• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Повторение пройденного

"Курс на трезвость", провозглашенный с наступлением кризиса ведущими часовыми компаниями, продержался недолго. Не прошло и трех лет, как час
Реклама на dsnews.ua

"Курс на трезвость", провозглашенный с наступлением кризиса ведущими часовыми компаниями, продержался недолго.

Не прошло и трех лет, как часовщики бросили скучное дело создания базовых коллекций, которые заполняют основное пространство бутиков (подробнее — см. "Время по-новому", "ВД" №17-18 (307), 2011 г.). Вместо этого компании, словно сговорившись, вернулись к прежней, докризисной гонке сенсаций и рекордов, дистрибуторских шалостей, сверх­усложнений и часов-аттракционов, к которым "без 100 грамм" и не подойдешь.

Судя по новинкам и событиям крупнейшей специализированной выставки Baselworld, прошедшей с 8 по 15 марта в швейцарском Базеле, новый виток "политики сенсаций" вовлек даже те компании, которые до кризиса предпочитали в этом не участвовать. Так, Rolex, бастион часового консерватизма, этой весной впервые представил часы-аттракцион Oyster Perpetual Sky-Dweller, в которых прочитать данные функций второго часового пояса и годового календаря без предварительной подготовки невозможно.

Всех румяней и белее

Хотя всем уже давно понятно, что швейцарские часы — лучшие в мире, часовые компании вновь принялись доказывать, что они непревзойденные и могут достичь невозможного. Baselworld стал площадкой для громких коллабораций — в базельских холлах в этом году появились знаменитости первой величины, такие как Арнольд Шварценеггер и Камерон Диаз.

А на стендах часовых брендов в Базеле после трех лет кризисного "воздержания" вновь появились новинки, поражающие воображение и своим внешним видом, и начинкой. Часовщики "строят" архитектурные циферблаты в несколько "этажей", поворачивают конструктивные детали и механизмы под разными углами, снова делают часы без стрелок и цифр или оснащают их календарем майя, устилают всю поверхность моделей бриллиантами, а также нагромождают усложнения в числе, доходящем до абсурда.

Новым словом в этой гонке престижа стал амбициозный часовой проект Histoire de Tourbillon 3 от Harry Winston, который отличается наличием рекордных целых трех турбийонов в одной модели! И это притом, что даже один турбийон устанавливается исключительно для престижа — этот механизм в наручных часах не несет функциональной нагрузки (в карманных моделях он служил для устранения влияния гравитации на механизм).

Реклама на dsnews.ua

В своей нацеленности на рекорды часовщики продвинулись очень далеко — теперь они не довольствуются только дизайном или отдельными часовыми модулями и блоками. В этом году швейцарцами овладела мания усовершенствования самого "сердца" механизма — колеса баланса, от частоты колебаний которого напрямую зависит точность измерения времени: чем чаще частота, тем меньший отрезок времени можно измерить.

В своих исследованиях часовые марки достигли невиданных ранее результатов: уже представленные концепты (к примеру, от TAG Heuer) имеют частоту 1000 Гц, то есть измеряют 1/2000 секунды, сверхмалый отрезок времени, который человек физически не в состоянии зарегистрировать. А ближайшей перспективой и задачей является измерение 1/10000 секунды! В погоне за частотой участвуют не только "авангардисты" от часовой индустрии, TAG Heuer и de Bethune, но и, например, Zenith, бренд с проч­ным традиционным фундаментом.

В стремлении поразить клиента швейцарские часовщики вернулись также к экспериментам с альтернативными материалами.

И если до кризиса они еще скромничали в этом отношении, довольствуясь разве что использованием прочных ремней, заменяющих циферблат, то теперь обратились к материалам, потенциально опасным для тонкой механики, — жидкостям и магнитам. Как известно, механические часы не переносят намокание и намагничивание, но это не останавливает швейцарцев, идущих на риск ради эффектности. С помощью трубок с жидкостью теперь измеряется время, а магниты используются даже в самом механизме — собственно ради "разгона" балансового колеса до сверхвысоких частот.

Большинство наиболее авангардных швейцарских новинок — это концепты, которые будут запускаться в производство в лучшем случае через год-второй. Как и до кризиса, бренды снова идут на длительные и дорого­стоящие мероприятия вроде разработок новых материалов и сплавов, исследования в области новых механизмов и доработку сырых идей. Поводом для уверенности в успехе этих рискованных предприятий являются рекордные результаты продаж: по данным Федерации швейцарской часовой промышленности в

2011 году объем экспорта составил 29,8 млн единиц, чего не было даже в "золотом" 2008-м (тогда было продано 26 млн ед.). Прогнозы на 2012-й вполне оптимистичные — швейцарцы надеются на 25% увеличение продаж, поэтому уверены, что средства на выполнение амбициозных проектов найдутся. А дальше — как придется. "10 лет для нас — слишком долгий срок. Но теперь мы хотим наделать шуму, ведь у нас полные карманы проектов и мечтаний", — так выразил общее настроение Венсан Перьяр, директор HYT, одного из самых сенсационных проектов этого года.

