• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Сдать трубу или замерзнуть

Нулевые результаты газовых переговоров с Москвой по пересмотру "кабальных" договоров 2009 года стали наиболее ярким примером "результат
Реклама на dsnews.ua

Нулевые результаты газовых переговоров с Москвой по пересмотру "кабальных" договоров 2009 года стали наиболее ярким примером "результативности" работы власти в канун второй годовщины инаугурации Президента. Причиной несостоятельности отечественных переговорщиков может быть не столько сильная позиция Кремля, сколько конфликт личных интересов Виктора Януковича и украинской олигархии.

Вместо того, чтобы облегчить энергетическое бремя для отечественных предприятий и смягчить удар от повышения коммунальных тарифов для граждан, гарант Конституции намерен просто убрать из схемы политического посредника Дмитрия Фирташа. И сконцентрировать в своих руках возможности по получению всех доходов от газовой схемы. Олигарх, скорее всего, попытается заручиться поддержкой Белокаменной, инициируя и всячески поддерживая продажу украинской газотранспортной системы "Газпрому" в обмен на лояльные условия поставок топлива.

Пустые обещания

Едва придя к власти, Партия регионов и лично Виктор Янукович сделали отмену договоров о поставке газа в Украину, подписанных премьером Юлией Тимошенко в 2009 году, своим политическим фетишем. Высшее руководство страны выстроило вокруг этой идеи логику практически всей внутренней и внешней политики.

Затеяв судебный процесс против экс-премьера, практически заморозив отношения с Западом и катастрофически обрушив собственный электоральный рейтинг. Но, несмотря на все бравурные заявления об одностороннем снижении закупок газа, апелляции к гипотетической возможности подать иск в Стокгольмский арбитраж и поддержке со стороны Европейского союза, переговоры с Россией с треском провалились. И в 2012 год страна вынуждена была войти с превышающей любые разумные европейские нормы ценой газа в $416 за тысячу кубометров.

Однако фиаско в Москве оказалось еще не самым главным унижением украинской власти. Гораздо более серьезным, чем тактическое поражение, провалом является полное отсутствие у Киева "плана Б".

Виртуальные проекты по строительству терминала для приема сжиженного голубого топлива, добыче сланцевого газа, мифические возможности альтернативных каналов поставки из Азербайджана, Туркменистана и даже Турции выглядят как жалкие попытки дешевого шантажа. Даже если часть этих проектов когда-либо будет реализована и зависимость украинских потребителей от монопольного импорта из России существенно снижена, это случится не ранее, чем через 3-4 года. Соответственно, рассматривать подобного рода аргументы возможности найти более дешевый газ на более выгодных коммерческих, а не политических условиях, как серьезные доводы на переговорах с россиянами, не приходится.

Реклама на dsnews.ua

При этом аргументы российской стороны, подтверждающие ее решительность в отстаивании своих интересов до последнего, достаточно весомые. По крайней мере, первая ветка "Северного потока" уже функционирует, вторая может быть достроена в ближайшее время. И угроза постепенного снижения поставок через нашу ГТС выглядит если не реальной, то, по крайней мере, гораздо более убедительной, чем наше "желание" уменьшить закупку газа в России благодаря переходу на уголь, программам энергосбережения или не менее иллюзорным альтернативным источникам.

На распутье

Если бы руководство страны действительно хотело достичь положительного результата в переговорах о пересмотре газовых контрактов, то действовало бы так же, как и другие цивилизованные страны. А именно, вступало бы в предметные переговоры, аргументы в которых не сводились бы к "неправильным" политическим решениям предшественников.

Например, целый ряд европейских компаний смогли получить от "Газпрома" если не скидку, то хотя бы изменение формулы образования цены на газ именно благодаря внятным доводам. Одним из таких аргументов было существенное снижение цен на газ на рынке и значительная разница между ценой топлива трубопроводных и спотовых поставок.

Например, перед тем, как были достигнуты наиболее свежие договоренности между российским монополистом и Wingas (Германия), GDF Suez (Франция), Sinergie Italiane (Италия), SPP (Словакия), EconGas (Австрия), совокупно обеспечивающим до 25% поставок российского газа европейским потребителям, эта разница достигала $200. В результате переговоров "Газпром" был вынужден, кроме индикаторов, привязанных к нефти и нефтепродуктам, включить в цену газа рыночную составляющую, привязанную к спотовым ценам.

