• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Нашли себе занятие

Новый закон о занятости не стимулирует работодателей легализировать рабочие места, зато открывает возможности для появления новых коррупционных схем п
Реклама на dsnews.ua

Работодатели получат новые стимулы для создания рабочих мест, а безработные — новые возможности по трудоустройству. Об этом не устает повторять вице-премьер и министр социальной политики Сергей Тигипко, широко рекламируя свежий закон "О занятости населения". В действительности же большинство его норм рискуют остаться только на бумаге и уж точно не принесут ощутимой пользы ни компаниям, ни ищущим работу гражданам.

Работодателей заинтересуют финансово

Запугивание бизнеса миллионными штрафами за нелегальных сотрудников и популистские призывы к созданию новых рабочих мест не принесли результата. Поэтому законодатель решил сменить тактику, предложив финансовые стимулы тем, кто будет расширять штат. Предприятию, нанявшему новых сотрудников с зарплатой не менее трех минимальных (сейчас — 3306 грн.), в течение следующего года будут компенсировать 50% единого социального взноса за них. Но в случае уменьшения штатной численности работников и фонда оплаты труда работодатель может лишиться этих средств.

Впрочем, эта новация вряд ли поможет расширить рынок труда. Ведь на компенсацию смогут одинаково претендовать и компании, сманившие сотрудников у конкурентов, и трудоустроившие безработных. Более того, эту норму можно считать явно дискриминационной по отношению к предприятиям, которые в столь сложные времена сумели сохранить рабочие места для своих сотрудников. Ведь им поддержка не предусмотрена.

Аналогичным образом государство намерено стимулировать и трудоустройство социально незащищенных граждан. Работодателю, который как минимум на два года трудоустраивает инвалида, многодетных родителей, детей-сирот, молодежь, людей предпенсионного возраста или бывших заключенных, в течение года ежемесячно полностью компенсируется за них единый соцвзнос.

Полученные средства придется вернуть, если эти работники будут уволены по инициативе предприятия или с формулировкой "по соглашению сторон". Последнее, к слову, чревато для компании дополнительными сложностями: на место ушедшего сотрудника в последующие два года служба занятости может трудоустроить специалиста, зарегистрированного на бирже труда. Впрочем, и существующих ныне штрафных санкций за несоблюдение квот по трудоустройству "особых" соискателей никто не отменял (см. таблицу).

Представители малого бизнеса будут получать 100%-ную компенсацию единого соцвзноса за любого трудоустроенного по направлению службы занятости. Но деньги также нужно будет вернуть, если он не продержится на новом месте два года. Претендовать на компенсацию не смогут работодатели, имеющие задолженность перед Пенсионным фондом, банкроты или предприятия, находящиеся в процедуре банкротства.

Реклама на dsnews.ua

Упомянутые компенсации заменят действующий сегодня стимул расширения штата — специальные дотации на создание новых рабочих мест в размере годовой заработной платы, выплаченной вновь прибывшим сотрудникам. "Однако механизмы предоставления новых компенсаций четко не прописаны. Например, предусмотрено, что они могут выплачиваться как из бюджета, то есть из государственных средств, так и из средств Фонда по страхованию от безработицы, то есть из денег работодателей и работников.

Когда Кабмин определит порядок обращения за компенсациями, вполне может оказаться, что работодателю придется собрать ворох документов и отстоять не одну очередь ради пары сотен гривень компенсации. Им по-прежнему дешевле платить зарплату в конверте", — считает эксперт Центра им. А. Разумкова Павел Розенко. "К тому же получение компенсации социального взноса чревато для работодателей дополнительными проверками на предмет правильности предоставленных расчетов, а любая выявленная ошибка — штрафами, а то и отменой предоставленных льгот", — дополняет юрист ЮК "Алексеев, Боярчуков и Партнеры" Дарья Кириллова.

Гражданам помогут с работой

Государство намерено пересмотреть и механизмы помощи гражданам, оставшимся без работы. Желающим открыть собственное дело новый закон поможет обзавестись стартовым капиталом. Для этого им предлагается разово выплачивать годовой размер пособия по безработице. Будущим предпринимателям также гарантируется бесплатная консультация об основах организации бизнеса.

