• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Отходный бизнес

Перспектива введения "зеленого" тарифа для производства электроэнергии из биогаза подтолкнула сельхозпредприятия к активному освоению этого бизнеса. Н
Реклама на dsnews.ua

Перспектива введения "зеленого" тарифа для производства электроэнергии из биогаза подтолкнула сельхозпредприятия к активному освоению этого бизнеса. Настоящий бум на этом рынке ожидается с апреля 2013 г. по 2015 г. Для запущенных в эти два года биогазовых установок по решению Верховной Рады будет действовать коэффициент, позволяющий продавать ток на 60% дороже, чем малым ГЭС, и на 10% — чем ветроэнергостанциям.

Это позволит крупным аграрным группам, которые планировали инвестировать в биогаз даже без получения государственных льгот, почти наполовину, до трех-четырех лет, сократить срок окупаемости своих проектов.

Органический толчок

В скором времени отношение аграриев к отходам, которые производит многомиллионная армия украинских кур, коров и свиней, может измениться в лучшую сторону. На минувшей неделе Верховная Рада во втором чтении проголосовала за внесение изменений в Закон "Об электроэнергетике", установив "зеленый" тариф для электроэнергии, произведенной из биогаза (его получают при переработке органических отходов).

В соответствии с этим документом с 1 апреля 2013 г. по 31 декабря 2014 г. коэффициент "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из биогаза, будет составлять 2,3. В результате отпускная цена такого тока сравняется со стоимостью электроэнергии из биомассы, будет почти на 10% выше, чем у ветроэнергостанций, и на 60% больше, чем у малых ГЭС. Правда, действие нового тарифа распространится только на объекты, введенные в эксплуатацию в указанные сроки. Для биогазовых установок, которые заработают в 2015–2029 гг., будут действовать сниженные коэффициенты — от 2,07 до 1,61.

Парламентское решение пока не вступило в силу, поскольку его еще не подписал Президент. Прогнозировать его действия пока никто не решается, ведь ранее Виктор Янукович уже ветировал закон о "зеленом" тарифе для электроэнергии из биогаза авторства народного депутата от Партии регионов Александра Горошкевича. Закон этот был принят Верховной Радой в октябре минувшего года, но в январе 2012 г.

Президент наложил на него вето, сославшись на расчеты Института возобновляемой энергетики Национальной академии наук Украины. В них утверждалось, что стоимость электроэнергии из биогаза после 2017 г. будет выше, чем цена традиционного тока. Поэтому привлечение инвестиций в сферу, которая после окончания срока действия "зеленого" тарифа станет экономически невыгодной, Президент Янукович счел нецелесообразным.

Реклама на dsnews.ua

Такое решение лоббисты господдержки биогаза во главе с Европейско-украинским энергетическим агентством (в его состав входит ряд девелоперов биогазовых проектов, таких как немецкая HAASE Energietechnik GmbH и киевское ООО "Тис Эко") сочли необоснованным. Тем более что Институт возобновляемой энергетики впоследствии опроверг проведение им расчетов по биогазу.

Однако вето парламент преодолевать не рискнул, и лоббистам биогазовых льгот пришлось накопить более увесистые аргументы, чтобы заручиться поддержкой "тяжелой артиллерии". Проводниками их интересов в этом году стали три нардепа от правящей партии: представитель Президента в парламенте Юрий Мирошниченко, сестра главы Администрации Президента Юлия Левочкина и руководитель Черновицкой областной федерации бокса Николай Романюк.

Именно они в марте этого года стали авторами нового законопроекта о стимулировании производства электроэнергии из альтернативных источников, в котором был прописан "зеленый" тариф для биогаза.

Проголосовав за его принятие в ноябре этого года, парламентарии вычеркнули из списка претендентов на льготы компании, которые уже наладили производство биогаза, так и не дождавшись государственной помощи. Справедливости ради нужно отметить, что таковых немного. За все годы независимости в Украине было введено в эксплуатацию лишь около десятка маломощных биогазовых установок.

Пионером внедрения этой технологии стал запорожский металлургический комбинат "Запорожсталь". На принадлежащей заводу свиноферме в 1993 г. заработала установка датской компании Bigadan Ltd мощностью 50 кВт, способная перерабатывать порядка 20 т навоза в сутки. Спустя 10 лет в лидеры вырвалась корпорация "Агро-Овен" из Днепропетровской области. Она запустила установку, позволяющую перерабатывать ежедневно порядка 80 т отходов свиней и коров. Ее мощность составила 190 кВт (сравнимо с показателями среднего промышленного дизельного генератора), а стоимость — около 800 тыс. евро.

Рекорд днепропетровцев был побит только в 2009 г. Сначала на ферме сельскохозяйственной компании "Элита" в Киевской области была запущена биогазовая установка мощностью 250 кВт. А чуть позже находящаяся по соседству с ней Украинская молочная компания, которая занимается разведением коров, построила биогазовую установку мощностью 1 МВт.