Только на поставках этим компаниям оценочные потери "Газпрома" составят около $2 млрд. Те компании, которым договориться о таких условиях не удалось, активно пользуются своим правом оспорить в Стокгольмском суде завышение российским монополистом стоимости топлива. Например, в ноябре минувшего года после серии неудачных переговоров на такие действия пошла польская PGNiG. Аналогичные иски в августе подали немецкие E.On Ruhrgas и RWE Transgas. При этом на первую компанию приходится до 50% всего сбыта газа в Евросоюзе.

Украинские потуги по решению собственных газовых проблем в цивилизованном порядке пока не увенчались успехом. Обещания подать иск в Стокгольме вылились в пустое сотрясание воздуха.

Еще более очевидных с точки зрения здравого смысла действий, например, по объединению усилий с Европой, также никто не осуществляет. По сути, ведутся только формальные переговоры, которые ни к чему не обязывают стороны. В контексте политического напряжения, связанного с тюремным заключением Юлии Тимошенко, вывести их на более высокий уровень без чрезвычайных усилий со стороны Киева вряд ли получится.

И это при том, что Брюссель, так же, как и Киев, заинтересован в стабильности взаимоотношений Украины и России. Более того, европейцы готовы были выделять как экономические, так и политические ресурсы на выполнение нашей страной условий Европейской энергетической хартии, не говоря уже об открытых предложениях помощи в модернизации нашей газотранспортной системы.

Сопроводив эти методы должной медиа-поддержкой, Украина могла бы не только снискать репутацию последовательно защищающего собственные интересы партнера, как для ЕС, так и для России, но и, ключевого транзитера, получила бы лишний повод объединить вокруг себя интересы европейцев.

Своя игра

Но возможность использовать все эти инструменты была предсказуемо утрачена. Причина банальна: бизнес "газовой" группы "регионалов" тесно связан с "Газпромом", которому принадлежит 50% основного бизнеса Дмитрия Фирташа — компании RosUkrEnergo. И от которого, по сути, зависят поставки газа на химические предприятия олигарха.

Поэтому вместо того, чтобы отстаивать национальные интересы государства, переговорная группа, которую возглавляет соратник г-на Дмитрия Фирташа министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, может преследовать еще и собственные коммерческие цели. Например, заведомо затягивать переговоры, чтобы спровоцировать невыполнение транзитных контрактов с европейскими потребителями. Что вполне вероятно в условиях бушующих в Украине лютых морозов, спровоцировавших бешенный рост объемов отбора топлива.

Естественно, будучи кровно заинтересованными в сохранении status quo, либо в получении максимальной собственной выгоды от изменений, в сложившейся ситуации переговорщики вряд ли будут делать в ходе торгов разумные и адекватные предложения, способные уравновесить желание Киева снизить цену на газ до $250 за тыс. куб. м. Поэтому вполне логично предположить, что такие контактеры рано или поздно все же пойдут на единственное приемлемое для "Газпрома" условие снижения цены на топливо: 100%-ю продажу россиянам газотранспортной системы. В пользу этой версии говорят и уже начавшаяся информационная подготовка населения к факту отчуждения ГТС, и заявления о некоем мифическом тендере на оценку системы, и вялые попытки хотя бы сформулировать основную претензию к "Газпрому", которая могла бы стать "зацепкой" для подачи иска в суд Стокгольма.

Более того, по данным "ДС", на сегодняшний день отдельными предпринимателями ведутся активные сепаратные переговоры с Белокаменной. Они касаются передачи россиянам "в пакете" с ГТС еще и неформальных прав на поглощение наиболее интересных промышленных предприятий в нашей стране, а также портов.

Поговаривают, Дмитрий Васильевич посчитал, что Партии регионов, исходя из темпов скатывания экономики в пропасть, недолго осталось руководить Украиной

Одна из ключевых версий причин такого поведения "газовой" группы, резко решившей вывести свою игру из орбиты "регионалов" и украинской власти в целом — существенное ухудшение взаимоотношений Дмитрия Фирташа с Президентом и "семьей". Поговаривают, Дмитрий Васильевич посчитал, что Партии регионов, исходя из темпов скатывания экономики в пропасть, недолго осталось руководить Украиной. И решил прикрыть тылы для будущего развития собственного бизнеса вне зависимости от того, кто придет к власти после ближайшего народного волеизъявления. Инструментом такой защиты и был избран Кремль.

