• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Сможет ли Деканоидзе "расколоть" Meinl Bank AG

Без содействия европейских регуляторов либо чистосердечного признания австрийского финучреждения украинские служители Фемиды не смогут наказать банкиров за вывод из страны $800 млн
Реклама на dsnews.ua

Скандал вокруг возможной причастности одного из крупнейших банков Австрии — Meinl Bank AG — к выводу средств из проблемных украинских финучреждений разгорается с новой силой.

Как стало известно "ДС", главное следственное управление Национальной полиции Украины начало досудебное расследование в уголовном производстве по признакам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 191 (присвоение, растрата имущества или овладение им путем злоупотребления служебным положением) и ч. 3 ст. 209 Уголовного кодекса Украины  (легализация доходов, полученных преступным путем). По данным следствия, ряд украинских банков в 2011—2015 гг., в том числе после введения в них временной администрации, выводили многомиллионные суммы из Украины, размещая их на корреспондентских счетах в Meinl Bank AG (Австрия). Так делали, в частности, Дельта Банк,  разместивший в австрийском финучреждении около $ 87,3 млн, CityCommerceBank (59 млн евро), "Киевская Русь" ($50 млн), Южкомбанк (448,5 млн грн. и $38 млн), Терра Банк ($40,4 млн), "Таврика" ($26 млн), Автокразбанк (106 млн грн.), Финростбанк (71,778 млн грн.).

Кроме них следователи также упоминают  другие признанные неплатежеспособными банки - "Хрещатик", "Аксиома", Актив-Банк и Профин банк, а также ныне здравствующие "Кредит Днепр" Виктора Пинчука и Вернум Банк Наталии Игнатченко. Всего, по информации Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), сумма средств, которая не вернулась с корреспондентских счетов, составила $746,5 млн и 59 млн евро.

Схема для вывода денег была на редкость проста. Украинские банки заключали с Meinl Bank AG договоры ответственного хранения и обеспечения, в соответствии с которыми ему в залог передавались средства, находившиеся на корсчетах, начисленные проценты и любые будущие поступления на эти счета. Под это обеспечение иностранный банк выдавал кредиты третьим лицам. При этом заемщиками выступали компании — нерезиденты Украины, связанные с владельцами украинских банковских учреждений. Среди них фигурируют преимущественно кипрские компании (Tandice Limited, Tosalan Trading Limited, Winten Trading Ltd , Agalusko Investment Limited  и Nasterno Commercial Limited), а также резиденты Британских Виргинских островов (Silisten Trading Limited) и Белиза (Melfa Group Ltd). В дальнейшем, когда заемщики не выполняли свои обязательства по кредитам, Meinl Bank AG в одностороннем порядке списывал хранившиеся на счетах средства в свою пользу. Таким образом, из страны выкачивались деньги на офшорные структуры, аффилированные с владельцами банковских учреждений.

Как отмечают в главном следственном управлении Национальной полиции,  "конечной целью указанных финансовых операций было получение неправомерной выгоды для владельцев офшорных компаний". Фактически долги заемщиков погасили украинские банковские учреждения за счет средств их клиентов. Это стало одним из основных факторов, которые привели к признанию многих банков неплатежеспособными.

Следователи уже получили санкцию Печерского суда на доступ к финансовой документации ряда украинских банков, касающуюся их отношений с Meinl Bank AG. В этот список вошли, в частности, Дельта Банк, Профин банк, CityCommerceBank, "Хрещатик", Терра Банк, Вернум Банк, "Финансы и кредит" и банк "Кредит Днепр". Предоставить эти документы полиции должны НБУ и ФГВФЛ. Нельзя исключать, что в перспективе следствие захочет получить и доступ к документам, которые находятся в распоряжении Meinl Bank AG. Впрочем, пока к этому финучреждению, которое входит в бизнес-империю наследника инвестиционного холдинга Julius Meinl, британца австрийского происхождения Юлиуса Майнла, полиция не предъявляет никаких претензий.

Наказать банкиров за вывод средств будет не так просто. Ведь формально все операции, которые проводили финучреждения, являются законными. "Те, кто разрабатывал схему, явно имели значительный опыт в сфере банковского права. Поэтому формально все действия были проведены в рамках действовавшего на тот момент законодательства", — констатирует советник ЮФ "U&G Partners" Руслан Ткаченко.