Последний проект пока является самым крупным из реализованных в украинском сельском хозяйстве. Его стоимость под ключ, по данным "ДС", составила около 2 млн евро, а сама установка позволяет перерабатывать порядка 400 т коровьего навоза в сутки. Ежегодно она дает почти 3,8 млн куб. м биогаза, за счет которого Украинская молочная компания покрывает практически половину своих потребностей в электроэнергии и тепле.

Цена вопроса

Рентабельность введенных в строй биогазовых установок, которые уже не смогут рассчитывать на получение "зеленого" тарифа, невелика из-за низкой производительности. По данным "ДС", тот же "Агро-Овен" сумел окупить свои затраты лишь спустя восемь лет после запуска. А Украинская молочная компания, которая изначально хотела компенсировать все траты за пять лет, признала, что эти планы были чересчур оптимистичными и ее проект при действующих тарифах окупится в лучшем случае за 10 лет.

Не лучше ситуация с окупаемостью и в производстве биогаза из растительных, а также твердых бытовых отходов, из-за чего они не получили массового распространения. Самыми громкими из них стали запуск небольшой биогазовой установки мощностью 125 кВт, перерабатывающей силос кукурузы, на Вознесенском коньячном заводе, а также строительство факельных установок на свалках Мариуполя, Кременчуга, Алушты, Ялты и ряда других городов.

По словам коммерческого директора компании "Зорг Украина", занимающейся биогазовыми установками, Игоря Аксютова, в Украине 1 КВт такой мощности стоит в среднем 3–4 тыс. евро. Таким образом, промышленные установки начального уровня (на 200–300 кВт) обойдутся аграриям в довольно ощутимую сумму — 600–900 тыс. евро в зависимости от марки оборудования.

Подобные проекты, как правило, реализовываются за счет кредитов, получить которые на выгодных условиях мелким агрохозяйствам практически невозможно. Ведь срок окупаемости небольших установок может превышать 10 лет, что при нынешних ставках по валютным кредитам на уровне 11%, а в гривне — 20% годовых делает эти проекты невыполнимыми.

Существуют и более мощные установки — до 20 МВт, но их стоимость превышает 60 млн евро. Их имеет смысл строить лишь на больших производственных комплексах: сахарных заводах и крупных животноводческих фермах. Срок их окупаемости на порядок выше, чем малых: если последние выходят "в ноль" после восьми–десяти лет работы, то крупный биогазовый комплекс позволяет отбить траты за пять-шесть лет даже без "зеленого" тарифа.

По словам директора компании "Экотэнк" Владимира Бударина (занимается продажей биогазовых установок), помимо электроэнергии, которую можно продавать на Оптовом рынке, такие комплексы производят тепло, идущее на отопление помещений. А после переработки помета или навоза на выходе получается качественное биоудобрение, которое агрокомпании могут использовать для своих нужд или продавать на сторону. "С применением этого удобрения сроки окупаемости БГУ на фермах уменьшаются почти на 20%", — отмечает он.

Еще одним стимулом для развития биогазовой отрасли стал рост цен на природный газ. Но главным локомотивом является, безусловно, "зеленый" тариф. Ведь он позволит агрохолдингам продавать всю производимую ими электроэнергию на Оптовом рынке по высоким ценам (1,34 грн./кВт•ч) и закупать ее там же для своих нужд почти на треть дешевле (около 1 грн./кВт•ч).

Навозные перспективы

Возможность неплохо заработать на помете и навозе заставила активизироваться крупный бизнес, занимающийся сельским хозяйством. В сентябре нынешнего года крупнейший производитель яиц в Украине — холдинг "Авангард" Олега Бахматюка — заявил о планах возведения на своих птицефабриках в Хмельницкой и Херсонской областях две биогазовые установки мощностью 20 МВт каждая (совокупная стоимость этого проекта оценивается в 120 млн евро).

Ожидается, что все эти установки будут вырабатывать 60–70 млн куб. м газа в год, часть которого будет использована "Авангардом" для собственных нужд, а часть экспортирована в ЕС. Покупателем, в частности, станет польская государственная нефтегазовая компания PGNiG, которая уже заключила с "Авангардом" договор о намерениях.

Заняться биогазом решил и крупнейший в Украине производитель курятины — компания "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка. По информации "ДС", она уже завершила строительство самого крупного на сегодняшний день в нашей стране экспериментального биогазового комплекса на птицефабрике "Орель-Лидер" в Днепропетровской области. Его мощность составляет 5 МВт, а сам он способен перерабатывать порядка 140 т птичьего помета в сутки и производить 18 млн кубометров биогаза в год.

Сумма инвестиций в этот проект, запуск которого был намечен на ноябрь текущего года (впоследствии перенесен, судя по всему, из-за того, что компания ожидает решения вопроса с "зеленым" тарифом и отложит ввод объекта в эксплуатацию до апреля следующего года), достигает 10 млн евро. Примечательно, что даже без повышенного коэффициента компания планировала отбить свои затраты за четыре года. А в новых условиях срок окупаемости может сократиться до трех лет.

