• USD 39
  • EUR 42.2
  • GBP 49.2
Спецпроекты

Раздвоение наличности. Украинцам надо страховать младенцев на "дожитие до совершеннолетия"

Как и вся экономика, украинский лайфовый рынок страхования переживает трудные времена, но у него есть перспектива
Фото: SHUTTERSTOCK
Фото: SHUTTERSTOCK
Реклама на dsnews.ua

По данным Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, за девять месяцев 2017 г. лайфовые страховые компании собрали 2,02 млрд грн страховых премий, что всего на 1,7% больше, чем за аналогичный период 2016 г. При такой гривневой динамике становится очевидно, что в долларовом эквиваленте рынок по итогам минувшего года не прирос вовсе, а вероятнее всего — сократился. Впрочем, позитивная динамика в гривне внушает надежды на перспективу.

Согласно официальной отчетности страховщиков жизни их основными клиентами остаются физические лица. В частности, за январь–сентябрь 2017 г. физлица заплатили по договорам страхования жизни 1,94 млрд грн, или около 96% общего объема страховых премий в лайфовом страховании. От корпоративных клиентов поступило всего 84,8 млн грн. При этом следует отметить, что 60,9% премий было получено по договорам накопительного страхования. А расширение сферы участия корпоративных клиентов в лайфовом страховании может создать условия для роста рынка.

Жизненные обстоятельства

На сегодняшний день обладателями полиса страхования жизни в Украине являются более 4,2 млн граждан. За девять месяцев 2017 г. количество застрахованных лиц увеличилось незначительно—всего на 3,6%. При этом регулятор отмечает, что в прошлом году страховщики жизни застраховали на 21,4% меньше клиентов, нежели за аналогичный период 2016 г. За девять месяцев 2017 г. обладателями полисов страхования жизни стали более 972 тыс. человек, тогда как годом ранее—1,2 млн. К тому же на рынке наблюдается процесс, связанный с отказом клиентов по какой-либо причине продолжать долгосрочную программу страхования. "По итогам девяти месяцев 2017 г. 12 СК Life получили отрицательное значение прироста резервов по страхованию жизни на общую сумму 130,7 млн грн, что связано с досрочным расторжением договоров страхования", —говорится в официальном отчете Нацкомфинуслуг.

Ситуация на рынке усугубляется тем, что объемы страховых выплат растут быстрее, нежели суммы страховых взносов от клиентов. Собственно, за девять месяцев прошлого года компании по страхованию жизни выплатили клиентам 413,6 млн грн страховых выплат, что на 38,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. Отметим, что 92,6% выплат было осуществлено по договорам накопительного страхования.

Причин такого положения вещей много. В первую очередь сказывается снижение платежеспособности населения. Рост цен, валютные колебания, отсутствие роста доходов заставляют семьи экономить на услугах, не являющихся предметом первой необходимости. К тому же свою негативную роль играет и невысокий уровень доверия к отечественному финансовому сектору в целом. Это недоверие является прямым следствием многочисленных банкротств в банковском секторе и регулярных скандалов на рынке рискового страхования, в частности, в сфере страхования "автогражданки", КАСКО и медицинского страхования. К сожалению, есть примеры недобросовестного поведения и среди лайфовых страховщиков. В частности, в связи с прекращением деятельности пяти страховых компаний по страхованию жизни, таких как "Экко", Украинская страховая группа "Жизнь", "Оранта-Жизнь", "Гарант-Лайф" и "Генеральный страховой фонд — Жизнь", пострадало более 22,4 тыс. человек на общую сумму свыше 316 млн грн.

Не стоит также забывать, что многие СК пострадали в результате банковских банкротств, так как держали средства клиентов на счетах в банках, выведенных с рынка в процессе ликвидации.

Реклама на dsnews.ua

Не способствует улучшению результатов и в целом низкая финансовая грамотность населения. В результате в своей массе потенциальные клиенты СК попросту не горят желанием тратить личные средства на продукты страхования жизни, которым они часто не доверяют и суть которых не всегда понимают.

