• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Неприплюснутые высоты

2012-й стал годом нишевых развлекательных заведений и эксклюзивных этносувениров. Это год особого потребителя, который одновременно является и традици
Реклама на dsnews.ua

Вернуться к истокам и найти там нечто, что при правильном позиционировании будет выглядеть и звучать ультрасовременно, — такой рецепт успеха в ушедшем году использовали 2/3 стартаперов, с которыми пообщались корреспонденты "ВД".

Этноукрашательства

Яркий пример — взорвавшая сувенирный рынок глиняная свистулька-зозулица, которая, по сути, является трипольским оберегом. Возвращение к национальным истокам, экопродукции из природных материалов — это мировая тенденция, которая сохранится и усилится в ближайшие несколько лет.

На сегмент украинского сувенира благотворно повлияло два фактора: Евро-2012 и… языковой закон. Как отметил Михаил Черняк, руководитель Trendwatching Ukraine (АДВ), с одной стороны он вынудил усилить пропаганду со стороны защитников языка, а с другой — "украинский вопрос" актуализировался и в среде поборников закона, тем самым повысив интерес к теме в целом.

После языковой реформы многие офисы, расположенные в крупных городах Центральной и Западной Украины, в знак протеста ввели в дресс-код вышиванки. На этом фоне вырос спрос и на сувенирку — например, на ручки с надписью

"Я люблю Украину". Однако существенно изменить ситуацию на рынке этот временный фактор не смог.

"Каждая страна старается выразить свою национальную идею во всем, в том числе и в сувенирах. Но, к сожалению, нашими ключевыми потребителями этники являются предприятия с иностранными инвестициями, работающие на территории Украины. Они обеспечивают более 50% заказов", — сказал Сергей Гугнивенко, директор компании "СЭМ-Эллас", продающей еженедельники и папки с украинской вышивкой.

Реклама на dsnews.ua

По мнению игроков рынка, за прошедший год на 30% вырос спрос на тради­ционные сувениры: куклы-мотанки, обереги, а также чашки-тарелки, как сувенирные, так и глиняные для печи или духовки. Растет популярность интерьерных скульптур в национальном стиле из экоматериалов: сена, глины, дерева.

Евро-2012 оказал большое влияние на сегмент туристического этносувенира. Из-за дороговизны лицензии на тиражирование символов чемпионата и неудачного опыта предшественников-суве­нирщиков, купивших лицензию на использование лого Евровидения-2005, отечественные предприниматели решили запускать собственные проекты. Причем новички чаще ставили на этнику, чем на футбол (подробнее о подготовке сувенирного рынка к Евро-2012 — см. "Фаната осувенирить", "ВД" №5(337), 2012 г.).

"Повышенное внимание к этнике вполне логично. Туристы всегда хотят увезти на память что-нибудь, чем славится страна. А у населения, в свою очередь, обостряется чувство национальной гордости, поэтому украинцы были готовы вернуться к истокам, вспомнить традиции и надеть национальные костюмы, аксессуары, — говорит Наталья Волошина, исполнительный директор Ассоциации производителей и импортеров рекламных сувениров Украины (АПИРСУ). — Кроме того, когда проходит знаковое событие, возникает определенная мода. Поэтому молодежь "подхватила" этнику скорее как модное явление, а не осознанно.

В данном случае они играли роль потребителей-новаторов".

В итоге, в Украине в 2012 году было запущено два десятка новых проектов, производящих сувениры с этносимволикой. Наиболее заметны были свистулька-зозулица и футбольные вышиванки U-shirt (подробнее — см. "Рожденные под ЕВРО", "ВД" №16(348), 2012 г.).

Несмотря на определенный рост производства этнической символики, игроки говорят, что без государственной под­держки им будет трудно развивать данное направление. Как отмечает АПИРСУ, во многих странах работают специальные государственные программы по поддер­жке национального производителя, направленные на сохранение культурного наследия и популяризацию традиций. "Что-то подобное пытались сделать в Украине при Ющенко.