Схожий проект намерен реализовать и донецкий "Экопрод", который занимается разведением коров и свиней. Он планирует почти за 10 млн евро построить установку мощностью 3 МВт, которая будет производить 14 млн кубометров газа в год, а также вырабатывать тепло и удобрения для нужд компании. Срок ее окупаемости был определен на уровне пять-шесть лет, а при условии введения "зеленого" тарифа он также может значительно сократиться — до трех-четырех лет.

Вовремя попасть в биогазовую струю стараются и другие крупные аграрные холдинги. Например, "Сельхозпродукт" Юрия Бондарчука анонсировал строительство на базе Рокитнянского сахарного завода в Киевской области биогазового комплекса мощностью 20 МВт. Сырьем для него послужит сахарный жом и кукурузный силос. Объем инвестиций в этот проект, запланированный на 2013–2014 гг., составит 50 млн евро, а окупиться он, как ожидают в компании, сможет за четыре-пять лет.

Кроме того, по информации "ДС", сейчас проекты по установке БГУ начали активно разрабатывать свиноводческий комплекс "Бахмутский аграрный союз" (Донецкая обл.) совладельцев корпорации ИСД Олега Мкртчана и Сергея Таруты, а также киевская корпорация "Агро-Союз" Сергея Прокаева и Владимира Хоришко. Эти компании планируют запустить установки мощностью по 2 МВт каждая. И наконец, мощную установку намерен построить крупнейший производитель свинины в стране — донецкая фирма "АПК-инвест" Бориса Колесникова.

Введение в строй этих мощностей практически не скажется на энергетическом балансе страны (он позволяет зарезервировать до 10 ГВт электроэнергии), но поможет аграрным холдингам убить сразу двух зайцев. Во-первых, они смогут в буквальном смысле извлечь многомиллионные прибыли из отходов. А во-вторых, решить проблемы с Государственной экологической инспекцией. Она на протяжении последних лет регулярно портила нервы животноводческим предприятиям и птицефермам, выявляя свалки с навозом и птичьим пометом и запрещая компаниям их эксплуатировать (штрафы за эти нарушения являются символическими и ничего не решают).

Солидные деньги на биогазовых проектах в Украине могут заработать и иностранные поставщики оборудования, прежде всего из Германии. В этой стране, где работают порядка 8 тыс. биогазовых установок, которые произвели в минувшем году более 3 ГВт электроэнергии, базируются крупнейшие производители и девелоперы этого оборудования: Zorg Biogas, MEBA, Rohrplan, AEV и др. Большинство из них в последние годы пытались активно окучивать украинский рынок, и вскоре у них появится возможность на нем закрепиться.

Ведь принятый парламентариями закон предусматривает для желающих получить "зеленый" тариф соблюдение условия "местной составляющей" — не менее 50% для биогазовых объектов с 2015 г. Соответственно, иностранным производителям придется либо локализовать в Украине свои производства, либо уйти с рынка.

Неиспользуемые возможности

Огромный потенциал биогазовой отрасли в Украине, который позволяет запустить не менее 4 тыс. установок общей мощностью 2,5 ГВт, сегодня почти не используется. В Германии уже работают около 9 тыс. биогазовых установок совокупной мощностью 3 ГВт, которые обеспечивают свыше 8% энергопотребления страны и ежегодно экономят 5 млрд куб. м природного газа.

Расположившаяся на втором месте Италия эксплуатирует 700 установок общей мощностью порядка 500 МВт, Швейцария — 600 (400 МВт), Польша — 200 (100 МВт). На фоне этих показателей о дюжине действующих в нашей стране установок, совокупная мощность которых едва дотягивает 3 МВт, лучше умолчать.

Пока что самый большой интерес к этим технологиям в Украине проявляют аграрные хозяйства. Половина из действующих в стране промышленных биогазовых установок работают на отходах животного и растительного происхождения. По оценкам НТЦ "Биомасса", сегодня фермерские хозяйства могут обеспечивать производство биогаза, эквивалентного 2,2 млрд куб. м природного голубого топлива. Другое перспективное направление — пищевая промышленность. Прежде всего это касается производителей алкоголя и сахара. Если все растительные отходы, которые они образуют, направить на производство биогаза, Украина смогла бы вырабатывать 0,4 млрд куб. м газа.

Еще хуже у нас развивается производство биогаза из сточных вод и твердых бытовых отходов, ежегодный потенциал которого оценивается более чем в 7 млрд куб. м. Сегодня в стране действует только одна биогазовая установка, работающая на канализационных стоках, — Бортническая станция аэрации в Киеве. За год она производит около 3 млн куб. м биогаза, который сжигают в котлах и используют для обогрева станции. Но БСА досталась нам в наследство еще с советских времен. За годы независимости ни одной подобной установки в Украине не появилось.

На полигонах ТБО наблюдается схожая картина. Лишь на единичных свалках бурятся скважины, которые собирают биогаз. В странах Европы он подается на генераторы, которые производят электроэнергию. В Украине так стали делать только в этом году, и то лишь на киевской и мариупольской свалках.

    Реклама на dsnews.ua