• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Скандал на слуху

На украинском рынке авторских и смежных прав разразился нешуточный скандал. Перспективным направлением заинтересовалось руководство Государственной сл
Реклама на dsnews.ua

На украинском рынке авторских и смежных прав разразился нешуточный скандал.

Перспективным направлением заинтересовалось руководство Государственной службы интеллектуальной собственности, курирующее работу сборщиков "музыкальной дани".

В рамках этого процесса крупнейшему участнику рынка — Украинской лиге музыкальных прав — на днях была показана красная карточка, а ее место и доходы на рынке могут достаться дружественной кураторам отрасли структуре.

Невнятное звучание

Роялти для авторов и исполнителей музыки собирали в Украине еще во времена СССР. За счет этих отчислений, к примеру, известный музыкант Юрий Антонов получал миллионы рублей.

После развала Союза эта деятельность замерла, но с начала прошлого десятилетия стала активно восстанавливаться. Сбором платежей за использование музыки как для авторов, так и для продюсеров занялись представляющие их интересы организации коллективного управления (ОКУ).

Поначалу они жили за счет того, что собирали гонорары с рекординговых компаний, производящих кассеты и СD-диски. Но с популяризацией интернета диски стали покупать все реже, и ОКУ сконцентрировались на публичном использовании музыки.

Реклама на dsnews.ua

Объектами их интереса стали телеканалы, радиостанции, кафе, рестораны, ночные клубы, торговые центры и даже службы такси.

Проще всего организациям коллективного управления было договориться о выплатах роялти с радиостанциями, поскольку рекординговые компании тесно сотрудничают с ними.

А вот многие общественные заведения, такие как кафе и рестораны, до сих пор не понимают, почему они должны платить вознаграждение музыкантам, если включают у себя радиоприемник, телевизор или музыкальный центр с лицензионным диском.

Ведь там права уже оплачены. К тому же расценки за использование музыки для коммерсантов достаточно высоки. Например, кафе в зависимости от региона и размера площади должно заплатить за музыку от 200 до 2 тыс. грн. в месяц.

В ОКУ объясняют, что радио платит за публичное оповещение, а коммерсанты — за публичное исполнение. Тем более что роялти для многих музыкантов сегодня стало важным источником доходов: диски почти никто не покупает, поскольку бесплатно скачать в интернете любую композицию в нашей стране не проблема.

К примеру, по данным "ДС", отечественная группа Mad Heads XL получает за счет роялти ежемесячно около 5 тыс. грн. Более популярные исполнители зарабатывают значительно больше.

До последнего времени в Украине лишь две ОКУ были наделены специальным статусом уполномоченных организаций, имеющих право собирать вознаграждения за публичное оповещение и публичное исполнение.

Это Украинский музыкальный альянс (УМА), который собирает роялти с телеканалов, кабельных операторов и радиостанций, и Украинская лига музыкальных прав (Лига), которая занимается сбором денег с кафе, баров, ресторанов и торговых центров. Обе они существуют на проценты от собранных средств, оставляя себе 20–30% от суммы сборов.

По данным Государственной службы интеллектуальной собственности, в 2011 г. в Украине было собрано 51 млн грн. роялти, из которых доля смежных прав (они принадлежат не авторам, а исполнителям) составила около 30%.

Эти показатели выглядят очень скромными не только в сравнении с развитыми европейскими странами (например, в Великобритании ОКУ собирают для исполнителей более 200 млн евро ежегодно, а во Франции — 180 млн евро), но и расположенной по соседству Польшей, где этот показатель достигает 15 млн евро.

Это объясняется тем, что у нас роялти выплачивает незначительная часть пользователей, не более 10%. Соответственно, потенциал для развития рынка более чем велик, и неудивительно, что желающих подмять его под себя более чем достаточно.

Право на проигрыш

Неофициально представители музыкантов говорят, что наиболее активно в этом направлении сейчас пытается продвинуться первый заместитель главы Службы интеллектуальной собственности Алексей Янов, близкий к Михаилу Табачнику, брату министра образования и науки Дмитрия Табачника.

В конце 2010 г. с его подачи было решено зарегистрировать нового участника рынка — Украинскую лигу авторских и смежных прав (УЛАСП). Но поскольку договоров с правообладателями у нее не было, чиновники решили привлечь к ее созданию работающие ОКУ, пообещав им "посильную" помощь в увеличении количества сборов и пригрозив проблемами, если они откажутся.

Так в основателях УЛАСП появились уже упомянутые старожилы рынка — Лига и УМА. Эти организации, имеющие договоры с правообладателями, предоставили УЛАСПу право собирать роялти в их интересах.

Со всех собранных сумм 30% Украинская лига авторских и смежных прав стала удерживать в качестве компенсации за свою работу. Оставшиеся деньги она передавала своим создателям.

В прошлом году УЛАСП перестала перечислять деньги Лиге, что вылилось в конфликт между ними. Несговорчивость последней сыграла с ней дурную шутку.

Государственная служба интеллектуальной собственности просто лишила Лигу статуса уполномоченной организации коллективного управления, что автоматически избавило УЛАСП от необходимости перечислять ей какие-либо деньги.

Свое решение чиновники объяснили результатами проверки этой организации Генеральной прокуратурой, которая показала, что Лига якобы неправильно распределяла собранные вознаграждения.

Деньги делились по отчетам радиостанций, хотя закон предусматривает распределение вознаграждения по отчетам пользователей. Ведь не все кафе и рестораны крутят для посетителей радио: кто-то проигрывает диски, кто-то включает телевизор.

В свою защиту представители музыкальной индустрии говорят, что подобная практика действует в странах Европы и ни у кого нареканий не вызывает, однако чиновники остаются непреклонными.

После вывода из строя Лиги, которая по итогам 2011 г. собрала около 7 млн грн., сбор роялти для музыкантов был временно приостановлен до определения новой организации коллективного управления, уполномоченной на это. По данным "ДС", чиновники Службы интеллектуальной собственности рассчитывают предоставить такой статус уже упомянутой УЛАСП.

Однако на практике сделать это будет непросто. Сейчас данная организация не соответствует критериям, необходимым для получения такой лицензии: она слишком мало времени работает на рынке (нужен опыт работы не менее пяти лет), к тому же у нее нет нужного количества договоров с правообладателями (требуется наличие договоров, обеспечивающих наибольшее присутствие фонограмм в украинском радиоэфире).

Впрочем, учитывая, какие денежные перспективы могут открыться перед УЛАСП, не исключено, что ее покровители попытаются изменить эти критерии для предоставления ей вожделенного права контролировать сбор и распределение роялти.

Для этого Министерству образования и науки достаточно будет лишь подкорректировать порядок определения уполномоченных организаций.

Авторское право — право, регулирующее личные правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусств.

Смежное право — право исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания.

Роялти — вознаграждение, которое выплачивается правообладателям (авторские и смежные права) за любое использование музыкального, литературного или другого произведения в коммерческих или других целях.

Публичное исполнение — исполнение произведений, фонограмм, постановок, передач путем декламации, игры, песни, танца и пр. в общественных местах.

Публичное оповещение — передача произведений, фонограмм, постановок, передач с согласия правообладателей в эфир на телевидении, радио и других носителях.

    Реклама на dsnews.ua