Правда, если безработный так и не сможет переквалифицироваться в предприниматели или закроет фирму в течение двух лет с момента получения денег, он уже не сможет снова получить помощь для организации предпринимательской деятельности. "В этом случае о дополнительных стимулах по преодолению безработицы говорить не приходится. Ведь человеку просто выплачивается то, что ему полагается по закону. Государство предлагает безработному рискнуть не за счет дополнительно выделяемых из бюджета средств, а за счет полагающейся ему помощи", — говорит партнер ЮФ "Губенко и Партнеры" Алексей Яценко.

На первый взгляд, более предметно законодатели подошли к стимулам, позволяющим закрепить молодых специалистов на селе. В частности, те, кто решит остаться в деревне как минимум на три года, получат помощь в размере 10 минимальных зарплат (сегодня 11 тыс. грн.) и служебную квартиру. В собственность она перейдет еще через семь лет сельского труда.

Впрочем, благие намерения законодателей могут разбиться о суровую реальность: далеко не каждое село может обеспечить молодого специалиста служебной квартирой. К тому же и само применение "квартирной" нормы может оказаться весьма проблематичным. "Предположим, молодой учитель из Киева, проработав четыре года в одном селе, переехал работать в другую сельскую школу в границах той же области или района и отработал там следующие шесть лет. По закону предоставленное ему жилье он уже не сможет получить в собственность", — поясняет г-н Яценко.

Неубедительно выглядит и предложенная государством схема поощрения студенческого труда. Работодателям предложено организовывать для учащихся вузов так называемые стажировки (сроком до шести месяцев). В этом случае предприятие получает сотрудника, которому можно платить за работу на свое усмотрение, а студент — возможность попрактиковаться по будущей профессии и получить стаж с занесением в трудовую книжку.

Подобное сотрудничество поможет учащемуся разве что в дальнейшем поиске работы, поскольку резюме уже не будет девственно чистым. Однако подобная возможность имеется у молодежи и сейчас. Что касается отдаленных перспектив (обеспечения старости), то новые правила ничего не изменят. Согласно законодательству пенсионный стаж начисляется только за те периоды, когда работодатель отчислял взносы в социальные фонды. Соответственно, работая бесплатно, студент не зарабатывает себе на пенсию.

Новым видом помощи в повышении квалификации безработных в возрасте свыше 45 лет является предоставление им ваучера на переквалификацию. Его стоимость должна покрывать расходы на обучение в выбранном заведении, однако не может превышать 10 прожиточных минимумов (сегодня 11 тыс. грн.). Это действительно позволит немолодым соискателям работы получить новую специальность, но вряд ли ускорит их поиск работы. Ведь большинство объявлений о работе устанавливают возрастной ценз к претендентам.

Несмотря на отсутствие в законе революционных новаций, Сергей Тигипко продолжает убеждать общественность в его исключительной пользе и возможности одним махом решить проблему безработицы. И дело даже не в том, что Сергею Леонидовичу нужно всячески популяризировать достижения власти накануне выборов. В появлении этого документа он заинтересован сам. Ведь под видом масштабной кампании по преодолению безработицы в нем закрепляется абсолютно новая схема управления системой занятости.

После вступления в силу нового закона наблюдательный совет Фонда по безработице будет ликвидирован, а число членов правления сокращено с 15 (по пять на каждую сторону социального диалога — профсоюзы, правительство и работодатели) до пяти. Фактически эти органы утратят возможность управлять денежными потоками фонда, а его бюджет со среднегодовой прибылью в 7–8 млрд грн. перейдет под начало министра социальной политики. Поскольку бюджет фонда будет утверждаться правительством, это позволит ему в ручном режиме распределять деньги и на стимулирование работодателей, и на поддержку безработных.

