• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Минфин вооружается

В следующем году в Украине может заработать финансовая милиция, подчиняющаяся Минфину
Реклама на dsnews.ua

В следующем году в Украине может заработать финансовая милиция, подчиняющаяся Минфину.

Новой структуре будут переданы функции налоговой милиции, финансовой разведки и оперативно-разыскной деятельности, которые позволят ей выявлять и расследовать налогово-таможенные нарушения, факты отмывания денег, а также преступления в банковской и бюджетной сферах.

Соответствующие положения прописаны в Концепции консолидации функций расследования экономических преступлений, имеющейся в распоряжении "ДС".

Реализация этих планов позволит ставленнику Банковой Юрию Колобову взять под жесткий контроль все денежные потоки страны, обеспечив бесперебойное финансирование масштабных планов президентской команды.

У силовиков отберут полномочия

Новая концепция борьбы с экономическими преступлениями зародилась в кабинетах на Банковой. Ее главная идея состоит в том, чтобы четко разграничить сферы ответственности правоохранительных органов в части борьбы с экономическими преступлениями: одни структуры должны выявлять преступления в сфере госфинансов, другие — разбираться с фактами нарушения частной собственности.

Сегодня правонарушениями в финансовой, налоговой, таможенной сферах занимаются практически все существующие силовые ведомства. С разворовыванием госимущества борются и Государственная налоговая служба, и Министерство внутренних дел, и Служба безопасности.

Реклама на dsnews.ua

Контрабанде и незаконному ввозу наркотиков, кроме Таможенной службы, также противостоят СБУ и МВД. За право главного борца с коррупцией и вовсе соревнуются все четыре упомянутых ведомства под общим надзором прокуратуры.

ГНС, ГТСУ, СБУ, МВД, а также Госфининспекция (ГлавКРУ), Госфинмониторинг, Государственная пробирная служба (контроль оборота драгметаллов) имеют право осуществлять проверки и расследования как относительно бизнеса, так и физических лиц.

Разработчики концепции реформирования правоохранительной системы в Администрации Президента предлагают, во-первых, передать все полномочия по выявлению и расследованию фактов коррупции Службе безопасности Украины.

Во-вторых, сконцентрировать все контролирующие функции над сбором налогов в ГНС, для чего придется отобрать соответствующие права у Таможенной службы. Главная же новация — создание финансовой милиции в структуре Минфина.

Новая структура получит львиную долю нынешних полномочий Департамента по борьбе с отмыванием доходов, Главного следственного управления, Управления по борьбе с экономической преступностью МВД, Госфинмониторинга, Таможенной службы и Службы безопасности.

В частности, она будет полномочна расследовать операции по выявлению доходов уголовного происхождения, выявлять и арестовывать имущество, полученное незаконным путем, заниматься досудебной подготовкой материалов, вести дознание в сфере нанесения убытков государству, таможенных процедур и минимизации налоговых обязательств.

Также в задачи нового подразделения Минфина будет входить противодействие незаконному обороту товаров и незаконному возмещению НДС.

По решению суда, как сегодня это делает налоговая милиция, финансовая милиция получит возможность останавливать деятельность предприятий, изымать документы, получать доступ на территорию компаний.

В сферу полномочий финансовой милиции попадет и борьба со всеми бюджетными злоупотреблениями, махинациями в сфере интеллектуальной собственности, земельных отношений, приватизации, инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности.

Руководство МВД, ГНС и Гостаможслужбы комментирует такие перспективы обтекаемо, мол, концепция "заслуживает внимания" при должной концентрации усилий на развитии кадрового потенциала и материального обеспечения.

Хотя в неформальных беседах воспринимают идею Банковой в штыки, что вполне объяснимо. Фискалы явно не желают терять часть предусмотренного в бюджете финансирования, что обязательно произойдет, если ГНС и Гостаможслужбу лишат части полномочий.

Например, на МВД ежегодно тратится 13,9 млрд грн., на содержание аппарата налоговой уходит 4,7 млрд, таможни — 1,5 млрд. Но главное, ведомства не хотят расставаться с нынешними возможностями влияния на бизнес, что приносит им весьма солидные неофициальные заработки.

Откройте, милиция

После реформирования основные неофициальные финансовые потоки потекут в Минфин. Поскольку именно финансовая милиция станет обеспечивать контроль над наполнением бюджета на всех этапах — от получения предприятиями прибыли до уплаты с нее налогов.

Отчасти бизнесу такая концентрация полномочий будет на пользу. Поскольку, как обещают разработчики концепции, внедрение ее положений позволит сократить количество проверок: один инспектор будет проводить контрольные мероприятия сразу по нескольким направлениям.

Он заменит и эксперта из Госфинмониторинга, и налогового инспектора, и таможенника, и следователя УБЭПа. Однако, превратившись в "единое окно" для решения всех вопросов, предприимчивые инспекторы нового ведомства могут существенно повысить уровень неофициальных "благодарностей" за безболезненное завершение ревизии.

А спорить с финансовыми милиционерами куда опаснее, чем с проверяющими из налоговой или таможни. Ведь у представителей новой структуры будет куда больше силовых полномочий, нежели у их коллег из ГНС и ГТСУ, в частности, возможность проводить оперативно-разыскную деятельность.

Именно финансовая милиция в будущем может стать главным сборщиком налогов в стране. Ведь, к примеру, из более 330 млрд грн. доходов, перечисленных в бюджет в прошлом году ГНС, 266 млрд собрано благодаря усилиям налоговой милиции. Карт-бланш на более плотную работу с бизнесом дан в самой концепции, которая рекомендует "перевести акцент деятельности на увеличение поступлений в бюджет".

Сработали на перспективу

Кроме структурной перестройки силовых ведомств концепция оговаривает и ряд новаций в схеме их работы. Финансовая милиция, СБУ, МВД и прокуратура, согласно документу, смогут проводить проверки исключительно в рамках расследования уголовных дел.

Возбуждать их можно будет на основании информации, полученной из налоговой и таможни, а также изложенной в заявлении частных лиц и предприятий.

В развитых странах налоговое стукачество — привычное явление. В отечественных же реалиях оно может стать еще одним мощным инструментом устранения конкурентов.

Позитивных для бизнеса моментов в концепции немного. К примеру, после претворения в жизнь предусмотренных ею мероприятий правоохранители смогут блокировать работу предприятия и получать доступ к его помещениям исключительно по решению суда.

Тогда как сейчас, к примеру, сотрудники налоговой милиции имеют право беспрепятственно входить во все двери. Права проверять компании может лишиться прокуратура, сотрудники которой будут лишь инициировать возбуждение уголовных дел.

И, наконец, чтобы снизить коррумпированность фискалов, в законодательстве планируется максимально детализировать нарушения и предусмотренные за них штрафы.

Реформирование системы противодействия экономическим нарушениям будет весьма кстати. В следующем году ставку налога на прибыль снова снизят (до 19%), при этом отечественные предприятия вряд ли смогут восстановиться настолько, чтобы увеличить отчисления в бюджет за счет расширения бизнеса.

Компенсировать вероятные снижения поступлений в казну власти, видимо, намереваются, собрав в единый кулак все силовые меры сбора налогов.

Поскольку Виктор Янукович вряд ли хочет потерять свой пост в 2015 г., темпы "социальных инвестиций" в малообеспеченное население — его главный электорат — сбавлять нельзя.

На выполнение всех взятых Партией регионов социальных обещаний пойдут налоги и без того изможденного бизнеса. За счет "единого коррупционного окна" выбивать их теперь станет гораздо удобнее.

    Реклама на dsnews.ua