• USD 39.6
  • EUR 42.3
  • GBP 49.4
Спецпроекты

Проверка на инсайд

За сделками с ценными бумагами начнут тщательно следить. Цель — не допускать инсайдерства, проще говоря, использования секретных сведений о комп
Реклама на dsnews.ua

За сделками с ценными бумагами начнут тщательно следить. Цель — не допускать инсайдерства, проще говоря, использования секретных сведений о компаниях для спекуляций.

Регулятор собирается взять под пристальный контроль все покупки-продажи ЦБ в стране: как те, что проводят крупные инвестиционные фонды, так и осуществляемые физлицами в рамках интернет-трейдинга.

Для этого на минувшей неделе НКЦБФР утвердила правила выявления и расследования фактов незаконного использования инсайдерской информации на "бумажном" рынке — решение "Об утверждении порядка выявления и предоставления фондовыми биржами Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку информации об операциях с ценными бумагами и производными (деривативами) в случае возникновения подозрения об использовании инсайдерской информации".

Чиновники не собираются самостоятельно выслеживать нечистых на руку фондовиков, использующих для совершения выгодных сделок инсайдерскую информацию.

За них это будут делать фондовые биржи, для которых расписан четкий алгоритм действий: сначала выявить подозрительные операции, затем сообщить об этом НКЦБФР (не позже, чем на следующий день), после чего в течение месяца провести масштабное расследование по всем сделкам сомнительного торговца и ценной бумаги. Нацкомиссия выйдет на сцену уже на конечном этапе, после того как биржа подаст ей детальный отчет о своем расследовании.

Собственно, именно поэтому ключевые моменты в борьбе с инсайдерством — критерии, на основании которых операции будут относить в группу подозрительных, — отданы на откуп фондовым биржам. Нацкомиссия набросала лишь общие признаки инсайдерства, от которых станут отталкиваться проверяющие.

Например, сделка может считаться инсайдерской, когда стоимость ценной бумаги существенно отличается от ее цены на последних торгах.

Реклама на dsnews.ua

Или же без каких-либо видимых причин стремительно растут объемы торгов той или иной ЦБ.

А вот какое именно изменение котировки или объемов торгов будет считаться значительным, а какое нет, решать фондовым биржам.

Всего их в нашей стране восемь, львиная доля торгов приходится на три: 41,89% — на ПФТС, 34,99% — на биржу "Перспектива" и 21,55% — на "Украинскую биржу".

"Биржа, организовывая торговлю, имеет непосредственную возможность оперативно анализировать подаваемые заявки, результаты торгов, их участников. А также отклонения цены и объема торгов от базовых показателей, что, безусловно, позволяет отслеживать использование инсайдерской информации и выявлять признаки подобных операций. В свою очередь комиссия как государственный регулятор сможет отреагировать на подобные неправомерные действия и пресечь нарушения", — объяснил "ДС" позицию Нацкомиссии директор департамента контрольно-правовой работы НКЦБФР Олег Мисюра.

Регулятор может применять разные санкции к спекулянту-инсайдеру: от штрафов (от 17 тыс. до 17 млн грн.) до отзыва лицензии.

Фондовики критически отнеслись к документу Нацкомиссии. Их удивили даже не критерии, на основании которых чиновники собираются относить операции к сомнительным, а данные, которые в НКЦБФР предлагают анализировать для выявления инсайда.

Финансисты не верят, что фондовые биржи действительно смогут побороть инсайдерство в нашей стране. "Использование инсайдерской информации крайне сложно доказать и с технической стороны, и с юридической: данное понятие нечетко выписано в действующем законодательстве. Но за это сложно винить законодателей.

Ведь инсайдерство — субъективная и скользкая вещь. Здесь затрагиваются моральные аспекты поведения участников рынка (эмитентов, их менеджмента и акционеров, торговцев, инвесторов и т. п.), которые очень сложно юридически формализовать", — говорит директор компании I-NVEST Владислав Ревчук.

Хотя финансисты и обещают соблюдать утвержденные регулятором правила, однако советуют чиновникам комплексно подойти к решению проблемы. И начать с главного: прописать в действующем законодательстве жесткую ответственность за разглашение коммерческой информации.

"Важная составляющая инсайдерской торговли — это распространение сведений о крупных заказах компаний, продажах-покупках ими активов и т. д. Проблема сводится к алчности фондовых торговцев, имеющих доступ к такой информации", — заметил "ДС" г-н Ревчук.

Как рассказали "ДС" в Нацкомиссии, до сих пор регулятору не удавалось доказать ни одного случая применения инсайдерской информации для спекулятивной игры на украинском фондовом рынке.

"Но нами были зафиксированы случаи сомнительных операций, которые сегодня расследуются. Окончательного решения по ним еще не принято", — сообщил "ДС" директор департамента контрольно-правовой работы НКЦБФР Олег Мисюра.

По его словам, новое решение регулятора, принятое на прошлой неделе, было согласовано со всеми профильными министерствами и ведомствами и утверждено с учетом их правок. В ближайшее время оно будет направлено на регистрацию в Минюст.

Признаки инсайдерских операций:

• Существенное отклонение стоимости ценной бумаги либо от ее текущей стоимости, либо от ее цены на предыдущей торговой сессии, либо от последней биржевой сделки

• Значительное увеличение объема биржевых сделок по конкретной ценной бумаге (рост доли сделок по ней в общем объеме торгов фондовой площадки)

• Отклонение общего объема сделок, осуществленного одним участником торгов за одну сессию, от среднего объема сделок, проведенных им же в другие дни

    Реклама на dsnews.ua