• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Профстандартная ситуация

Столичные супермаркеты, нанимая уборщиц, обещают им платить 2000 грн. в месяц. Официальный оклад директора украинского ПТУ не дотягивает даже до этой
Реклама на dsnews.ua

Столичные супермаркеты, нанимая уборщиц, обещают им платить 2000 грн. в месяц. Официальный оклад директора украинского ПТУ не дотягивает даже до этой суммы. С реальностью такая цифра не имеет ничего общего, как, впрочем, далека от действительности и вся система профтехобразования в стране.

Когда в начале 2000-х быстрорастущий украинский рынок ринулись осваивать западные компании — производители стройматериалов, знакомство с местным рабочим классом стало для них непростым испытанием. С высокопрофессиональными рабочими преклонных лет соседствовали ничего не умеющие вчерашние выпускники ПТУ. Но и те и другие в массе своей мало что смыслили в современных материалах и технологиях. В итоге, чтобы выполнить планы продаж, иностранцам не оставалось ничего иного, как самим взяться за подготовку кадров.

Татьяна Остапченко, работавшая на тот момент в научно-методическом центре Минобразования Украины, вспоминает, как в 2003-м представительство немецкой "Хенкель Баутехник" предложило ей создать учебник по работе с их материалами в Украине. Взамен компания обязалась стать социальным партнером для ряда профильных ПТУ. Сотрудничество оказалось успешным. Сегодня Татьяна Остапченко руководит образовательными проектами в представитель­стве другой немецкой компании — "Кнауф Маркетинг Украина", также специализирующейся на производстве стройматериалов.

Поскольку выпускники отечественных ПТУ понятия не имели, что такое гипсокартон и как с ним работать, "Кнауф" просто с нуля создала в Украине профессию "монтажник гипсокартонных конструкций". В общей сложности "Кнауф" и "Хенкель Баутехник" открыли 40 региональных учебно-практических центров.

Учились понемногу

В стране 976 учебных заведений по подготовке рабочих разных специальностей. Ежегодно они выпускают 240-280 тыс. студентов, снабжая их "корочками", которые формально свидетельствуют о том, что их обладатели владеют навыками определенной профессии. Кадры востребованы, о чем говорят высокие показатели трудоустройства — 84%. Но уже спустя два года на первом месте работы остаются менее половины. Выпускники жалуются на невысокие зарплаты и отсутствие перспектив карьерного роста. А работодатели в ответ резонно возражают: "Так они же ничего не умеют! За что платить?!" И в общем-то во многом они правы.

"Раньше на каждую профессию разрабатывались квалификационные характеристики, по которым строились образовательные программы. До сих пор у нас действуют квалификационные характеристики 1970-90-х годов, притом что обновляться они должны постоянно, с учетом развития технологий и производства", — говорит Вячеслав Супрун, директор Департамента профтехобразования Министерства образования и науки Украины (подробнее — см. блиц-интервью с Вячеславом Супруном, стр. 21).

Реклама на dsnews.ua

Проще говоря, большинство выпускников украинских ПТУ — неконкурентоспособные. И на это, к примеру, в 2011-м из госбюджета было потрачено 5,3 млрд грн. В профтехучилищах в свою очередь говорят, что и рады бы готовить специалистов в соответствии с духом и требованием времени, да только не на чем: материально-техническая база "застряла" все в тех же 1970-х и по большей части уже не работает, поскольку денег на ремонт нет и взять особо негде. В отличие от вузов, в проф­техучилищах нет контрактной формы обучения: туда и без того не стоит очередь абитуриентов. А распоряжаться заработанными на производственной практике деньгами ПТУ тоже не могут: эти средства поступают на спецсчета в Госказначейство и едва ли возвращаются назад. Круг замкнулся.

Заказчик кто?

Путь, по которому шли немецкие "Кнауф" и "Хенкель Баутехник", в Украине сегодня пытаются пройти владельцы крупных пром­предприятий. К примеру, Group DF Дмитрия Фирташа, компании "Метинвест" и ДТЭК Рината Ахметова работают над созданием новых профессиональных стандартов по своим направлениям и налаживанием сотрудничества с учебными заведениями.

Но такой подход весьма дорог. Траты, подъемные для крупного сырьевого бизнеса, для "середняков" непосильны. Из наиболее известных проектов на этом уровне можно назвать разве что корпоративную систему обучения в сети ресторанов "Козырная карта".

В 2007 году компания занялась разработкой профессиональных стандартов для персонала гостиничного и ресторанного бизнеса, став участником проекта Европейского фонда образования.

