• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Обитель великой княгини

После того как несчастный случай приковал к постели великую княгиню Александру Петровну — урожденную принцессу Ольденбургскую, жену брата царя А
Реклама на dsnews.ua

После того как несчастный случай приковал к постели великую княгиню Александру Петровну — урожденную принцессу Ольденбургскую, жену брата царя Александра II, она в поисках облегчения от своих страданий решила перебраться в Киев, где поклонялась лаврским святыням.

Некоторое время великая княгиня жила в Царском (Мариинском) дворце, потом устроила небольшой скит в нанятой усадьбе на Липках.

Наконец, Александра Петровна приняла решение основать в Киеве на собственные средства женский монастырь — Киево-Покровский.

Городок за свой счет

В 1888 г. она купила для будущей обители участок на Лукьяновке общей площадью 6 десятин (свыше 6,5 га). По заказу великой княгини епархиальный архитектор Владимир Николаев подготовил проект многочисленных монастырских сооружений — преимущественно деревянных на каменных фундаментах.

Среди них главное место занимала Покровская церковь с пристроенными к ней кельями, но были также больница, бесплатное училище для девочек, квартиры для вдов и сирот, желающих жить при монастыре, гостиница для богомольцев, служебные постройки.

Закладка комплекса состоялась в январе 1889-го. В мае того же года великая княгиня Александра Петровна сообщила о своем намерении основать новую женскую обитель во имя Покрова Божьей Матери. Святейший Синод дал на это свое разрешение.

Реклама на dsnews.ua

На бывшем пустыре Александра Петровна устроила целый городок и сама поселилась в новых кельях. Тут ей посчастливилось после девятилетнего перерыва вновь подняться на ноги — как говорила великая княгиня, это произошло после молитвы перед иконой Божьей Матери Почаевской.

После этого Александра Петровна твердо решила посвятить все свои силы и средства монастырю и больнице при нем. Она тайно постриглась в монахини под именем Анастасии (ныне причислена к лику святых как преподобная Анастасия Киевская).

Келейная послушница великой княгини потом вспоминала слова, которые не раз слышала от царственной матушки: "Скажи мне, что я такое? Мешок денег, за который должна отдать ответ пред Богом, так ли распределила. О, сколько бы я должна еще делать добра!"

"Белая больница"

Особенно выдающееся значение для города имела больница при монастыре. Поначалу она предназначалась для лечения самих его обитательниц, но затем великая княгиня решила обустроить здесь палаты и койки для сторонних больных.

После расширения и оборудования лечебницы 120 лет назад, осенью 1893 г., заведение открыло бесплатный прием женщин и детей христианского исповедания любых сословий.

Содержание больницы было образцовым. Сюда приглашали самых авторитетных медиков, включая профессоров университета. Обязанности медсестер выполняли монахини, вкладывая в свой труд безграничное терпение и любовь к больным. Неизменный личный пример им подавала Александра Петровна, которая регулярно подменяла дежурных сестер и ухаживала за пациентками.

В больничных палатах поддерживалась идеальная чистота (недаром в народе ходила молва о "белой больнице" великой княгини). Всех больных обеспечивали полноценным питанием, причем кормили их по единому меню, не считаясь с происхождением.

На потребности лечебницы Александра Петровна щедро тратила деньги, положенные ей от казны по великокняжескому статусу, — десятки тысяч рублей ежегодно. Ей удалось значительно расширить больничный корпус, построить новую аптеку для бесплатного отпуска лекарств.

Впрочем, ее материальные возможности все же были ограничены. Тем более кстати оказалась помощь внучатого племянника Александры Петровны — императора Николая II.

Посетив Покровскую обитель в августе 1896 г., он выделил средства на строительство при больнице нового терапевтического корпуса с домовой церковью и здания амбулатории (при которой устроили также водонапорную башню для больничного водопровода).

Как засвидетельствовали статистические отчеты, "белая больница" оказывала людям огромную помощь. Только за первые десять лет существования — с 1893 по 1903 гг. — она приняла 194 993 пациентов, из которых 5020 лечились стационарно.

Еще более впечатляющие цифры отражают деятельность лечебницы до начала Первой мировой войны: 17 598 пользователей стационара, 1 155 620 посещений амбулатории, 1 250 229 бесплатных выдач лекарств из аптеки...

Заботясь о больнице, великая княгиня не забывала и о потребностях монастыря. Его территория, благодаря новым приобретениям и предоставлению Городской думой смежных участков, постепенно расширялась, достигнув 9,5 га.

Александра Петровна не раз думала о том, что рядом с первой деревянной Покровской церковью следовало бы выстроить более обширный собор. Однако расходовать на это свои деньги она не спешила, отдавая приоритет бесплатной медицинской помощи беднякам, и только после достижения больницей стабильного положения приступила к новому строительству.

Крупнейший в городе собор

Каменный собор во имя Святого Николая, воздвигнутый в Покровском монастыре, стал самым крупным и вместительным в Киеве. Там могут расположиться две с половиной тысячи молящихся.

