• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Помощи захотелось?

"Бьет — значит, любит", — могли бы сказать некоторые руководители украинских фармацевтических предприя­тий. Ведь правительство, на словах поддерживая
Реклама на dsnews.ua

"Бьет — значит, любит", — могли бы сказать некоторые руководители украинских фармацевтических предприя­тий. Ведь правительство, на словах поддерживая необходимость развития отечественной фармацевтической отрасли, на деле ведет себя иначе.

Попали

27 августа с.г. Минздрав опубликовал приказ о принятии пе­речня безрецептурных препаратов, реклама которых запрещена. История данного документа начинается с ноября прошлого года. "Я категорически против этой рекламы (рекламы лекарственных препаратов — прим. "ВД"), и считаю, что нужно законодательно ее запретить, — говорил тогда премьер-министр Николай Азаров. — Я не специалист в области лечения или здравоохранения, и даже не являясь специалистом, я понимаю, что просто "мезим" пить нельзя. Но если каждый день нашим людям вдалбливать, что "мезим" незаменим, то наши люди начнут его пить. А для чего? Чтобы дискредитировать свою собственную поджелудочную железу и получить заболевание?".

При столь сильной поддержке со стороны правительства, уже 20 декабря несколько нардепов, в том числе Татьяна Бахтеева, председатель парламентского комитета по вопросам здравоохранения, смогли пролоббировать изменения к некоторым законам Украины в сфере охраны здоровья и усиления контроля над оборотом лекарственных средств. Таким образом, в Украине был введен частичный запрет на рекламу безрецептурных препаратов. Ранее в нашей стране нельзя было рекламировать только рецептурные лекарства.

Исполняя это решение нардепов, Минздрав Украины 6 июня 2012 г. утвердил перечень критериев, и в случае, если какой-либо препарат соответствовал хотя бы одному из них, на него распространялось действие запрета на рекламу. К примеру, была запрещена реклама лекарств, которые применяются исключительно для лечения детей до 12 лет, туберкулеза, венерических заболеваний и т. д.

В то же время собственно сам список препаратов, реклама ко­торых запрещена законом, был принят приказом Минздрава только 17 августа и опубликован на сайте 25 числа этого же месяца. Всего в списке 326 лекарств. Таким образом "под контроль" попали около 10% от зарегистрированных в Украине (порядка 3,5 тыс.) безрецеп­турных препаратов. При этом у участников рынка возникло много вопросов к тому, по каким принципам формировался список.

Так, по данным ассоциации "Фарм­Украина", 14 августа в Минздраве под председательством Раисы Моисеенко, и. о. министра здравоохранения, состоялось засе­дание рабочей группы по определению критериев запрета рекламы лекарственных средств. Присутствующие на заседании высказали замечания об избирательности попадания лекарств, относящихся к той или иной фармгруппе (например, для лечения гиперплазии предстательной железы), в перечень.

Реклама на dsnews.ua

В результате после опубли­кования перечня наибольший удар был нанесен не по азаровскому "Мезим форте", которого вовсе нет в запретительном реестре, а по… препаратам, которые производятся в Украине. Их в списке более трети. При этом на втором и третьем местах по ограничению находятся препараты из Германии и Индии (на каждую страну выпало более 30 наименований) и т. д. А ведь власти обещали поддерживать отечественных фармацевтов…

Не тем путем

Еще 22 июня 2011 г. правительство во главе с Николаем Азаровым приняло постановление №725 "Об утверждении Государственной целевой научно-технической программы разработки новейших технологий создания отечественных лекарственных средств для обеспечения охраны здоровья человека и удовлетворения потребностей ветеринарной медицины на 2011-2015 гг.".

Ориентировочный объем финансирования программы составил 2,7 млрд грн., в том числе за счет госбюджета — 1,2 млрд грн., из которых до 0,3 млрд грн. планировалось направить на проведение фундаментальных и прикладных исследований, связанных с разработкой молекулярных и клеточных технологий создания отечественных лекарственных средств, биологически активных веществ.

Помимо этого, в том же ноябре прошлого года, Николай Азаров напомнил, что правительство работает над масштабной программой по импортозамещению: за год в Украину импортируется лекарств на сумму более $3 млрд. Премьер-министр тогда рассчитывал, что украинские фармацевтические предприятия смогут через три-четыре года обеспечить страну лекар­ствами на 60-70%. По его словам, это позитивно отразится на качестве этой продукции и поспособствует снижению цен на лекарства.

Однако, несмотря на декларируемую поддержку, отечественные компании могут серьезно пострадать от вводимых ограничений рекламы безрецептурных препаратов. И это в то время как иностранные аналитики, например, польской исследовательской компании PMR, говорят об украинском рынке безрецептурных лекарств как об одном из самых наиболее динамично развивающихся.

Среди пострадавших отечественных компаний окажутся "Фармак", "Здоровье", "Тернофарм", Борщаговский ХФЗ и другие. По словам эксперта, пожелавшего остаться неназванным, после запрета рекламирования препарата его продажи, как правило, падают в два раза. Таким образом, позиции украинских лекарств на рынке серьезно пошатнутся. Как следствие, это приведет к аналогичному, то есть в два раза, падению доходов украинских фармацевтов. А эти недополученные средства могли бы быть направлены как раз на упоминавшееся Николаем Азаровым качество отечественных препаратов.