Занятное предложение

Партия регионов начала активную предвыборную агитацию среди украинских работодателей и безработных. Еще недавно вице-премьер и министр социальной политики Украины Сергей Тигипко угрожал бизнесу многомиллионными штрафами за нелегальных работников, за выплаты зарплат в "конвертах" и нелегальное трудоустройство граждан. Теперь же власть готова стимулировать детенизацию рынка труда незначительными денежными выплатами. Впрочем, несмотря на громкие заявления политиков, принятый Верховной Радой в целом закон "О занятости населения" вряд ли можно считать радикально меняющим ситуацию на отечественном рынке труда.

Наоборот, целый ряд предложенных Кабмином новаций может существенно усложнить жизнь не только работодателям, которые должны будут в обязательном порядке брать на работу ненужных им работников, но и самим претендентам на такие рабочие места. Непростые времена ожидают и кадровые агентства, которые зачастую гораздо эффективнее Государственной службы занятости находят подходящие вакансии.

В выигрыше окажется лишь ведомство самого Сергея Леонидовича. Ведь многомиллиардные бюджеты, аккумулируемые в Фонде социального страхования на случай безработицы, могут перейти в безраздельное управление Министерства социальной политики. Не исключено, что именно это и было ключевой целью затеянных Кабмином реформ в сфере занятости. Попутно новый правительственный закон "О занятости населения" позволит власти усилить предвыборную агитацию.

Вместо пусть даже формально контролируемой работодателями и профсоюзами аполитичной структуры сеть госцентров занятости под единоличным управлением министерства в канун выборов может превратиться в систему агитаторов, которые будут (как и активно набираемые сегодня соцработники) нести в массы весть о неминуемом улучшении жизни уже сейчас. Что касается отложенной властью идеи повальных проверок и внедрения штрафов для легализации зарплат, то реанимировать ее можно будет сразу же после выборов. Ведь тогда уже не нужно будет заигрывать ни с бизнесом, ни с социально незащищенными гражданами.

Главные проблемы отечественного рынка труда

• высокий уровень теневой занятости: с 2009 г. количество застрахованных в соцфондах работников уменьшилось на 1,37 млн человек, или почти на 10%

• высокий уровень безработных трудоспособного возраста — почти 8 млн, из которых 40% потенциально могут работать

• низкий уровень занятых в соотношении к численности населения — 44% при среднемировых показателях 60,2%

• отставание качества рабочей силы от потребностей экономики: только 9% штатных сотрудников (1 млн чел.) прошли профессиональную подготовку и повышение квалификации, периодичность которой составляет в среднем 11 лет, тогда как в ЕС — пять лет

• дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы: в конце 2011 г. на одну вакансию претендовали в среднем восемь человек

• высокий уровень безработицы среди молодежи — 20% для возраста 15–24 года

• низкий уровень предпринимательской инициативы граждан

• отсутствие механизмов взаимодействия между Госслужбой занятости и частными кадровыми агентствами, база вакансий и соискателей которых в пять раз превышает соответствующую базу службы

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел Розенко, Ведущий эксперт Центра им. А. Разумкова, экс-первый замминистра труда и соцполитики

О последствиях передачи Минсоцполитики единоличного контроля над центрами занятости:

Существующая сегодня система социального страхования на случай безработицы выстроена по европейской модели. Пусть и формально, но работодатели и профсоюзы имеют возможность контролировать использование средств на помощь в поиске работы. Конечно, действующая система — большой соблазн для коррупционеров. И арест главы Госслужбы занятости Владимира Галицкого лучшее тому подтверждение.

Однако новая модель не лучше: по нормам нового закона единоличный контроль над расходованием средств Фонда по безработице будет осуществлять Министерство социальной политики. Речь идет о получении контроля над большими суммами денег — около 8 млрд грн. Это не государственные средства, собранные в казну в виде налогов. А ресурсы, которые собираются в параллельной системе и не имеют к бюджету никакого отношения.

По моим данным, поскольку сумма достаточно внушительная, нельзя исключать, что вместо системы центров занятости будет создано если не новое министерство, то как минимум служба или департамент. Причем создано будет для кого-то из высокопоставленных чиновников, которые сейчас остались без кресла. Пока служба занятости подконтрольна трем сторонам социального диалога, такое назначение нужно согласовывать с партнерами.