Закладка его состоялась в 1896 г., как раз в дни приезда Николая II. И первый кирпич в основание фундамента положил лично царь.

Эскизный чертеж собора составил сын Александры Петровны — великий князь Петр Николаевич, архитектор-любитель. Подготовку окончательного проекта и руководство строительством принял на себя опытный зодчий — академик архитектуры Владимир Николаев.

Ему удалось смелое конструктивное решение: двумя кирпичными арками крест-накрест перекрыть пространство 20x20 метров, благодаря чему пространство внутри храма оказалось свободным от опорных столбов.

Внешний облик был решен в укрупненных формах так называемого "русского стиля"; массивный объем собора завершили 13 луковичных глав.

К 1900 г. уже были возведены стены собора, установлены купола и кресты. Но последующие отделочные работы сильно затянулись, поскольку не стало великой княгини Александры Петровны.

Пришлось изыскивать новые источники средств: пожертвования местных филантропов (только знаменитый сахарозаводчик Никола Терещенко и его супруга дали 50 тыс.), внутренние средства монастыря, "кружечный сбор" в церквях и т. д. Благодаря этому нехватку денег постепенно удалось преодолеть, и в 1911 г. собор был освящен.

Строители отчитались в затраченных средствах в размере 392 257 рублей 90 копеек. Работы велись достаточно экономно, тем более что многие поставщики и подрядчики ради доброго дела соглашались на существенные скидки. Анализируя в отчете поступления и расходы, хочется особо подчеркнуть: на строительство громадного храма не поступило ни одной копейки из бюджета православной империи!

Практически все деньги были пожертвованы добрыми людьми, которые твердо знали, что ни рубля не уйдет на презентации, на пышные приемы, на жалованье чиновникам при благотворительных фондах.

Так и случилось. Затраты полностью пошли на строительство собора, возведенного прочно, на века. Храм Св. Николая до сих пор возвышается над Киевом, а недавняя реставрация куполов вернула ему прежнее величие.

Царское слово — не воробей

После того как в 1900 году основательница монастыря скончалась, было прочитано ее завещание. Там, в частности, говорилось: "Смиреннейше про­шу Пресветлейшего Батюшку Царя, покровителя сирых и неимущих, принять дорогие для меня больницу и лечебницу под свое Августейшее покровительство".

Приближенные чиновники представили Николаю II памятную записку: "Душеприказчики по завещанию в Бозе почившей Великой Княгини Александры Петровны ходатайствуют о Высочайшем ныне же утверждении упомянутого завещания. Ходатайство это встречает затруднения в том отношении, что в завещании испрашивается принятие под Высочайшее Государя Императора покровительство основанных Великою Княгинею больницы и лечебницы при Покровском монастыре в Киеве... Но будущее содержание больницы и учреждений при ней представляется совершенно необеспеченным. Между тем, по закону, присвоение благотворительным и иным общеполезным установлениям имени Высочайших особ может быть испрашиваемо лишь для тех из названных установлений, устройство и содержание которых обеспечено... При условии присвоения ныне же больнице и другим учреждениям Высочайшего имени, может явиться попытка возложить материальные о них заботы на Кабинет Его Величества, что, казалось бы, однако, совершенно неудобным".

Действительно, содержание киевской больницы обходилось ежегодно в изрядную сумму — 80 тысяч рублей.

И тут душеприказчики почтительнейше сообщили, что Николай II просто забыл: еще в конце 1897 г. он согласился на присвоение киевской больнице собственного имени! Этот факт могли подтвердить два уважаемых свидетеля — министр финансов Сергей Витте и генерал-губернатор Михаил Драгомиров. Весь Киев давно уже знал об этом.

Короче говоря, у царя не оставалось другого выхода. Тут же последовало высочайшее повеление: с 1 января 1901 года через посредство Синода выплачивать бесплатной больнице Киево-Покровского монастыря 80 тысяч рублей ежегодной субсидии. Что и исполнялось до падения монархии в феврале 1917-го.

Бизнес-план для консистории

Нуждаясь в пополнении средств после смерти великой княгини, обитель попробовала изыскать их там же, где находили выгоду многие состоятельные киевляне. Речь идет об ипотечном кредите на строительство доходного дома. На это требовалось разрешение митрополита и Духовной консистории.

В марте 1912 года настоятельница Покровского монастыря Магдалина попросила согласовать получение в Киевском кредитном обществе 60 тысяч рублей под залог имущества обители. Плата за кредит составляла всего лишь 6,5% в год.

При рассмотрении вопроса консистория изучила "бизнес-план" обители, убедилась, что валовой доход от новостройки (не менее 12 тысяч в год) существенно превосходит накладные расходы, — и дала "добро". Вскоре неподалеку от монастырской ограды было возведено доходное здание, которое сохранилось доныне по Бехтеревскому переулку, 13а.

    Реклама на dsnews.ua