• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Провал в прокате

Непрекращающийся спад на мировом рынке стали обнажил все слабости украинской металлургической отрасли. Заработав сверхприбыли до кризиса и падения цен
Реклама на dsnews.ua

Непрекращающийся спад на мировом рынке стали обнажил все слабости украинской металлургической отрасли. Заработав сверхприбыли до кризиса и падения цен, наши олигархи не удосужились провести коренное обновление своих меткомбинатов, до сих пор используют технологии советских времен и выпускают низкокачественный и все менее востребованный металл.

Поэтому и полноценно конкурировать с продукцией крупнейших сталелитейных держав, потративших на внедрение новейших технологий десятки миллиардов долларов, наши предприятия не могут. Компенсировать свои просчеты и экспортные неудачи они намерены за счет госбюджета, выпрашивая у государства льготы и преференции, и украинских потребителей, выдавливая с внутреннего рынка конкурентов и искусственно завышая цену на свою продукцию.

Металлурги тушат домны

"Чемпионат мира по качеству, себестоимости и продажам", который мечтал выиграть владелец самой крупной горно-металлургической компании Украины Ринат Ахметов, наши металлурги пока безнадежно проигрывают. Их потери от сокращения экспорта с начала года уже достигли $2 млрд, а выплавка стали и производство проката по итогам года снизились на 8%. Совокупный убыток отрасли на сегодняшний день оценивается более чем в 11 млрд грн., и в этой ситуации многим предприятиям выгоднее остановиться, чем продолжать работать в минус.

Первой об остановке производства заявила российская группа "Мечел". В конце ноября она приняла решение прекратить работу принадлежащего ей Донецкого электрометаллургического завода, объяснив это ростом издержек производства и снижением его рентабельности. "Ожидаемый экономический эффект от временной приостановки позволит более эффективно распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами в условиях сниженного спроса на готовую продукцию", — сообщили по этому поводу россияне. Об остановке производства из-за нерентабельности заявили и два предприятия группы "Приват": Стахановский и Запорожский заводы ферросплавов.

Другие участники горно-металлургического комплекса пока держатся. Однако темпы снижения выпуска продукции у многих из них настолько значительны, что как минимум о переводе своих мощностей на "тихий ход" им можно подумать уже сейчас. Рекордсменами по падению производства стали Донецкий металлургический завод (входит в группу "Донецксталь" Виктора Нусенкиса), меткомбинат "Азовсталь" и Мариупольский комбинат им. Ильича (холдинг "Метинвест" Рината Ахметова и Вадима Новинского), а также Днепропетровский металлургический завод, входящий в группу "Евраз" Романа Абрамовича.

Устаревшие аргументы

Реклама на dsnews.ua

Во всех своих бедах украинские металлурги традиционно винят неблагоприятные обстоятельства, прежде всего спад на мировом рынке. Наиболее емко по этому поводу в ноябре высказался генеральный директор "Азовстали" Энвер Цкитишвили.

"Констатирую, что этот рынок обвалился окончательно", — заявил он, добавив, что ситуация может измениться к лучшему не ранее, чем весной 2015 г. С начала нынешнего года цены на сталь в мире действительно значительно упали, и это затронуло не только украинских металлургов. Например, в октябре из-за неблагоприятной ситуации на европейских рынках сбыта о решении частично приостановить работу своих металлургических производств во Франции объявил международный холдинг ArcelorMittal, после чего у него произошел конфликт с французским правительством.

О планах снизить объемы выпуска продукции объявили также металлургические компании Китая (Baosteel) и РФ (Новолипецкий меткомбинат), однако такого масштабного падения, как в Украине, ни в одной стране из числа крупнейших игроков металлургического рынка не зафиксировано. Более того, в той же России за девять месяцев этого года производство и экспорт металла, наоборот, выросли (на 5,6 и 7,4% соответственно).

То, что кризис на рынке ударил по украинским металлургам больнее, чем по их конкурентам из других стран, стало закономерным следствием технической отсталости нашей сталелитейной отрасли. Металл, который она производит, с трудом конкурирует с продукцией крупнейших иностранных металлургических холдингов. По данным экс-министра промышленности Украины Валерия Мазура, за последние 10 лет все отечественные металлургические предприятия потратили на модернизацию меньше, чем один Магнитогорский металлургический комбинат в России (более $7 млрд).

"Отрасль безвозвратно отстала от темпов внедрения передовых технологий металлургического передела, демонстрируемых в странах из ТОП-10 мировых производителей стали: Германии, США, России, Китае, Индии. Причем отставание столь масштабное, что шансов его ликвидировать почти не осталось", — утверждает г-н Мазур.

Хотя сверхприбыли, полученные ими до кризиса, легко позволили бы провести коренное обновление производств. Только в 2007–2008 гг., по данным "ДС", шесть украинских меткомбинатов ("Азовсталь", ММК им. Ильича, Днепровский и Алчевский меткомбинаты, "АрселорМиттал Кривой Рог", "Запорожсталь") заработали совокупно почти $3 млрд чистой прибыли и еще не менее $5–6 млрд осело у их зарубежных трейдеров, через которые велись продажи (рентабельность металлургов тогда превышала 30%). Вернулась же в Украину в виде инвестиций лишь небольшая часть этих средств.