Реклама на dsnews.ua

Так, финучреждения имеют полное право размещать деньги на корреспондентских счетах иностранных банков, тем более европейских. "Но, с другой стороны, Meinl Bank часто использовался для вывода капитала из Украины и других стран. Это очень высокоинтеллектуальная схема, в которой каждая отдельная операция полностью легальна. Но в целом все транзакции направлены на то, чтобы беспрепятственно выводить капитал из страны. При этом нет необходимости что-либо импортировать, покупать, растаможивать и т. д.  Странно, что европейские регуляторы закрывают глаза на деятельность этого банка и ему подобных. Ведь такие финучреждения есть не только в Австрии, но и, например, в Лихтенштейне", — рассказал "ДС" адвокат, директор департамента АФ "Грамацкий и Партнеры" Игорь Реутов.

Исход нынешнего громкого дела может быть неоднозначным. Некоторые юристы считают, что если оно будет передано в суд и соответствующие документы банков подтвердят размещение средств в Meinl Bank AG и их дальнейший вывод с целью погашения задолженности по кредитам аффилированных с банками лиц, то собственники и топ-менеджмент банков (председатель и члены правления, главный бухгалтер, руководитель внутреннего аудита) не смогут избежать ответственности. "Если суд признает их виновными, им грозит наказание в виде лишения свободы до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества", — отмечает адвокат, ассоциированный партнер "Скляренко, Сидоренко и Партнеры" Юлия Стусенко.

Правоведы не исключают, что по этому делу могут быть привлечены к ответственности и должностные лица НБУ, под носом у которых проворачивались такие схемы.

"Полагаю, что должностные лица Нацбанка были осведомлены о соответствующих действиях и фактически являлись соучастниками в преступной деятельности, осуществляемой акционерами и менеджментом банков. Если вина должностных лиц НБУ найдет свое подтверждение в рамках досудебного расследования, они могут быть привлечены к уголовной ответственности наравне с акционерами и менеджментом банков", — говорит Виктор Мороз, адвокат, управляющий партнёр АО Suprema Lex. По словам Юлии Стусенко, при осуществлении надзора за банками, в том числе при проведении инспекционных проверок, должностные лица НБУ имели возможность выявить причинно-следственную связь рисковых операций по выведению средств клиентов и должны были это сделать исходя из задач Нацбанка. Однако доказать, что в ведомстве проворонили такие операции умышленно или из-за халатности, будет непросто.

Но главная загвоздка в том, что без содействия самого Meinl Bank AG доказать преступный сговор будет абсолютно невозможно. Если банк не поделится с украинскими правоохранителями документами (а без нажима европейских регуляторов он этого точно не сделает), те не смогут подтвердить  даже сам факт выдачи кредитов. Кроме того, поскольку Украина не участвует в системе автоматического обмена налоговой информацией, доказать, что заморские заемщики аффилированны с владельцами украинских банков, также будет очень непросто. "До тех пор пока австрийские власти будут "не замечать" специфическую деятельность банка,  доказать чью-либо вину в Украине будет достаточно сложно", — убежден Игорь Реутов.          

Пока непонятна до конца и судьба работающих банков, которых подозревают в выведении средств с помощью Meinl Bank AG. "Но в случае подтверждения их участия в таких схемах сами банки могут быть признаны НБУ проблемными и, вероятно, в дальнейшем выведены с рынка, а акционеры и руководство могут быть привлечены к уголовной ответственности", — считает Виктор Мороз. Теперь следователи будут проверять факты, послужившие основанием для возбуждения уголовного производства, и участие банков в сомнительных операциях.  Хотя в том же банке "Кредит Днепр"  утверждают, что все происходящее - не более, чем недоразумение. "На данный момент у Банка Кредит Днепр нет корреспондентского счета в Meinl Bank AG. Такой счет действительно существовал до 2014 года и был закрыт в связи отсутствием оборотов и остатков. До 2014 года счет разово использовался для зачисления комиссий от документарных операций. Мы уверены в правомерной деятельности банка и готовы сотрудничать со следствием в случае такой необходимости. Пока никаких официальных запросов мы не получали", - рассказали "ДС" в пресс-службе банка.

    Реклама на dsnews.ua