• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Под прессом

В ближайшее время Администрация Президента представит общественности новую концепцию преобразования системы отечественных правоохранительных органов.
Реклама на dsnews.ua

В ближайшее время Администрация Президента представит общественности новую концепцию преобразования системы отечественных правоохранительных органов. Согласно озвученным планам до 2015 г. украинская милиция должна трансформироваться в полицию.

Вместе с новым названием и служебной формой силовики получат и новые полномочия. Вместе с недавней судебной реформой, полностью поставившей под контроль Банковой служителей Фемиды, и новыми правилами уголовного преследования, оговоренными в Уголовно-процессуальном кодексе, это завершит формирование всесильной государственной машины тотального контроля над гражданами.

Недавние же конфликты силовиков с оппозиционными депутатами и новые уголовные обвинения, выдвинутые Генпрокуратурой Юлии Тимошенко, не оставляют сомнений в том, что власть не намерена церемониться со своими оппонентами. Под каток правоохранительной системы вскоре может попасть каждый, кто осмелится пойти против системы.

Реформ мало не бывает

По традиции глобальные реформы правоохранительной сферы поясняются исключительно благими намерениями — приблизить нашу страну к европейским стандартам. Среди прочего к этому команду Президента обязывает и перспектива подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Однако впервые команда Виктора Януковича заявила о планах улучшить систему органов внутренних дел сразу после завершения аналогичных преобразований в России (в конце 2011 г.), где правоохранительные органы уже давно являются надежной опорой власти. Учитывая похожесть политических реалий, Украина рискует повторить этот негативный опыт.

Судя по содержанию внедряемых Банковой перемен, их единственной целью является укрепление в стране президентской вертикали власти. Поэтому запланированные преобразования в милиции вряд ли станут исключением. На такой неутешительный прогноз, помимо всего прочего, наводят и последние структурные изменения, прошедшие в середине января в Администрации Президента.

Согласно подписанным Виктором Януковичем указам все ключевые направления государственной политики в сфере внутренней и внешней безопасности достались двум его советникам: экс-главе СБУ Игорю Калинину (уполномочен координировать работу управлений по вопросам оборонной политики, деятельности правоохранительных органов и по вопросам гражданства) и Андрею Портнову, который, помимо курирования вопросов судоустройства, чем он занимался раньше, отныне будет представлять интересы Банковой в судах, решать вопросы о помиловании и руководить новым управлением по реформированию правоохранительных органов и органов юстиции.

Реклама на dsnews.ua

Таким образом, президентская администрация монополизировала все полномочия в сфере безопасности, оставив не у дел главный совещательный орган страны по силовым вопросам — СНБО. Очевидно, в таком же духе расширения президентских возможностей в управлении правоохранителями будет прописана и концепция реформирования органов внутренних дел.

Полицию вызывали?

В основе этой реформы лежит банальное переформатирование ныне действующих управлений и департаментов в структуре Министерства внутренних дел в подразделения Национальной полиции Украины. Планируется создать уголовную, финансовую и транспортную полицию, а также полицию общественной безопасности и специальное отделение, в задачи которого будет входить обеспечение внутренней безопасности.

Предполагается и присоединение к обновленной правоохранительной системе новых подразделений — управления МЧС и Пограничных войск. Соответствующие нормы уже прописаны в проекте анонсированной концепции. Позже Банковая намерена создать новый для Украины правоохранительный орган — Государственное бюро расследований. Но какие именно функции и полномочия будет иметь эта структура, пока точно не известно.

Станут ли от этого силовики менее коррумпированными, пойдет ли на спад преступность — большой вопрос. Стоит вспомнить хотя бы недавнюю масштабную административную реформу Банковой образца 2010 г., когда с большой помпой переименовали львиную долю министерств и ведомств, переделили их полномочия и сократили армию чиновников.

Уже через несколько месяцев их численность оказалась больше, чем до реформы, расходы на содержание увеличились, а государственная машина в целом осталась такой же костной, безынициативной и неповоротливой. Зато эти пертурбации укрепили президентскую власть.

По аналогичному сценарию будет проводиться и реформа правоохранительных органов: ненавистных милиционеров заменят полицейские — те же люди, но с новыми корочками и в новых формах. Правда, их станет меньше на 6–7 тыс. (сейчас в милицейском штате примерно 358 тыс. человек).

Зато оставшихся в обойме ждут повышение зарплат и новые горизонты работы. В частности, на Банковой подумывают над тем, чтобы наделить полицейских правом проводить проверки и осуществлять контроль за соблюдением законодательства субъектами хозяйствования. Во что это может вылиться на практике, бизнесу долго объяснять не нужно: массовые "маски-шоу" могут снова стать частью предпринимательских будней.

Чтобы эффективнее бороться с криминалом, полицейским хотят предоставить возможность использовать частный транспорт или средства связи, оказавшиеся рядом с местом преступления. Владельцам использованной техники, правда, обещают впоследствии компенсировать понесенные потери из бюджета. Но станет ли казна тратиться на такие "мелочи", если сейчас и на зарплаты хватает не всем. Очевидно, незадачливому владельцу понадобившейся новоиспеченным полицейским машины придется удовлетвориться осознанием того, что помог следствию.

Заработала!