Однако и тогда государственная поддержка ограничилась президентскими похвалами и рукопожатиями во время этнофестивалей", — вспоминает Гугнивенко. А пока что этот сегмент развивается стихийно, так сказать, на энтузиазме производителей. В целом, на данный момент лишь 10% сегмента украинской продукции занимают крупные проекты, остальное — хенд-мейд.

Одна из больших проблем рынка — засилье китайской продукции. Ее доля в туристических точках крупных городов занимает 70%. Однако, как уверяют эксперты, расстановка сил будет меняться. "Сейчас тенденция такова, что если перед покупателем стоит выбор приобрести сувенир в национальном стиле местного производства или очередной китайский, то в 70% случаев он выбирает национальное. А еще год назад в 90% случаев покупатель руководствовался принципом "что дешевле", — резюмирует Наталья Волошина.

Что ты ешь?

Однако возврат "к истокам" может не ограничиваться трипольским периодом. Часть соотечественников пошла значительно дальше и обратилась… к сыроедению. Если в 2011 г. одним из главных трендов была органическая еда (подробнее — см. "Здоровое домоседство", "ВД" №51-52(334), 2011 г.), то в 2012-м эксперты уверенно отдают первенство еде вегетарианской.

За прошедший год только в Киеве из-за возросшего спроса на рынке общепита появилось порядка пяти-семи новых игроков, предлагающих украинцам блюда вегетарианской и веганской кухни.

"Люди приходят к вегетарианству по разным причинам. Можно выделить три основные группы. Одни придерживаются такого стиля питания, чтобы сохранить здоровье. Ведь на украинских телеканалах очень много сюжетов, разоблачающих мясо-молочную отрасль: это касается антибиотиков в мясе, смешанного молока и пр., — поясняет Дарья Воронкова, руководитель информационного проекта Veg'n'сook. — Вторая категория — люди, которые меняют тип питания из-за этических соображений: не хотят участвовать в убийстве, сочувствуя живым существам. И, наконец, люди, активно занимающиеся духовными практиками. Именно они приходят даже не к вегетарианству, а к сыроедению".

Наличие трех целевых групп позволяет функционировать заведениям в различных ценовых сегментах. Открывает новые точки вегетарианский старожил рынка ECO BUFFET, ценовая политика которого делает заведения доступными для молодежи и студентов.

Работающий на одном из столичных фуд-кортов бар для сыроедов nebO's приближается к среднеце­новому сегменту (подробнее — см. "Прочь вареное!", "ВД" 12(344), 2012 г.). А литературное кафе "Имбирь" и семейное заведение tri: эксперты называют полноценными вегетарианскими ресторанам.

"Мы предполагаем, что в 2013 году будут охвачены все направления: фастфуды, фуд-корты, стритфуды наряду с ресторанами в ценовом сегменте средний, средний+, высокий и лакшери", — говорит Наталия Сенникова, директор по маркетингу и развитию сети ECO BUFFET.

По мнению Ольги Насоновой, директора компании "Ресторанный консалтинг", против владельцев подобных заведений играет консервативность украинской аудитории, так как у нас не более 5% людей относятся к новаторам, то есть готовы перейти на новый тип питания. Поэтому подобным проектам, как правило, очень сложно выжить.

Но в то же время владельцы "живого" бара утверждают, что среди их посетителей постоянно "сыроедит" только около 15%. "Остальные — это те, кто начал задумываться о том, что они едят. Либо просто хотят вырваться из будней", — говорит Максим Богданович, один из соучредителей бара nebO's.

"В текущем году новые вегетарианские и веганские заведения будут открываться в крупных украинских городах. Они уже себя хорошо зарекомендовали в Киеве, Днепропетровске и Одессе, — рассказала эксперт Дарья Воронкова. — А вот в небольших городах рестораторы не спешат запускать подобные проекты, так как боятся прогореть. Но мне кажется, что это стереотип".

Заинтересованность рестораторов из других регионов подтверждает и Наталия Сенникова. "Мы ведем переговоры с потенциальными франчайзи во многих городах Украины. Более того, нашим форматом заинтересовались предприниматели из Беларуси и Франции", — говорит Сенникова.