Примечательно, что в ЕС производителей фармацевтической продукции поддерживают совершенно другим образом. За исключением препаратов, которые используются для лечения инфекционных и венерических заболеваний, а также заболеваний нарушения обмена веществ (ожирения), остальные безрецептурные лекарства могут свободно рекламироваться. Это делается специально для того, чтобы прививать населению принципы ответственного отношения к собственному здоровью.

"Страны ЕС уже многие годы развивают философию ответственного лекарственного самолечения, и донесение необходимой информации до потребителя через рекламу является неотъемлемой составляющей частью этой философии", — приводятся в пресс-релизе Ассоциации российских фармпроизводителей по итогам 48 ежегодного собрания Европейской ассоциации производителей безрецептурных препаратов (AESGP) слова Роджера Скарлет-Смита, президента GlaxoSmithKline Consumer Healthcare.

Его поддерживает Хубертус Кранц, генеральный директор AESGP: "Основная задача рекламы ОТС-препаратов (безрецептурных — прим. "ВД") — это донесение информации о наличии такого препарата на рынке и необходимости внимательно прочитать инструкцию по применению".

Таким образом, вводя частичный запрет на рекламу безрецептурных препаратов, го­сударство стимулирует продажи импортных лекарственных препаратов. Тем самым в очередной раз нанося удар по инвестиционной привлекательности этой отрасли. Однако, кроме фармацевтов, пострадавшей стороной окажутся собственно сами украинские потребители. Не владея информацией о новых разработках украинской фармацевтики и не желая ходить на приемы к врачам, они будут лечиться либо импортными препаратами, либо устаревающими отечественными.  

Как отреагировал рынок на принятие перечня безрецептурных препаратов, запрещенных к рекламированию?

Евгения Палий, адвокат, специалист по вопросам фармацевтического права юридической компании Gide Loyrette Nouel:

— Рынок не удовлетворен принятым перечнем. В некоторых фармацевтических компаниях считают, что их препараты необоснованно внесены в этот список. Некоторые фармкомпании поднимают вопрос обжалования (для начала в Минздраве, а далее, если будет необходимость, то и в судах) включения препаратов в вышеуказанный перечень. Наиболее типичные спорные моменты связаны с включением лекарств, которые могут применяться для лечения как детей, так и взрослых.

В то же время, исходя из принятых Минздравом критериев, по которым запрещаются к рекламированию те или иные безрецептурные препараты, может быть запрещена реклама только тех лекарств, которые применяются исключительно для лечения детей до 12 лет. Подобные споры возникают также вокруг препаратов, которые используются исключительно для лечения женщин в период беременности и кормления грудью.

Кроме того, рынок не удовлетворен тем, что в перечень попали некоторые препараты, в которых присутствуют наркотические и психотропные вещества в минимальных дозах, что не несет угрозы здоровью пациента.

Борис Даневич, управляющий партнер Danevych law firm:

— Никаких негативных отзывов я пока не слышал от своих клиентов-фармкомпаний. Правда, не могу сказать, что все довольны, но до меня не доходили негативные комментарии. Ранее я считал, что в соответствии с европейскими подходами безрецептурный статус автоматически позволяет рекламировать препарат. Однако мои европейские коллеги подтвердили, что в ЕС безрецептурные лекарства могут быть запрещены к рекламированию, если они подпадают под определенные критерии.

Например, во Франции и Венгрии в случае содержания в безрецептурном лекарстве хотя бы минимального количества наркотических веществ, его нельзя рекламировать. Это же касается препаратов, способствующих снижению веса. Так что для международных фармкомпаний, в принципе, это привычная практика. В разных странах могут быть разные нюансы, но это только небольшие отличия.

Критерии, по которым в Украине относят безрецептурные препараты к "черному списку", примерно аналогичны принятым в ЕС. Так что я склонен считать, что утвержденный украинский перечень вполне адекватен, просто его подготовка происходила несколько странно и долго.

Алексей Бежевец, адвокат, партнер юридической компании "Правовой Альянс":

— Учитывая высокий уровень конкуренции, всем не угодишь. Я не имею права приводить конкретные примеры, но некоторые наши клиенты говорили мне: "Мы не можем понять, почему наш препарат есть в списке, а похожий отсутствует. Как это объяснить?". По некоторым позициям в перечне непонятно, какие именно критерии применялись. Соответственно, возникает вопрос, что делать компаниям, которые не удовлетворены.

По большому счету, здесь два пути. Во-первых, обращаться в Минздрав, писать письма и требовать исключить препарат из этого перечня на основании неправомерного применения критериев. Поскольку перечень пересматривается (утверждается) раз в квартал, то, думаю, Минздрав может исправлять явные ошибки ежеквартально. Такой путь был бы менее конфликтным, хотя фармкомпания, препарат которой попал в список безосновательно, восстановить справедливость, естественно, захочет немедленно. Если же Минздрав отказывается вносить правки, то компании могут доказать свою правоту в судах.

    Реклама на dsnews.ua