Конечно, говорить о слишком теплых отношениях сторон сегодня не приходится. Недавно стало известно о том, что химзаводы г-на Дмитрия Фирташа не будут получать туркменский газ из-за высоких ставок российского транзита (конечная цена газа на украинской границе на конец 2011 года составляла $412 за тыс. куб. м, хотя в Туркменистане топливо законтрактовано по $150-200). Однако содействие передаче ГТС российской стороне вполне может смягчить ледяные сердца газпромовских топов.

Со своей стороны, в "регионах" уже давно мечтали избавиться от олигарха, не отрабатывающего своих позиций в структуре исполнительной власти. Во-первых, по слухам, совладелец RosUkrEnergо наотрез отказался финансировать избирательную кампанию партии власти в областях, где приближенные к нему люди занимают губернаторские посты (Черновицкая, Черкасская и Тернопольская). В условиях тотального дефицита не только партийного, но и государственного бюджета, такой демарш вряд ли остался бы безнаказанным.

Во-вторых, Виктор Янукович "вдруг" обнаружил, что ему неподконтролен один из ключевых финансовых потоков в стране — газовый. И, по всей видимости, принял вполне уместное в сложившихся обстоятельствах решение лишить Дмитрия Фирташа и Юрия Бойко статуса эксклюзивного связующего звена между собой и Кремлем.

Косвенным подтверждением этой гипотезы может быть лишение Валерия Хорошковского одного из ключевых силовых постов в стране — кресла главы Службы безопасности. В предреволюционных условиях именно этот пост, а не должность министра финансов, не имеющего возможности полностью контролировать деятельность подчиненных "семье" налоговой и таможенной служб, является одним из главных оплотов власти.

Потеряв его, г-н Фирташ скоро может лишиться и других "активов". Например, министерских постов Юрия Бойко (Минэнергоугля) и Константина Грищенко (МИД). Ведь не зря на одном из последних "газовых" совещаний Виктор Янукович предупредил членов правительства о личной ответственности за исход газовых переговоров.

Некоторые аналитики склонны считать признаком пошатнувшихся позиций "газовой" группы и появление в СМИ очередных публикаций о злоупотреблениях, допущенных при закупке "Черноморнафтогазом" буровых вышек для добычи углеводородов на шельфе Черного моря. Юрий Бойко и чиновники "Нафтогаза" неоднократно заявляли о том, что эта информация была вброшена в медиа с целью помешать Украине осваивать шельф.

Однако, гораздо более вероятным можно считать сценарий, согласно которому уже злопыхатели в окружении Виктора Януковича используют раскрученный информповод для выдвижения Юрию Анатольевичу фундаментальных претензий. По крайней мере, именно такой план действий созревал в головах чиновников до того момента, пока не выяснилось, что фирма-посредник, через которую шли финансовые потоки от продажи вышек, имеет отношение к компании, строящей главную вертолетную площадку страны на Парковой дороге в Киеве. Именно там с наступлением весны собирается "парковать" свой любимый вертолет Augusta президент Виктор Янукович.

Истерика коллапса

По всей видимости, главной проблемой украинско-российских отношений сейчас становятся даже не новые условия контракта на поставку газа, а поиск ответа на вопрос: успеют ли украинские переговорщики "сдать" "Газпрому" газотранспортную систему прежде, чем в Украине произойдут кадровые перестановки в олигархической элите и правительстве? В России, похоже, поняли замешательство украинского руководства, и решили сполна использовать выпавшую возможность для осуществления психологической атаки на закадычных партнеров.

К концу недели, когда ряд европейских стран, в частности Италия, Австрия, Словакия и Польша, сообщили о снижении поставок газа из России, в "Газпроме" заявили, что это произошло из-за увеличения объемов отбора газа на украинской территории. На конец недели среднесуточный отбор топлива из российского трубопровода достиг около 160 млн. куб. м, тогда как по состоянию на конец января (начало минувшей недели) эти объемы составляли около 115-120 млн. куб м в день.