В случае же вступления закона в силу с 1 января 2013 года министр соцполитики сможет решать эту кадровую проблему единолично. Не исключено, что в будущем отбирать сотрудников в новые центры занятости будут так же, как сегодня это делают с социальными работниками. То есть по принципу политической лояльности. Сеть бесплатных агитаторов по всей стране полезно иметь не только в ходе предвыборной кампании, но и в "межсезонье" для поддержания нужных власти настроений и сбора данных для внутрипартийной статистики.

Родион Колышко, Директор департамента развития трудового потенциала Федерации работодателей

О вредных для работодателей нормах закона:

В документе остались пробелы, за устранение которых мы намерены бороться. Во-первых, это сохранение квотирования приема на работу неконкурентоспособных работников, которое совершенно не защищает таких граждан. Разве можно решить проблему инвалида тем фактом, что его взяли на работу по квоте, а не как профессионала? Более того, в некоторых регионах и отраслях заполнить "инвалидные" квоты бывает попросту невозможно.

Работодателю в буквальном смысле приходится искать таких сотрудников чуть ли не в соседних городах. Во-вторых, не совсем понятно, почему компании должны отчитываться перед службой занятости о своих вакансиях и планах по увольнению персонала и за каждый случай непредоставления такого отчета уплачивать службе штраф в размере четырех минимальных зарплат? В-третьих, достаточно сомнительными выглядят стимулы по созданию рабочих мест.

Например, 50%-ная скидка по уплате единого социального взноса работодателями, которые в течение года создавали новые рабочие места с зарплатой не менее трех "минималок". Это достаточно слабое утешение для предпринимателя, который потратил на создание одного рабочего места как минимум $10 тыс. Намного больше к расширению производства и увеличению числа работников компанию простимулировало бы возмещение НДС без задержек или отказ от авансовой уплаты налога на прибыль, которые вымывают оборотные средства.

Анна Воеводина, Начальник юридического департамента кадрового портала HH.ua

О рисках нового закона для кадровых агентств:

Законом "О занятости населения" парламент запретил в рекламе вакансий указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам за исключением специфической работы, а также требовать от лиц, которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни. Данная норма вряд ли пойдет на пользу соискателям. Ведь тех, кто не соответствует требованиям, все равно отсеют на стадии собеседования. А вот у специалистов по подбору персонала работы добавится. Ведь им придется тратить время на общение с претендентами, которые не подходят на должность. Зря потратит время и безнадежный кандидат.

Сегодня вполне достаточно тех мер по защите от дискриминации, которые предоставляют Конституция и Кодекс законов о труде. В частности, по КЗоТ не допускается ограничение прав или установление преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, рода и характера занятий, места жительства. Однако нужно понимать, что трудовой договор заключается с подходящим кандидатом. И речь идет о выборе именно между такими соискателями.

Еще одной новацией для рекрутинговых и кадровых агентств станет необходимость взаимодействия с Госслужбой занятости. Во-первых, агентства должны быть внесены в перечень субъектов хозяйствования, которые оказывают услуги по посредничеству в трудоустройстве. Последствия непопадания в этот список малопонятны. Кроме того, неясно, каким образом о наличии того или иного агентства в списке должен узнавать конечный потребитель.

Во-вторых, всем компаниям, которые предоставляют услуги рекрутинга, нужно будет заявлять обо всех трудоустроенных ими лицах и вакансиях, которые есть у их клиентов. Это очень сильно усложнит работу таким компаниям, а также может спугнуть клиентов, ведь ни о какой конфиденциальности речи больше идти не будет. Создается впечатление, что, обязывая рекрутеров сотрудничать с центром занятости, государство просто хочет переложить на них работу чиновников. HR-специалисты будут подбирать хорошие вакансии, а центр занятости — заваливать рекрутеров списками безработных, которые якобы подходят для этой работы, не прилагая при этом ни малейших усилий к реальному трудоустройству людей, стоящих на учете. А затем, если таким образом какой-то человек будет принят на работу, центр занятости станет принимать поздравления в качестве борца с безработицей.

    Реклама на dsnews.ua