• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Нелишние люди

После того как в прошлом году экс-глава Шевченковской райгосадминистрации Киева Виктор Пилипишин, которого в политических кругах принято считать челов
Реклама на dsnews.ua

После того как в прошлом году экс-глава Шевченковской райгосадминистрации Киева Виктор Пилипишин, которого в политических кругах принято считать человеком Банковой, не смог вырвать победу на 223 избирательном округе, Партия регионов решила сменить тактику. Назначенные на 15 декабря перевыборы, вероятнее всего, пройдут с участием прежнего провластного кандидата, а вот "конкуренцию" ему с подачи ПР составят несколько кандидатов-актеров, которые сыграют роль псевдооппозиционеров. На их место уже претендует не менее десятка человек.

Среди них, по информации "ВД", и скандально известный лидер общественного движения "Молодежь — надежда Украины" Вадим Гладчук, в прошлом году обещавший на "политического фальсификатора" Пилипишина надеть купленные в секс-шопе розовые наручники.

В реальность его победы на выборах политконсультанты верят с трудом, указывая на другую задачу, которая, по их мнению, стоит перед этим персонажем, — оттянуть часть голосов у кандидата от объединенной оппозиции Юрия Левченко, главного конкурента Пилипишина на прошлых выборах.

Справиться с данной задачей ему будет несложно, ведь роль несогласного с режимом, на которую с удовольствием клюет избиратель, Гладчуку удается блестяще. Как и многим другим политическим конкурентам ПР, которых она специально взращивает под выборы.

Вход для избранных

Претендовать на роль сателлита партии власти могут немногие. Эту ответственную во всех смыслах миссию доверяют лишь опытным оппозиционерам из числа тех, кто по каким-то причинам откололся от оппозиции или просто на нее в обиде. Такой кандидат должен обладать тремя обязательными качествами: харизмой, запоминающейся внешностью и умением в любой ситуации гнуть свою линию.

"Без этих качеств вкладывать деньги в подготовку псевдоконкурента попросту глупо, — уверена кандидат философских наук Ольга Ермоленко, занимающаяся изучением политической антропологии. — Посмотрите на того же Олега Ляшко. Он — ярчайший пример политика такого склада. Ну все при нем: и голос с хрипотой, который ни с чьим другим не спутаешь, и умение каждое появление перед телекамерами превратить в шоу, и способность до последнего доказывать свою правоту. При этом Ляшко играет на поле оппозиции, поэтому все его предвыборные "акции протеста" в виде приволоченной под ВР коровы или высыпанной у ее стен машины картошки — не более чем попытка оттянуть голоса оппозиции".

Реклама на dsnews.ua

Учитывая, что Радикальная партия Ляшко появилась в аккурат под выборы 2012 года, ее результат в виде более 220 тыс. голосов избирателей — доказательство того, что с поставленной задачей оттянуть голоса политик-шоумен справился.

Ну, а красноречивым свидетель­ством его возможной зависимости от финансовой иглы ПР является поддер­жка со стороны Ляшко многих сомнительных инициатив власти, среди которых и самый скандальный законопроект этого лета, касающийся векселей.

Особое место в числе тех, кого Партия регионов приглашает на роль удобных конкурентов под выборы — условно независимые игроки политического олимпа. Их отличительная черта — образ мирового судьи, который они старательно формируют в глазах избирателей. Такие политики зачастую успели засветиться как в лагере оппозиции, так и в лагере власти, поэтому любая попытка идентифицировать их по политической принад­лежности неминуемо терпит фиаско.

"Сегодня Петра Порошенко провластным кандидатом назвать сложно, но и оппозиционером чистой воды его тоже не назовешь, — считает политконсультант Вадим Величков. — В чем-то он схож с Леонидом Кравчуком, за которым закрепилась слава хитрого лиса, умеющего договариваться со всеми сразу. Удивительно, но Порошенко готов идти на выборы мэра Киева от оппозиции, а ведь совсем недавно он был министром в правительстве Азарова".

Показательно, что Порошенко — единственный из рейтинговых политиков, который согласен стать столичным градоначальником с урезанными полномочиями. В таком случае ему придется работать в тандеме с нынешним главой КГГА Александром Поповым, но это его, похоже, ничуть не смущает.