Конечно, говорить о том, что в металлургию в последние годы совсем ничего не вкладывалось, нельзя. Но все эти инвестиции были большей частью точечными и в основном вкладывались в строительство и реконструкцию доменных печей и машин непрерывного литья стали, а не прокатных станов, позволяющих выпускать новую качественную продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Многие предприятия ("Запорожсталь", Алчевский металлургический комбинат) так и не вывели из эксплуатации устаревшие мартеновские печи, от которых уже давно отказались почти во всем мире. В итоге у нас до сих пор почти четверть всей стали выплавляется дедовским мартеновским способом. А энергозатраты на выплавку одной тонны металла в Украине почти втрое выше, чем в Германии, и вдвое, чем в России.

Относительно низкая цена нашего металла на внешних рынках сегодня достигается за счет экономии владельцев меткомбинатов на обновлении основных фондов и внедрении новых технологий. По сути, они выжимают из них все, что могут, совершенно не задумываясь о будущем.

До сих пор почти 40% доходов от экспорта нашим стальным олигархам приносит продажа чугуна и полуфабрикатов — стальных заготовок, которые отгружаются на прокатные заводы за пределами страны, где из них уже производится готовый прокат. На горячекатаный прокат приходятся почти вдвое меньшие объемы (20%), а доходы от экспорта более дорогостоящей продукции (например, оцинкованного проката) вообще мизерны и находятся в пределах нескольких процентов. Более благоприятная ситуация с длинномерным прокатом (арматурой и катанкой) — его экспорт в этом году даже немного вырос.

Внутренняя слабость

Еще одна ключевая проблема, с которой сталкиваются украинские металлурги, заключается в неразвитости внутреннего рынка. В последние годы трубные, машиностроительные, металлообрабатывающие и другие предприятия Украины суммарно потребляли не более четверти металла, производимого в стране. Более-менее существенный скачок произошел в прошлом году, когда потребление стали в Украине выросло почти на треть в сравнении с 2010 г. и доля внутреннего рынка в структуре сбыта металлургов достигла 30%.

При этом, как ни странно, этот рост обеспечила не реализация инфраструктурных проектов в рамках подготовки к Евро-2012, а повышение спроса со стороны трубников и вагоностроителей. Доля же строительной отрасли, которая после кризиса так и не сумела восстановиться, в общей структуре заказов украинского металла внутри страны осталась незначительной. А надежд на ее восстановление немного из-за коррупции и непрозрачности условий ведения бизнеса в этой сфере.

На протяжении последних лет чиновники постоянно говорят о необходимости развития внутреннего рынка сбыта металлопродукции, однако дальше деклараций дело не идет. В ноябре Кабмин принял распоряжение "Об утверждении плана первоочередных мер по выполнению государственной программы развития внутреннего производства", в котором в очередной раз определил меры по развитию внутреннего рынка потребления металлопродукции. В этом документе снова декларируется необходимость уменьшения регуляторного и административного давления на бизнес, создания индустриальных парков и стимулирования инвестиционной деятельности, однако как власти хотят этого добиться, совершенно неясно.

Пока же чиновники изучают старые и пишут новые программы, на внутреннем рынке украинские металлурги не могут даже сдержать натиска импортеров. Поставки стального проката в страну в текущем году из России и Китая постоянно растут. И с их продукцией нашим производителям с каждым днем конкурировать становится все труднее и по цене, и по качеству даже на своей территории.

А поскольку рыночными методами бороться с иностранцами у отечественных сталеваров никак не выходит, не исключено, что они в очередной раз обратятся за помощью к государству, которое раньше уже обеспечивало их льготами (на железнодорожные перевозки и энергоносители). Вдобавок к этому металлургическому лобби вряд ли будет стоить больших усилий добиться ограничений против импортеров, после чего они смогут беспрепятственно повысить цены на металл внутри страны и отыграться за свои экспортные неудачи на украинских потребителях.

Колосс на чугунных ногах

Украинская металлургическая отрасль, которую традиционно было принято считать основой отечественной экономики и главным добытчиком валюты, трещит по швам. Падение цен на мировом рынке стали, на который отгружается до 80% продукции, производимой нашими меткомбинатами, привел к снижению их выручки с начала года почти на $2 млрд. Часть металлургических предприятий, не желая работать в убыток, уже приостановила работу, а остальные занялись оптимизацией расходов и увольнением "лишних" рабочих. По самым худшим прогнозам, если ситуация на мировом рынке не улучшится, до середины следующего года своего места может лишиться каждый пятый работник украинского ГМК.

Но даже если цены пойдут вверх, отечественным сталеварам вряд ли светит выход на докризисные показатели. Время сверхприбылей, которые отрасль зарабатывала до середины 2008 г., уже безвозвратно прошло. За это время основные игроки мирового рынка стали во главе с Китаем ввели в строй новые современные мощности, позволяющие выпускать более дешевую и качественную продукцию, чем в нашей стране.

Украинские же металлургические бароны вместо того, чтобы инвестировать заработанные на пике миллиарды долларов в свои меткомбинаты, предпочли вкладывать деньги в покупку сырьевых активов или в лучшем случае дорогостоящих металлургических заводов в Европе, где рынок стали в итоге обвалился заметнее всего.

Как результат, наша страна хоть и осталась в десятке крупнейших производителей стали в мире, но безнадежно отстала от своих основных конкурентов, внедривших новые технологии. Украина до сих пор выплавляет сталь в мартенах и отправляет на экспорт полуфабрикаты низкого качества, которые пользуются все меньшим спросом. Не желая делать выводов из этой ситуации, металлурги инициируют закрытие внутреннего рынка от иностранных поставщиков металла, с продукцией которых мы не можем конкурировать даже на своей территории. Необходимость данного шага объясняется "огромной важностью" металлургии для страны. Хотя их вклад в наполнение бюджета более чем скромен и сопоставим с отчислениями частных предпринимателей.

    Реклама на dsnews.ua