• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Производство цемента дорожает вопреки законам рынка

Цементная промышленность — одна из самых энергоемких отраслей. В себестоимости продукции затраты на энергоносители могут достигать 70%. Две трети осно
Реклама на dsnews.ua

Не успел минувшей весной Премьер Николай Азаров выказать недовольство низкими темпами строительства в стране и призвать к его наращиванию, как совету топ-чиновника своеобразно последовали производители цемента — повысив цену на свою продукцию.

В июле 2010-го ЖБК им. Ковальской, к примеру, закупал цемент по 473 грн./т, а спустя год, в 2011-м, — на 20 грн. дороже. "Сегодня цены на цемент выше, чем до кризиса", — констатирует Николай Субботенко, первый вице-президент ПСГ "Ковальская".

Цемент — основной строительный материал. Хотя его доля в себестоимости, к примеру, 1 кв. м жилья не превышает 3-4%, однако он служит базовой составляющей для производства многих стройматериалов.

Дорожает цемент — следом растет в цене бетон, конструкции, строительные смеси, силикатный кирпич… Все это приводит к росту себестоимости строительства и, как следствие, — подорожанию недвижимости.

"Себестоимость цемента существенно выросла. В 2005 году газ стоил около $50 за 1 тыс. куб. м, сейчас — $430", — объясняет причину повышения цен Мигел Машаду, глава ассоциации "Укрцемент".

Не газом, так углем

Из 14 цементных заводов, работающих в Украине, только три используют так называемый сухой способ производства, позволяющий снизить расходы топлива вдвое. Остальные — работают по старинке, используя "мокрый способ", при котором требуются дополнительные энергозатраты на просушивание сырья.

Реклама на dsnews.ua

Исторически так сложилось, что в качестве топлива цементники использовали природный газ. Когда он начал стремительно дорожать, предприятия стали заменять его более дешевым углем.

На газу остались работать только два завода — ОАО "Балцем" (Харьковская обл.), один из крупнейших в отрасли, принадлежащий "Евроцемент груп", и ЗАО "Бахчисарайский комбинат "Стройиндустрия". Последний, правда, декларировал, что доконца 2011 года откажется от использования газа.

Переход на уголь для цементников оказался менее затратным, чем освоение "сухого способа", фактически означавшего строительство новой технологической линии. Но назвать это модернизацией можно весьма условно. Ведь технология производства по сути остается прежней. Кроме того, из-за невысокого качества и дефицита украинского энергетического сырья цементникам приходится его импортировать, что также несет определенные риски.

"Мы сегодня используем и украинский, и российский уголь в соотношении около 65 на 35 (65% — украинский, 35% — российский). Когда мы начинали этот проект, стоимость угля составляла около 500-600 грн. за тонну. Сегодня — около 1000 грн. за тонну", — говорит Валентин Лебига, заместитель директора по экономическим вопросам ОАО "Подольский цемент". Это предприятие, принадлежащее ирландскому концерну СRН, одним из первых в отрасли перешло на использование твердого топлива — еще в2006-м. Но, чтобы добиться существенного снижения себестоимости, там решили пойти дальше. До конца ноября с. г. завод запустит новую линию по производству цемента "сухим способом", что позволит полностью отказаться от энергозатратного и невыгодного "мокрого способа".

Казалось бы, выгоды модернизации — очевидны. Но проводить ее владельцы заводов не спешат.

Дорогое удовольствие

Переход на "сухой способ" более чем в два раза снижает энергозатраты. Но, прежде чем это произойдет, предприятию придется произвести капитальные затраты из расчета в среднем около $150 на каждую тонну цемента. Модернизация технически растягивается на два-три года. А ее стоимость может достигать нескольких сотен миллионов долларов. К примеру, "Подольскому цементу" техническое перевооружение обошлось в сумму около 250 млн. евро, ОАО "Ивано-Франковскцемент" — $80 млн.

Финансирование для этих двух проектов было получено за счет действия механизмов Киотского протокола. И хотя их реализация на финишную прямую вышла буквально пару месяцев назад, однако решение о старте принималось до кризиса, т. е. когда потребление цемента стремительно росло, а сроки окупаемости проектов модернизации имели вполне очерченные рамки — семь-восемь лет.

Сегодня они выросли до 18 лет: рыночная ситуация изменилась. По этой причине механизмы Киотского протокола как источник финансирования для украинских цементников утратили актуальность. Равно как и сотрудничество с "Карбоновым фондом" Всемирного банка (финансирует энергосберегающие и природоохранные проекты), с которым, по информации ассоциации "Укрцемент", большинство отечественных производителей заключили договорыо сотрудничестве. Объемы производства упали, а с ними — и эффект от внедрения проектов по снижению выбросов в атмосферу СО2. 

    Реклама на dsnews.ua