(Кликните, чтобы увеличить)

Главное — системность

Имея монопольный доступ к государ­ственным ресурсам, в вопросах взращивания удобных кандидатов под выборы регионалы не скупятся. Это как раз тот случай, когда хорошо организованная кампания псевдоконкурента становится эффективным средством защиты от прохождения нежелательных людей в парламент или какой другой орган власти. Именно поэтому подготовка удобного конкурента не ограничена рамками одной избирательной кампании. В большинстве случаев регионалы делают ставку на долгоиграющие проекты.

"Ярким примером тут может служить Николай Катеринчук, — уверен политолог Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований "Пента". — Да, это не искусственно созданный властью проект, так как партия Катеринчука существует давно. Но это проект, который должен раздробить оппозиционное поле в Киеве. Ему, видимо, предложили ресурсы, а он повторяет ошибку 2008 года, когда также польстился на финансирование избирательной кампании. И я ему об этом говорил".

По самым скромным подсчетам опрошенных "ВД" экспертов, нынешняя рекламно-избирательная кампания Николая Катеринчука обходится в $300-500 тыс. в месяц. Сам политик называет несколько иную сумму, уверяя, что ему удается экономить на рекламе (см. блиц-интервью).

Вот только парадокс оппозиционности Катеринчука в том, что редко какой непровластный политик, называющий себя "неудобным для власти", может похвастаться таким засильем рекламы на столичных билбордах. Да еще и в ситуации, когда крупнейшие операторы наружной рекламы вроде "РТМ-Украина" находятся под тем или иным контролем Партии регионов.

Впрочем, подготовка псевдоконкурента под выборы нередко обходится и в более скромную по политическим меркам сумму — $100 тыс. Правда, ее выделяют исключительно на тех, кто шанса занять депутатское или любое другое важное для власти кресло не имеет.

Задача таких кандидатов одна — оттянуть как можно больше голосов реальных конкурентов власти. Если же определенный кандидат имеет серьезный потенциал быть избранным, проект взращивания конкурента стартует от $5 млн и выше.

"Основная часть денег идет на информационную поддержку этого человека в СМИ, — рассказывает Виктория Левченко, один из региональных штабистов ПР в Харьковской области. — Поэтому не стоит удивляться, если какой-нибудь "оппозиционер" вроде Петра Симоненко чаще других мелькает на телевидении или выступает со спичем по радио".

Как бы не прогадать

Делая ставку на "выращивание" удобного конкурента под выборы, власть, тем не менее, не всегда достигает поставленной цели. Провальным и самым дорогим капиталовложением последних трех лет, на который регионалы возлагали огромные надежды в виде парламентской "золотой акции", оказалась Наталья Королевская

Вот почему тому же Петру Порошенко готовят роль не только удобного кандидата на выборы мэра столицы, но и президента. Именно его кандида­туру в политсовете ПР сейчас рассматривают в качестве возможного псевдоконкурента Виктора Януковича в 2015 году.

Презентуя его как крупного бизнесмена, для которого интересы собственного бизнеса подчинены интересам государства, заместитель главы фракции ПР Михаил Чечетов в разговоре с "ВД" не скрывает своего восхищения: "Петра Алексеевича мы очень уважаем. Он умный государственный человек, глупостей для страны делать не будет".

Чем-то это похоже на роль Сергея Тигипко, которую тот сыграл на прошлых президентских выборах. Тогда, заняв в избирательной гонке третье место, с виду альтернативный Тигипко в итоге безальтернативно оказался вице-премьер-министром Украины, а спустя некоторое время — заместителем главы Партии регионов.

Впрочем, куда более выгодным противником Януковича в 2015 году может оказаться "свободовец" Олег Тягнибок, ведь по последним социологическим исследованиям Международного республиканского института, из всех оппозиционных ли­деров лишь он во втором туре проигрывает нынешнему президенту 5%. К тому же подобный сценарий противостояния идеологических антагонистов уже был отра­ботан в 1999 году в формате Кучма-Симоненко. Тогда решающее слово тоже было за социологами.

"Ставку на Симоненко сделали после того, как подсчитали, что любой другой кандидат у Кучмы может выиграть, — вспоминает нынешний советник Януковича Дмитрий Выдрин. — Симоненко не был плохим по­литиком, просто украинцев переполняли антикоммунистические настроения".

Учитывая возможности административного ресурса, протянуть Тягнибока во второй тур, занизив при этом результаты голосования по другим оппозиционерам, для власти особого труда не составит, и именно такой сценарий, по-видимому, уготован украинцам в 2015 году. В противном случае удержаться в кресле на Банковой нынешнему президенту будет непросто.

    Реклама на dsnews.ua