственность за управление областью. В том числе и силовыми структурами. И есть все основания прогнозировать, что этот пример вскоре возьмут на вооружение и в других регионах. Таким образом, активные граждане сами демонстрируют лидерам оппозиции, как надо менять власть.

Но и теперь Виталию Кличко, Олегу Тягнибоку и Арсению Яценюку не остается ничего другого, как идти на поводу у протестующих. Таким образом, выходит, что революция ведет оппозицию, а не наоборот. Для политиков это плохо, но для развития гражданского общества — безусловный позитив. Ведь мы наблюдаем именно тот пример низовой самоорганизации, без которой демократия является пустой оболочкой.

Опасное бессилие

Еще более беспомощной, чем руководство оппозиционных партий, оказалась в сложившейся ситуации власть. Основная часть силовых ресурсов стянута в столицу, поэтому противостоять активизации протестов на местах попросту нечем. И даже в Киеве, куда стянуты все силы, Банковая не спешит с решительными действиями.

Впрочем, в этом случае не стоит питать каких-то иллюзий. Причина промедления лишь в том, что "сине-белые" до последнего времени надеялись договориться с оппозиционным трио, расколоть и запугать активистов Майдана и только потом провести зачистку центра Киева от недовольных граждан.

Однако такой план уже невыполним. Опыт Евромайдана показал, что любое усиление давления на демонстрантов лишь еще больше мобилизует граждан. Собственно, именно эта тактика и привела к тому, что сегодня активисты Майдана доведены до такого психологического состояния, когда отступление уже невозможно.

Пролившаяся на Грушевского кровь, необоснованный арест демонстрантов, похищение раненых из больниц и пропажа без вести десятков человек только укрепили их решительность.

Не менее решительны и бойцы милицейских спецподразделений, что подтверждают многочисленные факты жестокого избиения демонстрантов и пытки, которые в большинстве случаев можно трактовать как эксцесс исполнителя, но не выполнение приказов. Следовательно, милицейское начальство потеряло контроль над эмоциями своих подчиненных.

Накопившаяся злоба с обеих сторон в случае массированной атаки милиции на позиции Майдана с предварительным введением чрезвычайного положения может вылиться в вооруженные столкновения не только в центре столицы, но и в охваченных революцией регионах. Уже сейчас рядовые граждане воспринимают власть как внутренний оккупационный режим.

В противном случае они не отважились бы на штурм административных строений. А если этот режим даст команду еще и стрелять по недовольным согражданам, то рискует столкнуться с полномасштабным партизанским сопротивлением, победить в котором "регионалы" не смогут ни при каких условиях. В этом случае страна может быть втянута в противостояние, последствия которого — многочисленные человеческие жертвы и ослабление, если не раскол страны.

Очевидно, что Виктор Янукович и представители его ближайшего окружения еще могут остановить такую угрозу. Но для этого им необходимо осознать, что сражение за власть уже проиграно.

Вопрос лишь в том, с какими потерями закончится текущее противостояние для главы государства и его политической силы. Пока что у Виктора Федоровича сохраняется возможность договориться с оппозицией, выполнив все ее требования и получив взамен гарантии неприкосновенности. Подкрепить такие гарантии готов и Запад. В противном случае Президент рискует потерять все.

Время принятия решения

28 января депутаты соберутся на внеочередную сессию. В повестке дня — обсуждение ситуации в стране и поиск путей решения политического кризиса в Украине мирным путем. Спикер парламента Владимир Рыбак уверяет, что депутаты соберутся не для того, чтобы вводить "чрезвычайку": соответствующие документы, по его словам, "нигде не рассматривались, они не готовятся, и этот вопрос на внеочередной сессии рассматриваться не будет".

Вводить чрезвычайное положение уже не в интересах власти: ЧП усилит эскалацию конфликта, на силовое тушение которого у команды Виктора Януковича нет ни сил, ни возможностей.

Выход — договариваться с оппозицией, которая под давлением митингующих уже тоже не может пойти на попятную. В противном случае нынешние лидеры Майдана полностью лишатся мандата доверия митингующих, народные волнения будут обезглавлены, что позволит ультраправым завладеть ситуацией. Что это означает, объяснять не нужно.

И власть, и оппозиция, скорее всего, отдают себе отчет в происходящем, а еще больше в том, что может произойти. Проблема в том, что выдвинутые условия в оппозиции считают реалистичными, во власти — экстремистскими: остановка кровопролития и преследования демонстрантов, аннулирование диктаторских законов, отставка правительства Николая Азарова, амнистия для участников протестов, наказание виновных в убийствах последних дней, возвращение Конституции образца 2004 г. и проведение досрочных выборов президента и парламента.

Ключевая задача договоренностей кроется в установлении равновесия всех ветвей власти, которое было нарушено в пользу Президента с принятием новой редакции Основного Закона, и подготовка к новым выборам. Принять такое решение для Виктора Януковича означает лишиться всех "наработок" последних лет.

Но, не приняв его, он может потерять все и гораздо быстрее. Безусловно, нельзя забывать и о российском факторе: малейший отход Президента от нынешних позиций лишит Украину российских кредитов, вернет дорогой газ и проблемы на таможне для наших товаров. Но все эти проблемы решить будет намного проще руководству стабильной страны.

    Реклама на dsnews.ua