Впрочем, куда более пугающую перспективу несет другая инициатива реформаторов: вскоре полицейские смогут беспрепятственно проникать в жилье граждан, попавших под подозрение в совершении преступления. Никаких четких оснований для таких действий в проекте концепции реформирования правоохранительных органов не прописано, что также создает благоприятную почву для злоупотреблений. И хотя документ находится на стадии разработки, наличие в нем такого рода новшеств пугает, особенно вкупе с положениями нового Уголовно-процессуального кодекса.

Напомним, что теперь процедура возбуждения уголовного дела упразднена. А расследование начинается автоматически после получения сигнала о совершенном преступлении. Таким образом, подозреваемые лишены возможности обжаловать сам факт начатого против них расследования и, соответственно, предотвратить нежелательные следственные действия.

Свою невиновность гражданам приходится доказывать исключительно в зале суда. И это уже является для силовиков удобным механизмом психологического давления на попавшего "в обработку" субъекта. Ведь в храме Фемиды подозреваемого будет ждать судья, карьера которого после проведенных реформ судебной сферы полностью зависит от подконтрольного Президенту Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей. И нет никаких сомнений в том, что решение служителя Фемиды будет "правильным".

Пока новая силовая машина обкатывается на оппонентах власти. О высокой эффективности выстроенной "сине-белыми" системы взаимодействия правоохранительных органов можно судить по стремительному росту проблем, возникающих у оппозиции в последнее время. Лишь за две минувшие недели почти десяток парламентских депутатов от "оранжевых" фракций попали под пресс силовиков или контролирующих органов.

В прошлый четверг на оптовом рынке сельхозпродукции в Херсонской области, который ранее принадлежал депутату от "УДАРа" Федору Негою, милиция провела обыск. Депутата от "Батьківщини" Григория Немырю вызвали на допрос в Генпрокуратуру по делу о возможном финансировании "бело-сердечных" из-за рубежа.

Прокуратура Тернопольской области готовит обращение к ВР с просьбой лишить неприкосновенности "свободовца" Михаила Головко за активную защиту одного из местных предприятий от налоговой милиции. Но наиболее резонансным стал конфликт между милицией и группой депутатов от "Батьківщини" (Александра Кужель, Татьяна Слюз и Людмила Денисова) в харьковской больнице: народные избранницы, отправившиеся проведать Юлию Тимошенко, были бесцеремонно выброшены на улицу, хотя это является грубым нарушением гарантированной Конституцией депутатской неприкосновенности.

Подконтрольный Банковой глава парламента Владимир Рыбак отказался назначить внеочередную сессию парламента, на которой оппозиция требовала у силовиков прояснить ситуацию по всем упомянутым фактам. Вряд ли будет рассмотрено пропрезидентским большинством и внесенное оппозицией постановление о выражении недоверия руководству МВД и Генпрокуратуры.

А это означает только одно: силовикам дан полный карт-бланш действий, чтобы блюсти интересы хозяина Банковой. Но если народные депутаты могут рассчитывать хотя бы на публичную огласку таких случаев и поддержку коллег по партии, то простым смертным придется остаться один на один с государственной машиной, лишенной любых тормозов.

Шах и мат

На минувшей неделе Генеральная прокуратура Украины выдвинула экс-премьеру Юлии Тимошенко обвинение по делу об убийстве депутата Верховной Рады Евгения Щербаня. Авторитетного политика и бизнесмена расстреляли 3 ноября 1996 г. в аэропорту Донецка. В 2003 г. один из исполнителей этого резонансного преступления, Вадим Болотских, был осужден к пожизненному заключению. Остальные — убиты подельниками или загадочно погибли в донецкой тюрьме.

Заказчиков же убийства отечественным правоохранительным органам все эти годы установить не удавалось. Внезапное прозрение у силовиков наступило после соответствующей команды из администрации Виктора Януковича. Занявшись в 2011 г. расследованием возможных злоупотреблений экс-премьера во власти, Генпрокуратура параллельно начала копать под Тимошенко и в деле об убийстве Евгения Щербаня. И теперь лидеру "Батьківщини" грозит пожизненное заключение, поскольку именно она выбрана на роль главной подозреваемой в заказе расправы над депутатом Щербанем.

По версии обвинения, сегодня оно располагает и информацией со счетов, служивших средством расчета заказчиков с исполнителями, и данными о причинах организации преступления, и, что самое главное, новыми свидетельствами живых очевидцев тех событий. Основная версия сыщиков о мотивах убийства вновь поднимает больную для Юлии Тимошенко тему отношений с бывшим патроном Павлом Лазаренко.

Руководство Генпрокуратуры не сдерживается в распространении новых дискредитирующих сведений о личных отношениях двух соратников. Чем вполне сознательно наносит новые удары по имиджу лидера "бело-сердечных", готовя публику к окончательному устранению Тимошенко из политической игры. Пассивная реакция международного сообщества и избирателей "Батьківщини" на выдвинутые ее лидеру новые обвинения свидетельствует о том, что на серьезную защиту экс-премьеру надеяться не приходится.

А решительность президентской команды не дает повода усомниться в том, что и новое дело против Тимошенко может дойти до обвинительного приговора.

    Реклама на dsnews.ua