"Я работаю в компании "Козырная карта" десять лет, и с тех пор наша корпоративная система обучения прошла три серьезных реформы. Менялись подходы к обучению, методология, наполнение программ. Мы собирали свой опыт и знания в единую систему, приглашали к сотрудничеству иностранных специалистов и консультантов, сами учились в частных международных школах Франции, Италии, Швейцарии, — говорит Ольга Тулимова, руководитель Центра управления знаниями сети ресторанов "Козырная карта". — Мы вкладывали в систему обучения немалые средства". Ольга Тулимова утверждает, что ежемесячно каждый ресторан тратит на обучение лучших сотрудников от двух до пяти процентов своего бюджета.

Но глобально сервис в сфере услуг оставляет желать лучшего. Равно как и владельцы промпредприятий не могут полностью за счет собственных программ обучения удовлетворить спрос на квалифицированную рабочую силу.

Бизнес да совет

Во времена СССР созданием образовательных стандартов для рабочих специальностей занималось государство, что выглядело логичным, поскольку именно оно являлось работодателем. Парадокс в том, что доля госу­­дарственной собственности в структуре украинской экономики мизерна, а роль в обновлении квалификационных требований к рабочим кадрам — по-прежнему велика.

Украинские ПТУ готовят выпускников по 497 специальностям. Абсолютно по каждой из них необходимо радикально обновить требования. "Если работодатели не будут давать нам своих профессиональных критериев, оценок, людей, это так и останется проблемой министерства. Мы без них не можем, но мы и не можем навязать им эту работу. Там, где возможно, мы и так создаем новые профстандарты сами, собственными силами, без денег, вынуждая людей работать тут не до 18, а до 21 часа", — констатирует министр образования и науки Дмитрий Табачник.

По словам Вячеслава Супруна, ради одного такого стандарта работникам МОН приходится анкетировать от 300 до 500 работодателей. Причем нередко заполняют такие анкеты, что называется, ради галочки.

В то же время за рубежом такая коммуникация между образовательными структурами и бизнесом работает весьма эффективно — через так называемые отраслевые советы. Именно они формируют набор знаний и навыков, которыми должен обладать специалист. И уже на их основе составляют образовательные программы. Задача учебного заведения — обеспечить овладение студентом этими знаниями и навыками.

Когда в 2002-м проблему несоответствия количества и квалификации рабочих кадров потребностям экономики констатировали в Великобритании, тамошние предприниматели взяли инициативу в свои руки, создав отраслевые советы. В настоящее время в стране действуют 25 таких отраслевых квалификационных советов, объединенных в сеть.

В их состав входят представители отдельных предприятий и бизнес-ассоциаций, профсоюзов, сферы образования. Они постоянно занимаются анализом экономических процессов и рынка труда и формируют на основе этого квалификационные требования к рабочим кадрам, обновляя и пересматривая их. Кроме того, отраслевой совет может также собирать средства с предприятий для финансирования совместных образовательных проектов и реализовывать проекты в отдельных компаниях.

В отличие от украинских образовательных реалий, за рубежом студенты получают преимущественно практическую, а не теоретическую подготовку, так что на рынок труда выходит готовый специалист с минимальным опытом работы. Результат обучения проверяет независимый орган, что исключает коррупцию и гарантирует работодателям определенный уровень качества подготовки.

В Украине отраслевые советы только создаются. Увы, заметную активность проявили пока одни металлурги. Дмитрий Табачник считает, что процесс вовлечения бизнеса в систему образования пойдет динамичнее благодаря утверждению правительством, по примеру западных стран, Национальной рамки квалификаций. В Украине она имеет десять уровней. Подобные рамки должны быть созданы для каждой профессии, и это уже задача соответствующего отраслевого совета. На каждом уровне рамки — перечень квалификационных требований к работнику, от выпускника средней школы до доктора наук.

"Думаю, что основные отраслевые советы и квалификационные характеристики мы сможем сформировать к 2015 году", — прогнозирует министр.

Немецкая "Кнауф" вложила в подготовку кадров в Украине с 2005-го по 2011 год около 5 млн грн. и явно не прогадала. Обучая специалистов особенностям работы с современными материалами, фирма тем самым обеспечила стабильный рынок сбыта своей продукции и, соответственно, рост доходов. Аналогичный шанс предоставляется и украинским компаниям. Но если их владельцы продолжат придерживаться принципа "получить все, не вложив ничего", то и впредь предприятия будут наводнять работники, подготовленные буквально "как в прошлом веке", а бизнесу придется по-прежнему тратить время и деньги на их переквалификацию.

    Реклама на dsnews.ua