В сетях дракона

Если еще год назад для швейцарских часовых компаний китайский рынок был хоть и стратегическим, но не единственным направлением (см. "Час перемен", "ВД" №4 (294), 2011 г.), то в этом равнение на Китай приобрело характер массового помешательства. На стендах Baselworld была представлена масса новинок на восточный вкус, включая многочисленные часы с драконами на циферблатах — реверанс китайскому зодиакальному календарю.

Однако новинки в угоду Поднебесной являются лишь вершиной айсберга: часовые марки, от демократичных вроде Hamilton и до наиболее престижных, таких как Rolex, всеми силами стремятся в Китай, совершая для этого радикальные шаги. Так, сенсацией ушедшего года стала продажа концерном Porsche часовой мануфактуры Eterna с мощной историей и корнями китайской фирме China Haidian, занимающейся производством и дистрибуцией часов.

Германский гигант, который в числе прочего выпускает часы под маркой Porsche Design, пошел на продажу своего производства ради доступа к обширной дистрибуторской сети China Haidian, так как Eterna имеет лицензию на выпуск и распространение часовой линейки Porsche, ранее в Китае не представленной.

Швейцарские часовые марки, многие из которых направляют в Китай до 90% своей продукции, многим обязаны восточному рынку. Ведь именно Китай спас швейцарцев от полного "падения" во время кризиса, показывая стабильный рост продаж. А в прошлом году они были и вовсе рекордными: к примеру, в структуре доходов за 2011-й крупнейшей швейцарской часовой группы Swatch Group один только китайский рынок "побил" всю Европу вместе взятую — 2,5 млрд шв. франков против 2,4 млрд.

Однако история повторяется: в 2008 г. такой "золотой несушкой" для часовщиков была Япония. Тогда делом чести было открыть часовой бутик на токийской Гинзе, создавать специальные японские коллекции и обхаживать клиентов из Страны Восходящего Солнца прежде всех остальных. И когда в силу известных событий японский рынок сколлапсировал и не восстановился до сих пор, для многих швейцарских марок это стало болезненным ударом. Консерваторы от часовой индустрии (вроде самого респектабельного часового журнала Europa Star) призывают бренды не делать прошлых ошибок и не "класть все яйца в одну корзину", однако на волне успеха их голос никто не слышит.

Падение рынка Китаю в ближайшее время не грозит: по утверждению Николь Вонг, аналитика из GfK China, уровень жизни в стране стабильно повышается, поэтому по прогнозам компании в этом году часовой рынок Поднебесной увеличится еще на 23% и достигнет

72 млрд юаней. Швейцарцев в Китае подстерегают другие опасности — и это вовсе не подделки, а усиливающиеся позиции китайских производителей часов. Китайцы, как известно, отменные патриоты, конкуренции они не боятся и сами себе авторитет, поэтому национальная часовая индустрия поддерживается на высоком уровне.

Так, один из наиболее известных китайских часовых брендов Sea-Gull — это государственное предприятие, которое за последний год проводит активную экспансию, и не только на родине. Переехав на новую фабрику, мощностей которой хватает, чтобы наполнить часами пол-Китая и еще четверть мирового рынка, Sea-Gull активно развивает дистрибуторскую сеть — только в прошлом году было открыто 25 бутиков в Китае, а до 2015 года их число хотят довести до 200.

Эти амбиции подкрепляются и продажами в Европе, США и Африке. В Sea-Gull даже замахиваются на "территорию противника", планируя сотрудничество со швейцарскими часовыми дизайнерами. Единственное, чего не хватает китайцам по сравнению со швейцарскими часовщиками — это истории и традиций, однако мудрый Восток никуда не спешит и в итоге своего добьется.

Вавилон роскоши

Основанный в 1917 г. Baselworld — крупнейший саммит на рынке роскоши, объединяющий производителей не только часов и украшений, но и фирмы, занимающиеся добычей драгоценных камней, выпуском оборудования для часовой и ювелирной промышленности. Ежегодно весной выставка Baselworld, в этом году проводившаяся 40-й раз, собирает около 2 тыс. экспонентов из 45 стран мира и 100 тыс. гостей из 100 стран.

Ключевое преимущество этого мероприятия — в полноте и разнообразии представленных брендов: от наиболее престижных и до самых демократичных, многие из которых выставляют свои новые коллекции только на Baselworld. Поэтому в Базеле можно найти часы и украшения любого ценового диапазона.

    Реклама на dsnews.ua