Не все так плохо

Рассматривая консолидированные данные регулятора, действительно можно прийти к выводу, что рынок переживает спад. Тем не менее страховщики отмечают, что ситуация может сильно отличаться от компании к компании и в целом у лайфового страхования очень неплохие перспективы. Особенно если учесть, что экономическая ситуация в стране стабилизировалась, экономика медленно, но растет, а доходы населения увеличиваются. Отметим, что в прошлом году на базе Украинской федерации страхования (УФС) девять лайфовых СК объединились в "Проект Жизнь" для совместного развития прозрачного и стабильного рынка страхования жизни в Украине. Одна из отличительных черт этих СК—публичность, готовность предоставлять общественности данные о результатах своей деятельности. По итогам девяти месяцев прошлого года на участников проекта приходилось 92% собранных на рынке страховых премий. Проект объединил такие компании, как "МетЛайф", "ИНГО Украина Жизнь", "АХА страхование жизни", "Княжа Лайф Виенна Иншуранс Груп", СК "ТАС", "ПЗУ Украина страхование жизни", "Граве Украина страхование жизни", "АСКА-Жизнь" и "Уника Жизнь".

Примечательно, что в целом эта группа компаний продемонстрировала рост объема страховых премий на уровне 29%, в то время как, напомним, по данным Нацкомфинуслуг, рынок в целом (всего в Украине зарегистрировано 34 компании по страхованию жизни) вырос только на 1,7%. По оценкам участников "Проекта Жизнь", в 2017 г. общий объем премий в сфере лайфового страхования составил около 3 млрд грн. Фактически можно констатировать процесс дальнейшей концентрации рынка, когда одни игроки продолжают активно наращивать объемы бизнеса, а другие постепенно сворачивают свою деятельность.

Кому кризис не помеха

Действительно, следует признать, что на рынке присутствуют компании, которые в сложных экономических условиях находят возможности для активного развития своего бизнеса. Лидирующие позиции на рынке по объему собранных премий удерживают за собой такие СК, как "МетЛайф", "Уника Жизнь", "ТАС", "ПЗУ Украина страхование жизни", "АСКА-Жизнь". Примечательно, что трое игроков из первой пятерки являются "дочками" западных финансовых групп в Украине. В частности, СК "МетЛайф" подконтрольна холдинговой корпорации MetLife (США), СК "Уника Жизнь" входит в австрийскую группу Uniqa, СК "ПЗУ Украина страхование жизни" принадлежит польской группе PZU. В пятерку лидеров по сбору премий также попали компании, подконтрольные Сергею Тигипко (СК "ТАС") и Ринату Ахметову (СК "АСКА-Жизнь").

Лучший результат по объему собранных премий за январь–сентябрь прошлого года продемонстрировала компания "МетЛайф" — 530,2 млн грн, что, кстати, на 22,3% больше, чем за аналогичный период 2016 г. В свою очередь, СК "Уника Жизнь", занимающая второе место по сбору премий с результатом в 326,7 млн грн, активно догоняет лидера — темп роста премий превысил 70%, что стало лучшим показателем на рынке. Активно наращивали сбор премий также СК "ТАС" и СК "АХА Страхование Жизни". Если входящая в группу "ТАС" лайфовая СК за рассматриваемый период нарастила премии на 53,6%, до 322,2 млн грн, то подконтрольная французской AXA Group СК "АХА Страхование Жизни"—на 51,8%, до 44,5 млн грн. Не обошлось, правда, и без провалов. В частности, подконтрольная австрийским акционерам СК "Княжа Лайф Виенна Иншуранс Груп" за девять месяцев прошлого года собрала 42,5 млн грн страховых премий, что на 36,9% меньше, чем за аналогичный период 2016 г.

То есть сегодня фактически можно говорить о двух сегментах рынка страхования жизни: успешном и переживающем стагнацию. И надо сказать, что количество игроков на рынке сокращается. Если на 30 сентября 2017 г. в госреестре финансовых учреждений числилось 34 лайфовых СК, то годом ранее — 43. У экспертов УФС вызывает беспокойство тот факт, что значительный размер обязательств в виде резервов, а именно 440 млн грн, все еще сконцентрирован под управлением компаний, которые не являются публичными. "Существует риск, что определенная доля таких обязательств находится под угрозой не быть выполненными или выполненными не в полном объеме", — отмечается в отчете "Проекта Жизнь". — На компании, которые являются неплатежеспособными и исчезли с рынка в 2015–2016 гг., приходится около 400 млн грн, и пока непонятно, учтены ли данные обязательства в сводной информации Нацкомфинуслуг". Также беспокойство экспертов вызывает тот факт, что часть страховых выплат — 21%, или 54,6 млн грн — задекларировали игроки с небольшими объемами собранных страховых премий — в целом всего 50 млн грн. "Это может быть фактором риска, который способен привести к новым банкротствам на рынке Life", — говорится в отчете. Тем не менее в целом можно сказать, что рынок прошел кризис и перед ним открываются новые перспективы. Экономика будет набирать обороты, страна постепенно идет в Европу, компании все больше перенимают европейские стандарты ведения бизнеса, а значит, будет расти уровень доверия клиентов и улучшаться перспективы страховых компаний. Тем более что лучшей защиты от болезни или одиночества в старости, чем договор о страховании жизни, пока никто не придумал.

