• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Папа, я нечаянно!

Серия громких скандалов с детьми высокопоставленных родителей в Украине не прекращается уже несколько лет. Поколение, рожденное в семьях "скоробо
Реклама на dsnews.ua

Большинство украинских политиков мгновенно теряют самообладание, когда разговор заходит о скандалах вокруг их детей. "Использовать детей в политической борьбе — это высочайшая подлость", — негодует Владимир Демишкан, глава Укравтодора. Внешне опытный политик всегда сдержан, но не в этот раз. Его сын Сергей провел за решеткой три года, дожидаясь решения суда по делу об убийстве директора авиакомпании "Крунк". Только через год после освобождения из СИЗО (что совершенно случайно совпало с победой на президентских выборах Виктора Януковича в 2010 году) он получил условный срок в три года.

Но на минувшей неделе стало известно, что прокуратура Киевской области обжаловала решение Барышевского райсуда в связи с "несоответствием наказания тяжести преступления". И если ранее Демишкан-старший списывал это дело на месть со стороны "оранжевых" по политическим мотивам, то теперь это объяснение выглядит совсем неубедительно. Так уж сложилось, что самым большим пятном на репутации главы Укравтодора стало преступление, к которому он непосредственного отношения не имеет.

Последние годы скандалы вокруг детей представителей украинской политической и деловой элиты вспыхивают практически ежемесячно. И каждый раз отцы семейств склонны объяснять публичный конфуз происками оппонентов. Так было и в случае со "стародонецким" депутатом-регионалом Владимиром Ландиком (дело об избиении модели Марии Коршуновой), и с Виктором Ющенко в период его президентства (в его случае скандалов было множество). Но в восприятии рядовых украинцев все это выглядело как очередное проявление свинства золотой молодежи, разбалованной богатыми родителями. И, похоже, именно эта версия является наиболее правдоподобной.

Рожденные в 1980-1990-х дети первых украинских богачей как раз вступили в самый рискованный возраст — им сейчас 20-30 лет. Как правило, они росли в условиях вседозволенности и безответственности. "Звонок папе" спасал сначала от проблем в школе, потом — с ГАИ, затем от последствий драк в ресторанах, а теперь — от уголовных дел. Наличие престижного образования и основ буржуазного этикета не сделало из vip-детей представителей настоящей элиты. Учеба в английских колледжах и университетах — уже давно не гарантия воспитанности, а участие в светских мероприятиях — скорее школа лицемерия, чем поведения. Именно поэтому депутаты и министры вынуждены все чаще выступать в СМИ с объяснениями и опровержениями от имени своих детей.

Виноваты родители

Реклама на dsnews.ua

В своих комментариях к череде политических скандалов, связанных с чадами власть имущих, наиболее убедительны не политтехнологи, а психологи. "Когда я общаюсь с нашими политиками, то вижу, что у большинства из них на подсознательном уровне выработался комплекс вины за незаконно полученное богатство, — говорит Ирина Сарженко, директор Центра социально-психологического сопровождения "Гермес". — Этот комплекс неминуемо отражается на воспитании vip-детей". Психолог отмечает, что в большинстве случаев дети политиков испытывают колоссальное "давление фамилии", и именно это приводит к резонансным проступкам. Они стараются вырваться из-под этого давления, и как только предоставляется возможность, делают это "по полной программе".

Ошибки молодости свойственны всем людям, но в данном случае последствия ошибок умножаются на практически неограниченные финансовые возможности и желание самоутвердиться как личность, которая не зависит от именитых родителей. В конце концов, таким героям приходится смириться с тем, что выручают их из переделок все-таки главы семейств.

Политтехнологи отмечают чрезвычайную сложность в консультировании высокопоставленных клиентов, чьи дети провоцируют очередной скандал. Особенно если ситуация уже осложнена чрезвычайно эмоциональной реакцией родителя. Когда в прессу попала sms-переписка народного депутата Владимира Ландика с политтехнологом Леонидом Щукиным по поводу пребывания сына депутата в СИЗО, мало кто обратил внимание на то, что реакция консультанта на сообщения и пояснения политика свелась к слову "пиз…ц".

"Любой скандал с детьми приводит к значительным проблемам для политика, — конкретизирует Владимир Фесенко, глава правления Центра прикладных политических исследований "Пента". — Это прежде всего проблемы имиджевые. Конечно, они не смертельны, но всегда опасны в том случае, если сам политик неадекватно реагирует на си­­туацию. Потому что единственный правильный выход здесь — покаяться и показать, что ты и сам осуждаешь эту "мажорщину". Такая адекватная реакция всегда снижает негативный эффект от проступков vip-детей".

Удар ниже пояса

Примечательно, что вокруг политика, который оказывается в центре "семейного" скандала, на работе на некоторое время образуется своеобразный вакуум. Его сторонятся коллеги, а для его собственных публичных инициатив в виде законопроекта или выступления с трибуны наступает крайне неблагоприятный период. "Осуждение того, что случилось, безусловно, в сессионном зале присутствует, — комментирует ситуацию с Ландиком-старшим Сергей Сас, первый замглавы парламентского комитета по вопросам регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады. — Ведь то, что было показано касательно поведения подсудимого на судебном заседании, перспектив самого решения суда, — это, конечно, не отвечает тому поступку, который был совершен. Это квалифицируется однозначно как преступление, и наказание за такие вещи должно быть в соответствии с Уголовным кодексом. Лично я с Ландиком близко не общаюсь, но я бы никому не пожелал оказаться в подобной ситуации". Сам Владимир Ландик после июня 2011 года не подал на рассмотрение парламента ни одного законопроекта. Хотя ранее делал это почти ежемесячно. Инцидент с участием его сына в ресторане, где была избита девушка, произошел именно в июне прошлого года.

