• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Палата неприкасаемых ябед

В украинском парламенте процветает ябедничество. Народные депутаты не устают кляузничать друг на друга. Причем не только спикеру ВР, председателю Регл
Реклама на dsnews.ua

В украинском парламенте процветает ябедничество. Народные депутаты не устают кляузничать друг на друга. Причем не только спикеру ВР, председателю Регламентного комитета, но даже главам собственных фракций. С неофициальным стартом избирательной кампании парламентарии-ябеды активизировались.

История со скандальным разоблачением Романом Забзалюком продажности коллег-депутатов, которых в самой ВР принято называть "тушками", похоже, так и останется недосказанной. Жалобу г-на Забзалюка продинамила не только Генпрокуратура Украины, придумавшая в свое оправдание доселе несуществующий в юридической практике термин "политическая коррупция", но и Регламентный комитет Верховной Рады.

Причем глава последнего оказался еще большим выдумщиком, чем люди в погонах. После того как спикер парламента Владимир Литвин поручил Владимиру Макеенко разобраться с заявлениями Забзалюка, глава комитета недолго думая решил всех поставить на место. Пригласив к себе в кабинет главу фракции "БЮТБ" Кожемякина и "скупщика" депутатов Рыбакова из группы "Реформи заради майбутнього", Макеенко дал понять, что слать письменные жалобы друг на друга бесполезно.

А если кто-то будет возмущаться, пригрозил сделать процесс публичным и в его ходе превратить обе стороны конфликта в политические трупы. Депутаты спорить не стали. И хотя Роман Забзалюк заверил "ВД", что начатое дело лично доведет до конца, его шансы на успех с каждым днем тают. От медиарезонанса разоблачения "тушек" почти ничего не осталось, зато у парламентариев неприятный осадок — доверять друг другу стало крайне опасно. Ведь с приближением парламентских выборов объектом доноса может стать каждый.

Комитет жалоб

В большинстве случаев депутаты сор из избы предпочитают не выносить, и если кто-то на кого-то ябедничает, вопрос пытаются решить тихо-мирно, без посторонних глаз и ушей. По долгу службы посредником в этих делах чаще других выступает все тот же Владимир Макеенко. Будучи искусным коммуникатором, политик даже самую безвыходную ситуацию старается превратить в шутку. Мало кто знает, но публичный конфликт первого замглавы ВР Адама Мартынюка и внефракционного Олега Ляшко, горло которого в свои цепкие объятия год назад заключил вице-спикер, повалив визави на пол, имел свое продолжение.

По словам Макеенко, после инцидента к нему с требованием принять меры к обидчику обратился Ляшко. А поскольку тема, из-за которой разгорелся сыр-бор, была весьма щекотливой, Макеенко тут же разыграл сцену непонимания. Дескать, объясните внятно, в чем, собственно, дело? На что Ляшко якобы пожаловался, что его обозвали "п***асом". Благо, сам депутат оказался с чувством юмора, а потому после слов Макеенко "возможно, Мартынюк никого так не называл, а представился?" нардепы едва не лопнули со смеху. Конфликт был исчерпан.

Реклама на dsnews.ua

Однако, по признанию главы Регламентного комитета, зачастую реагировать на жалобы депутатов ему приходится по-другому. Как только народный избранник наябедничал, Макеенко тут же приглашает его в свой кабинет. Сюда же приглашает и того, на кого написана жалоба. Поговаривают, что якобы к этому моменту на столе появляется бутылка хорошего виски, два стакана, а сам владелец кабинете уходит, закрыв его на ключ. Причем держит депутатов там до тех пор, пока те не помирятся.

В парламентской курилке, правда, депутаты-оппозиционеры говорят, что Регламентный комитет, куда стекаются жалобы депутатов, к их рассмотрению подходит весьма избирательно — мол, там, где они касаются партии власти, разбирательство спускает на тормозах. По сути, сами жалобы редко обсуждают на заседании комитета, а если это и происходит, то в условиях почти полной секретности.

Постороннему попасть на такое заседание, где депутатам ставят на вид в лучших традициях "товарищеских судов" времен КПСС, практически невозможно. "Вы хоть раз слышали об открытом заседании Регламентного комитета? — недоумевает глава одного из его подкомитетов Юрий Гримчак. — Никто никогда туда попасть не может. А все потому, что там рассматриваются личные дела депутатов, и это право нардепа — не обнародовать какие-то подробности. Есть вещи, о которых нельзя говорить".

Стать в позу

Впрочем, подавляющее большинство депутатов по пустякам вроде взаимных оскорблений не ябедничают. "Стукачей" в парламенте не любят. Если, конечно, дело не касается денег, когда депутаты начинают "сливать" друг друга, пытаясь разрешить бизнес-конфликт. Тогда-то и начинается все самое интересное. После того как переговоры тет-а-тет заходят в тупик, депутаты бегут жаловаться главе фракции.