"Нафтогаз" отреагировал на завуалированные обвинения почти мгновенно, заявив, что все свои обязательства выполняет исправно, а снижение объемов транзита в Европу – следствие уменьшения поставок из России. Таким образом, напрямую в краже газа и холодных домах европейцев украинскую сторону никто не обвинял. Однако будучи вырванными из контекста, упреки в замерзании немцев и итальянцев в сторону Киева вполне могут использоваться российской пропагандистской машиной для нагнетания обстановки вокруг переговоров о пересмотре газовых контрактов.

"Газпром" физически не способен выполнять обязательства по поставке газа в Европу в условиях повышенных объемов потребления в зимний период

Такой сценарий развития событий вполне можно было предугадать. Экспертам еще в 2010-2011 гг. было известно, что "Газпром" физически не способен выполнять обязательства по поставке газа в Европу в условиях повышенных объемов потребления в зимний период. Это связано с недостаточными объемами добычи газа в самой России. Что, в свою очередь, является следствием дефицита инвестиций в новые месторождения.

Этот дефицит можно смело назвать оборотной стороной расточительной инвестиционной политики, которая сводилась в последние годы к показательному строительству обходных газопроводов, являвшихся инструментом политического давления. И практически не затрагивала развитие перспективных месторождений, которые бы снабдили эти трубопроводы необходимыми объемами газа. В результате даже незначительное увеличение объемов потребления топлива из-за холодов стало для компании критичным.

В этой ситуации получение политической победы над Украиной (в виде контроля над газотранспортной системой) вполне могло бы стать психологической компенсацией за подмоченную репутацию "Газпрома" как перед европейскими потребителями, так и перед российскими избирателями.

Если нынешние переговорщики успеют провернуть эту операцию со своими визави из офиса российского монополиста, вполне вероятно, что в Украине этот договор будет подаваться как единственная возможность спасти страну от газовой "кабалы", краха производства и экономического коллапса. После этого об экономической независимости от России можно будет забыть навсегда. И уже в ближайшие годы Украину ожидает участь, в лучшем случае, бесправного сателлита-члена Таможенного союза, а в худшем – субъекта федерации с "особым" статусом сырьевого придатка.

Труба на сдачу

Пришедшие морозы заставили Украину радикально увеличить потребление российского газа. Только за первые трое суток февраля мы сожгли 1 млрд кубометров. Причем более половины этого объема пришлось на импортируемое голубое топливо. Не справляющиеся с поставками газа в Европу из-за возросшего внутреннего потребления и ограниченной добычи россияне, поспешили обвинить в недопоставках Украину. Что окончательно заморозило и без того вялотекущие и безрезультатные официальные переговоры по пересмотру российско-украинских газовых контрактов 2009 г.

Зато набирают обороты другие переговоры — о перспективах бизнеса приближенных к переговорной группе олигархов, интересы которых плотно завязаны на газ. Чтобы сохранить солидные дивиденды от взаимных благодарностей при газовых поставках в Украину, переговорщики без тени сомнения готовы пожертвовать национальными интересами, обменяв благополучие сомнительного бизнеса вписанных в "схему" представителей партии власти на украинскую газотранспортную систему и наиболее привлекательные промышленные и инфраструктурные объекты.

В последние недели обществу через масс-медиа настойчиво навязывается мысль о неотвратимости продажи ГТС. Прикормленные олигархами "аналитики" наперебой обсуждают уже даже не саму необходимость продажи "трубы", а лишь "справедливую цену" за нее. И не стесняются, обреченно разводя руками, уточнять, что единственным покупателем такого актива может быть исключительно "Газпром", а потому стоимость самого ценного нашего достояния будет явно занижена.

Как оказалось, нашей "трубе" уже активно складывают цену. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, наверное, что-то об этом знает, раз заявляет об отборе оценщика для ГТС еще до того, как был объявлен тендер. Впрочем, ценовой вопрос — далеко не главный: подковерные войны сейчас идут за место в новых "газовых" схемах и возможность выпросить у российских переговорщиков всемилостивейшего позволения в них участвовать. За кадром в этих переговорах, как всегда, остаются национальные интересы и энергетическая независимость нашей Родины.

    Реклама на dsnews.ua