Негативное влияние скандалов с детьми на продуктивность политиков отмечает и народный депутат Ирина Геращенко, которая пять лет работала пресс-секретарем Виктора Ющенко, но, после того как ее шеф стал президентом, не продержалась и года. Именно ей в 2005 году пришлось формулировать первые ответы для СМИ, которые интересовались, откуда у сына тогдашнего президента Андрея Ющенко оказался автомобиль BMW за ?133 тыс. и частная охрана. Свою работу PR-специалист тогда сделала неплохо. Объяснение Андрея Ющенко для СМИ выглядело достаточно уверенным: "Машина принадлежит моему приятелю. Его фамилию из этических соображений и без его согласия я называть не буду. Относительно охраны, то еще во время избирательной кампании мои родители, по понятной причине, приняли решение нанять охранников из частной структуры. Услуги охранной фирмы оплачивает семья. Признаться, быть сыном политика — большая ответственность и большое испытание. В особенности, если речь идет о сыне президента. Я уважаю право журналистов на информацию и понимаю их особое внимание к детям политиков. Я учусь и параллельно уже несколько лет работаю в одной коммерческой фирме, пытаюсь быть финансово независимым. У меня нет автопарков, но на самостоятельную жизнь я себе зарабатываю".

Проблему можно было бы считать решенной, если бы не эмоциональная реакция самого Виктора Ющенко, который предпочел агрессивные выпады в адрес журналистов, обвиняя их в выполнении заказа оппонентов. Именно в том году, кстати, рейтинг Ющенко упал с более чем 50% до 15%. "Больше всего такие ситуации влияют на душевную гармонию, — говорит Ирина Геращенко. — Любые неудачи наших детей бьют очень сильно по внутреннему самочувствию их родителей. И тогда ты сосредотачиваешься только на этом".

В ежовых рукавицах

Впрочем, далеко не всегда дети политиков становятся публичными хулиганами. Позитивные истории, связанные с vip-чадами, удивительно похожи. Главы семейств просто отказывают детям в возможности беспрепятственно лазить в родительский кошелек, предлагая взамен заработать деньги самостоятельно. Банкир и народный депутат Станислав Аржевитин, скажем, каждое лето отправляет детей на заработки. И это несмотря на то, что сам депутат является миллионером. Сына другого народного депутата Тариэ­ла Васадзе — Вахтанга — и вовсе не назовешь мажором. Разгульной жизни по фешенебельным ресторанам парень предпочел усердную работу. Свою карьеру, пусть и не без по­­мощи отца, Вахтанг начал в торговом цент­­ре "Квадрат" в скромной должности менеджера. Но уже сейчас он является генеральным директором компании "Фалькон-Авто", официального дистрибутора автомобилей Kia в Украине.

Не дает расслабиться сыну и один из богатейших людей Запорожья, мультимиллионер Владимир Кальцев. Он уверен, что предупредить "мажорность" ребенка можно лишь в том случае, если воспитывать его в строгости. "На мой взгляд, родители делают огромную ошибку, когда воспиты­вают из своих детей золотую молодежь, — говорит он. Вот почему, прежде чем отправить наследника изучать экономику в США, Кальцев-старший откомандировал сына поработать на своих предприятиях. Причем ни о каких высоких должностях речи не шло. Сыну Кальцева пришлось трудиться, что называется, "чернорабочим": помощником комбайнера, сборщиком ящиков на "Укрграфите" и даже грузчиком.

Тем не менее побороть мажорные замашки vip-детям очень сложно. Даже те, кого держали в "ежовых рукавицах", в нестандартных ситуациях всегда норовят прикрыться именем влиятельных родителей. Чтобы не поддаться такому соблазну, по признанию Григория Плачкова, сына бывшего министра топлива и энергетики Ивана Плачкова, нужна огромная сила воли и… стыд: "Не скажу, что у меня не бывает "заездов", — признается он. — Бывают, но я всегда останавливаю в себе это. Даже если чувствую, что вот сейчас можно прикрыться папой, чтобы он позвонил кому-то или я ему что-то сказал, сделать этого просто не могу. В таких случаях мне всегда становится стыдно. Думаю, единственный фактор, который спасает детей крупных чиновников, банкиров, политиков, бизнесменов от прожигания жизни, — это работа".

Новая для Украины проблема vip-детей, попадающих в скандалы, похоже, может решиться только естественным образом. "Элитные дети" вырастут и… обзаведутся своими. И уж они, судя по всему, будут лишены комплексов, которые толкают нынешнюю золотую молодежь на необдуманные поступки, а их родителей — на реакцию, беспощадно бьющую по их имиджу. Возможно, именно тогда в нашей стране и появится настоящая элита без "привкуса" шальных 1990-х. Реагировать правильно на "детские шалости" vip-родителей в нашей стране научит, наверное, только время.  

    Реклама на dsnews.ua