Регионал Владимир Олийнык вспоминает, как двое его коллег по фракции никак не могли поделить бизнес в Одессе, и тогда начали поочередно встречаться с главой фракции Ефремовым, обвиняя друг друга во всех мыслимых и немыслимых грехах. Причем с каждым новым обращением ябеды привлекали на свою сторону других депутатов, и уже через некоторое время почти все парламентские регионалы были втянуты в конфликт. "Была очень острая дискуссия, — говорит Олийнык. — Но в какой-то момент Ефремов (нужно отдать ему должное) не выдержал и сказал: "Стоп! Если мы сейчас устроим здесь "качели", это к добру не приведет. Давайте разбирайтесь вдвоем". После этого мы их поставили в такие условия, что им попросту не было к кому бежать за поддержкой".

Тем не менее, когда речь заходит о миллиардах, отвлекаться на соблюдение этических норм депутаты отказываются. В таких случаях народные избран­­­­­ники действуют жестко, и даже игнорирование партийных директив для них становится нормой. На таких нерадивых депутатов не может повлиять ни глава фракции, ни даже президент. Последний яркий пример — тайное голосование по кандидатуре уполномоченного ВР по правам человека в марте этого года.

После того как согласованная Виктором Януковичем кандидатура Валерии Лутковской была провалена в том числе и частью фракции Партии регионов, недруги тут же заговорили о расколе во фракции власти. Найти "стрелочников" оказалось несложно, ведь Лутковская — креатура министра юстиции Лавриновича, а у него давний конфликт с Василием Грицаком и Валерием Коновалюком, методично лоббирующими интересы структуры ЕДАПС. Но если раньше депутаты ограничивались внутрипартийными баталиями, на сей раз война обрела законченные публичные формы.

"Группа депутатов из ПР демонстративно вычеркивала Лутковскую, чтобы просто показать Лавриновичу, что они ему противостоят, — говорит нардеп Андрей Павловский. — Эти интриги и привели к такому результату". Правда, со строптивыми депутатами якобы уже провели профилактическую беседу, и выяснять отношения публично со своим оппонентом они больше не будут. На носу выборы, и портить внешнюю картинку монолитности партия власти себе позволить не может.

Выборы виноваты

Самые ценные ябеды украинского парламента — те, кто числится в оппозиции, а жалуется власти. Эти жалобы в письменном виде, как правило, не оформляются и нередко по жанру граничат с доносом. "У нас в Верховной Раде есть свои кляузники, есть свои "стукачи". Есть даже люди, которые работают двойными агентами, — утверждает народный депутат Евгений Царьков. — То есть они по фракциям бегают — от своей к соседней и обратно — как бы чего не вышло. Это очень часто наблюдается у оппозиции по отношению к партии власти. Одна из знаменитых уже сегодня лидеров партий в свое время с правой стороны зала от Ефремова вообще не отходила".

По словам депутата, чтобы расшатать монолитность какой-либо парламентской группы, достаточно запустить слух о том, что во фракции появился засланный казачок. После этого парламентарии начинают в каждом своем однопартийце видеть потенциального "стукача", а поток ябед, которые спешат на прием к главе фракции, возрастает в разы. Лишь ценою неимоверных усилий, чувствуя, что перспектива получить большинство в будущем составе парламента весьма туманна, оппозиционеры пытаются убедить, что внутри команды никаких провокаторов нет.

"В других фракциях, может, и есть такое, но мне не известно, чтобы в "БЮТБ" кто-то пытался облить грязью своих потенциальных конкурентов по списку, — несколько раздраженно и неуверенно говорит политический аксакал оппозиции, глава Комитета иностранных дел парламента Олег Билорус. — Технология формирования списка у нас такая, что ябедничество ничего не даст. Чем больше этот человек будет лить грязи, тем меньше у него шансов попасть в список, особенно в проходную его часть. Так что это химерная закономерность".

Как бы там ни было, но никакими серьезными последствиями кляузы, поступившие в Регламентный комитет или главе фракции, для депутатов не оборачиваются. Результатом рассмотрения большинства жалоб оказывается профилактическая беседа и товарищеское порицание, и то лишь в случае, если депутат и впрямь совершил нечто экстраординарное. Например, унизил парламентария-женщину, что большинство депутатов-мужчин не одобряет. Во всяком случае публично. Хотя и здесь с приближением парламентских выборов народные избранники делают все больше сомнительных исключений.

И если в адрес главы Временной следственной комиссии ВР по ЕЭСУ Инны Богословской хоровое восклицание "брехуха!" оппозицией воспринимается как норма, то почему, спрашивается, власть должна срамить своего депутата Мельника, пытавшегося на руках вынести оппозиционерку Геращенко с избирательного участка? Очевидно, что "хороши" и те, и эти. Ну а в самое ближайшее время число парламентских ябед достигнет отметки в 450 человек. Ведь избирательная кампания уже стартовала. Вот только жаловаться депутаты будут уже не главам фракций, а нам с вами — избирателям.  

    Реклама на dsnews.ua