Мировой опыт

В развитых странах мира страхование жизни — в первую очередь инвестиционный инструмент. У нас с инвестициями в лайфовые страховки не сложилось. Почему? Все логично: для нестабильных экономик характерны стремление к максимальному заработку, а вот стабильным, развитым экономикам свойственны долгосрочные вложения с невысоким годовым доходом: 3% — хорошо, 6% — отлично. Поэтому страхование жизни существует в развитых странах в самых разных видах — от пенсионного накопления или риска преждевременной смерти до чуждого украинцам страхования младенцев на "дожитие до совершеннолетия", которое европейцы рассматривают как способ накопить средства на образование ребенка.

В Европе и США традиционно развито так называемое страхование жизни с инвестиционной составляющей (unit-linked страхование) — страховая компания, чтобы повысить доходность, использует часть портфеля для инвестиций в потенциально более прибыльные, но и более рисковые инструменты, не рискуя при этом всеми средствами клиента.

Но главная отличительная особенность рынка страхования жизни в нашей стране — низкий уровень проникновения. Причин несколько: отсутствие культуры страхования, нестабильность гривни, сводящая на нет инвестиционную привлекательность страхования. Особняком стоит вопрос недоверия к компаниям. Если даже банки, предлагающие клиентам понятные продукты, регулярно преподносят сюрпризы в виде скрытых комиссий и особых условий, прописанных мелким шрифтом в договорах, то страховые компании продают и вовсе совершенно непонятный продукт — "пощупать" его нельзя, в краткосрочной перспективе выгоды он не принесет, а стоит немало. Да и схема "клиент перестает платить взносы — компания оставляет себе уже полученные премии, поскольку у нее есть основания далее не выполнять свои обязательства", повсеместно работает в Украине. Это только укрепляет людей в мысли, что страховые компании — просто законный способ отъема денег у населения.

Но, несмотря на все вышесказанное, рынок страхования жизни в Украине все же существует. Главным драйвером рынка в стране стало так называемое "банковское страхование" — страхование жизни заемщиков на срок действия кредита, как правило, на сумму остатка по нему. Немалую долю на рынке составляет личное страхование жизни (накопительное, срочное, рисковое и смешанное). Не стоит забывать и про корпоративное страхование жизни, которое крупные компании включают в соцпакет для топ-менеджмента и особо ценных сотрудников.

Инна Белянская
Инна Белянская

Член правления и директор Департамента индивидуальных продаж Частного АО "МетЛайф" убеждена, что украинцам пора начать накапливать на будущее и создавать резервный капитал на случай непредвиденных ситуаций

 Инна, можете ли вы сказать, что за последние три-четыре года страхование жизни стало популярнее, чем до событий 2014-го?

И.Б. Я бы не связывала спрос на услуги страхования жизни с политическими событиями в нашей стране. Действительно, вопросы финансовой защиты и будущей пенсии стали для большинства наших граждан намного острее именно за последние несколько лет. Но причиной тому не политическая ситуация, а те изменения в экономике и те реформы социального сектора, которые стартовали в 2017–2018 годах. Я говорю о пенсионной и медицинской реформах. Благодаря им молодое поколение и люди среднего возраста четко осознали: никто, кроме них самих, не сможет на 100% оплатить их счета при наступлении несчастного случая или серьезной болезни и никто не гарантирует им достаточного дохода на пенсии. Все мы должны "повзрослеть", то есть взять на себя ответственность за свое финансовое благополучие и заботу о своих близких, не ожидая обеспечения от государства.

 Как страхование жизни помогает "повзрослеть"? Какие страховые услуги нужно использовать, чтобы чувствовать себя финансово защищенным?