О том, что вегетарианская еда — один из ведущих трендов, свидетельствует и тот факт, что за прошедший год в Украине прошло более 10 вег-фестивалей. Плюс о таком стиле питания можно также было услышать на этно- и эзотерических фестах.

В местах не столь отдаленных

Настоящий прорыв 2012 года — формирование рынка "третьих мест", своеобразных креативных пространств, в народе получивших название некафе или антикафе (подробнее — см. "Третьи места для пятой точки", "ВД" №40(363), 2012 г.).

Заведения этого формата фактически работают на стыке трех областей: общепита, коворкинг-центра и "коротких" курсов. За прошедший год в Украине появилось пять таких проектов: четыре в Киеве и один в Одессе.

Формированию и развитию данного бизнес-направления однозначно поспособствовали коворкинг-центры, появившиеся в Украине в 2008 году, и компании, специализирующиеся на "коротких" курсах, которые стали активно появляться год спустя.

За кризисные годы в стране прижились оба формата. Такой успех эксперты объясняют их дешевизной, а также возможностью для клиента найти баланс между рабочим временем и временем для отдыха.

Поэтому логично, что в 2012 году предприниматели-новаторы решили совместить эти две концепции "под одной крышей". Сегодня посетители креативных пространств характеризуют их как место для работы, если речь идет о дневных часах, и как место для интеллектуального досуга, говоря о вечере.

Ощутимый приток посетителей заметен после 16:00, а пиковая загрузка наблюдается после 18:00, так как в антикафе начинается развлекательная программа: мастер-классы, концерты, кинопоказы, игры и пр. Управляющие "третьих мест" постоянно привлекают лекторов — от мастеров хенд-мейда до музыкальных кри­тиков.

"Такие заведения в первую очередь посещают студенты, которым нравится творческая атмосфера. Во-вторых, — школьники. Облюбовали эти места и стартаперы, создающие уникальные проекты. И, наконец, по вечерам подтягиваются офисные работники, которые заинтересованы бюджетно и при этом интересно провести время", — пояснил Дмитрий Мужук, управляющий партнер smart cafe Bibliotech.

При этом Артем Корявка, соучредитель коворкингового проекта Hackerspace, считает, что свободные пространства никогда не вытеснят с рынка совместные офисы (подробнее — см. "Офисная коммуналка", "ВД" №36(359), 2012 г.). "Третьи места" традиционно интересуют посетителей в разрезе "покушать-посмотреть-пообщаться". Коворкинг-центры — это все-таки офис, то есть место для работы, а не для развлечения, — говорит Артем. — Подозреваю, что в будущем креативные пространства будут вынуждены выбрать какое-то одно направление. Ведь их клиент пребывает в растерянности, чем ему заниматься: отдыхать или работать. А посетителю рано или поздно захочется определиться".

Однако сами игроки настаивают на том, что их концепция сбалансирована, и видоизменять ее пока что не име-

ет смысла. "Естественно, в существующую модель будут вноситься корректировки, чтобы ее улучшить. Дело в том, что для людей, запускающих подобные проекты, это не просто капиталовложение. Они создают место, которое нравится им самим, то есть они хотят жить в таком формате", — говорит Дмитрий Мужук.

На сегодня развивать сеть заведений "за собственные", по мнению игроков рынка, невыгодно, так как первоначальные затраты сравнимы с открытием небольшого ресторана, а вот срок окупаемости в два раза длиннее.

Поэтому, по словам Юлии Мироненко, совладелицы некафе "БеседниZzа" (подробнее — см. "Тиктактика некафе", "ВД" №31-33(357), 2012 г.), они будут строить свою сеть по франчайзинговой схеме. На данный момент уже активно ведутся переговоры с представителями из нескольких крупных городов Украины.

По предварительным прогнозам, в 2013 году у нас в стране откроется еще минимум семь заведений. В первую очередь в крупных городах: Львов, Донецк, Харьков, Днепропетровск.

    Реклама на dsnews.ua