• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Сбыт заедает

Торговая война с Россией и другими странами Таможенного cоюза заставляет украинских экспортеров вплотную задуматься об освоении новых рынков сбыта.
Реклама на dsnews.ua

Торговая война с Россией и другими странами Таможенного cоюза заставляет украинских экспортеров вплотную задуматься об освоении новых рынков сбыта. Однако с распростертыми объятиями наших металлургов, машиностроителей, сыроделов и кондитеров никто не ждет — в большинстве стран ближнего и дальнего зарубежья их продукция остается мало востребованной.

Прокат в пролете

На сегодняшний день основные поступления от экспорта товаров из Украины в страны Таможенного cоюза приносит торговля с Россией: на северного соседа приходится около 80% всех поставок из нашей страны в ТС и почти 25% всего украинского экспорта.

Наиболее востребованным товаром является стальной прокат, от продажи которого на российском рынке наши экспортеры только в первом полугодии этого года выручили более $1,2 млрд.

Несмотря на то что география экспорта украинского металла очень обширна и включает в себя список почти из сотни стран, российский рынок для крупнейших металлургических комбинатов страны входит в число приоритетных.

Например, для Мариупольского металлургического комбината им. Ильича Рината Ахметова он находится на первом месте в списке внешних рынков сбыта, опережая Турцию и Италию (доля РФ — около 22% в объеме всего экспорта предприятия). А для комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" британского миллиардера Лакшми Миттала — на втором месте после ближневосточного региона (на РФ приходится 12% всего экспорта предприятия).

Схожая картина наблюдается и на других меткомбинатах, наладивших стабильный сбыт стального проката российским потребителям. И если рынок РФ для них окажется закрытым, пристроить эти объемы как внутри страны, так и в других государствах будет нереально.

Реклама на dsnews.ua

В Украине, например, потребление металлопроката стабильно падает уже несколько лет кряду: в минувшем году оно сократилось на 1,2%, до 8,3 млн т, а в первом полугодии этого года и вовсе обвалилось почти на 20% в сравнении с январем–июнем 2012 г., до 2,7 млн т.

Основная причина такого положения — снижение спроса со стороны строительного комплекса, машиностроения и трубной промышленности из-за ухудшения экономической ситуации в стране.

На внешних рынках ситуация также не самая благоприятная: поступления от экспорта черных металлов с начала года упали более чем на 12%, до $7,3 млрд, что вызвано общим снижением спроса на металл и падением цен на него на мировом рынке прежде всего из-за перенасыщения рынка дешевым китайским товаром.

Частично компенсировать потери сталевары смогут за счет наращивания поставок стальных заготовок (слябов), которые сейчас востребованы в ЕС. Однако много денег на них не заработаешь — эта продукция в среднем на 20–25% дешевле готового проката.

Дело техники

Еще меньше поводов для оптимизма у машиностроителей и вагоностроителей. Украинские производители газовых турбин, трансформаторов, электродвигателей и железнодорожных вагонов почти полностью ориентированы на российский рынок.

Например, у одного из крупнейших машиностроительных комплексов страны, производящего технологическое оборудование для нефтяной, газовой и химической промышленности, — Сумского научно-производственного объединения им. Фрунзе (его контролирует российский бизнесмен Константин Григоришин), на поставки в Россию приходится около 70% всех объемов продаж.

Крупнейшему производителю трансформаторов — заводу "Запорожтрансформатор", также входящему в орбиту г-на Григоришина, продажи в РФ обеспечивают до 65% общей выручки.

А доля заказчиков из России в структуре продаж мариупольской группы "Азовмаш" (крупнейший в стране производитель грузовых железнодорожных вагонов) депутата от Партии регионов Юрия Иванющенко и вовсе стабильно превышает отметку в 75%.

В Украине эти и другие предприятия аналогичного профиля сбывают лишь небольшую часть своей продукции прежде всего из-за неразвитости внутреннего рынка. В других же странах, помимо России, пристроить такие объемы просто нереально, хотя попытки диверсифицироваться предпринимают все крупнейшие машиностроители.

НПО им. Фрунзе, например, осваивает рынки Узбекистана и Ирана, "Азовмаш" — страны Балтии (Литву и Эстонию), "Запорожтрансформатор" поставляет продукцию в Индию и США. Однако их доля продаж в этих государствах остается незначительной, и вряд ли ситуация коренным образом изменится в ближайшие годы.

Основной причиной такого положения является историческая "заточенность" наших машиностроителей на страны бывшего СССР. Например, "Азовмаш" выпускает вагоны, рассчитанные на советскую железнодорожную колею шириной 1520 мм, тогда как в большинстве стран мира (за исключением Прибалтики, Северной Америки и Китая) распространена колея шириной 1435 мм.

Что же касается производителей технологического оборудования, их мало кто знает за пределами СНГ. И зачастую крупные заказчики предпочитают иметь дело не с "Запорожтрансформатором", НПО им. Фрунзе или другими нашими производителями оборудования, а с мировыми гигантами Siemens, ABB или Mitsubishi.

Большинство же отечественных заводов, как ни странно, предпочитают мириться с такой ситуацией и своей зависимостью от фактически одного рынка сбыта.

Горький привкус

Есть повод впасть в депрессию из-за возможного закрытия российского рынка также у отечественных производителей пищевой продукции, в первую очередь у сыроделов и кондитеров. Экспорт украинского сыра в Россию с начала этого года превысил отметку в $140 млн, обеспечив нашим поставщикам (прежде всего группам "Милкиленд" и "Молочный альянс") более половины валютных поступлений.

Такая же ситуация и у экспортеров кондитерских изделий в РФ во главе с корпорацией Roshen Петра Порошенко и компанией "Конти" Бориса Колесникова, отгрузивших россиянам в первом полугодии сладостей почти на $200 млн.

Помимо России, их продукция востребована в основном в странах СНГ: Азербайджане, Киргизии, Узбекистане, которые и так не жалуются на дефицит конфет и шоколада. В Евросоюзе (в основном Литве и Латвии) сбывается на порядок меньше украинских кондитерских изделий (почти на 90% меньше. чем в РФ).

А совершить прорыв на рынок объединенной Европы нашим кондитерам нереально, поскольку против украинской сладкой продукции в ЕС действуют высокие ввозные пошлины. Впрочем, даже если бы их и отменили, сомнительно, что наши малоизвестные сладкие брэнды смогли бы прийтись по вкусу тем же немцам или французам.

А для того чтобы их раскрутить в достаточной мере для конкуренции с крупнейшими европейскими или американскими производителями, денег у наших кондитеров точно не хватит. Для сравнения: рекламный бюджет одной только корпорации Nestle, превышающий $2 млрд, сопоставим с совокупным оборотом всей украинской "большой" кондитерской тройки — Roshen, "Конти" и АВК.

Это же касается и производителей сыра, продукция которых из-за несоответствия европейским стандартам и отсутствия доверия у потребителей за пределами СНГ остается востребованной исключительно в ближнем зарубежье. Более того, даже в Украине наши производители теряют свои позиции, не в силах конкурировать ни по качеству, ни по цене с поляками.

Подтверждением этому служит то, что с начала года объемы импорта сыра в Украину выросли в сравнении с минувшим годом почти на четверть. И все больше потребителей выбирают иностранную продукцию, которая часто даже дешевле аналогичной украинской.

    Реклама на dsnews.ua