И.Б. Прежде чем выбрать для себя страховую защиту, нужно вспомнить очень простой постулат: в любой стране и в любое время у самостоятельного взрослого человека есть только три настоящие угрозы. Первая — умереть рано, оставив близких без источника дохода. Вторая — умереть поздно, долго и бедно жить на пенсии, зависеть от финансовой поддержки детей, помощи государства, пособий и льгот. Третья — внезапно и серьезно заболеть самому или оказаться один на один с болезнью близкого человека, без средств на лечение. Договор страхования жизни — единственный инструмент в мире, который пусть и не исключит эти угрозы, но позволит максимально смягчить финансовые последствия каждой из них. А программы страхования жизни или комплекс таких программ как раз помогают справиться с любой из названных ситуаций.

 Ваша компания предлагает такие программы?

И.Б. Конечно. У нас есть широкий перечень программ для долгосрочного накопления, а также большое число решений для страхования жизни и здоровья. Это так называемые рисковые программы. К слову, многие из них впервые стали доступны в Украине именно благодаря компании "МетЛайф".

Наши накопительные программы в принципе универсальны: с ними можно накопить и на пенсию, и на обучение ребенка, и на старт собственного дела — не важно, будет это сразу после университета или в зрелом возрасте, после завершения карьеры наемного сотрудника.

Наши рисковые программы имеют другую цель. Во-первых, они позволяют продолжать накопления даже в случае непредвиденных ситуаций — например, если наш клиент, копящий на обучение ребенку, ушел из жизни или получил инвалидность.

Во-вторых, они обеспечивают личную финансовую защиту наших клиентов и финансовую защиту их семей в ситуациях "умереть рано" или "тяжело заболеть". Для этих целей у нас огромный выбор программ.

 Как именно можно защитить жизнь и здоровье с помощью рисковых программ?

И.Б. Это зависит от конкретных целей защиты.

Одни наши программы помогают семье компенсировать финансовую потерю в связи с уходом из жизни единственного или одного из кормильцев. Другие позволяют компенсировать утраченный доход в связи с инвалидностью, в том числе из-за несчастного случая. Третьи обеспечивают финансовую поддержку в случае критических заболеваний, а значит, дают доступ к современному и качественному лечению, увеличивают шансы на выздоровление или большую продолжительность жизни.

Кроме того, с помощью наших программ можно просто компенсировать не такие большие, тем не менее необходимые расходы, связанные с восстановлением после травм, переломов и ожогов, хирургическими операциями или лечением в стенах клиники. Ведь, согласно статистике за 2017 год, 28% украинцев вынужденно отказывались от назначенного лечения именно из-за нехватки денег: не смогли завершить обследования, или купить все предписанные доктором лекарства, или провести операцию. Причем часто речь идет о сумме в 1–3 тыс. грн. Что говорить о критических заболеваниях, тем более детских, лечение которых требует сотен тысяч гривень и вмешательства зарубежных специалистов…

 Страхование жизни пользуется популярностью у украинцев?

И.Б. Есть ряд вещей, к которым априори нельзя применять слово "популярность". Популярны ли регулярные занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, здоровое питание? Насколько популярны ежегодные медосмотры? А чтение книг вместо просмотра телевизора и социальных сетей? Если послушать людей, то популярна сама идея, но не конкретные действия. Мы обещаем себе это делать, но всегда откладываем.

Та же история и со страхованием жизни, причем во всем мире: более 200 лет его называют продуктом, который "всем нужен, но его никто не хочет".

Только разница между нами и гражданами развитых стран в том, что на протяжении поколений они привыкли к пользованию страховой защитой: их родители, а иногда и родители их родителей являются благодарными клиентами страховых компаний. У нас практика страхования пока отсутствует. Причем не хватает и практики, и теории, обычной финансовой грамотности.

Наш рынок страхования жизни, по сути, делает только первые, хотя и успешные шаги, помогает украинцам переходить на новую ступень "финансовой эволюции". Наша задача как лидера рынка и задача наших финансовых консультантов в том, чтобы клиент перестал откладывать решение и перешел к действию: начал накапливать на будущее и создал резервный капитал на непредвиденные жизненные ситуации. Программы страхования жизни помогают людям во всем мире, и уже 15 лет они работают в Украине. Поэтому ими нужно не просто интересоваться, их нужно покупать — для финансовой защиты себя и своих близких.

    Реклама на dsnews.ua