• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Свободное плавание

Украинские территории, на которых базируется Черноморский флот России, интенсивно отчуждаются. Родственники и друзья российских военных обустраивают т
Реклама на dsnews.ua

Украинские территории, на которых базируется Черноморский флот России, интенсивно отчуждаются. Родственники и друзья российских военных обустраивают там коммерческие объекты. К оговоренной дате вывода ЧФ РФ из Украины большинство инвестиционно привлекательных земель, которыми нынче пользуются россияне, рискует оказаться в частных руках.

В двухстах метрах от площади Нахимова в городе-герое Севастополе находится здание бывшего 44-го спортивного клуба ЧФ Советского Союза. Белоснежное строение начала прошлого века де-юре принадлежит Украине, однако по факту им распоряжается Черноморский флот России. С легкой руки командования здесь расположился ресторан с морским названием "На рейде".

"Это военная территория, — рассказывает одна из официанток, любезно принесшая нам чай. — А самому заведению уже лет двенадцать". На вопрос, можно ли пообщаться с владельцем ресторана, девушка отвечает, что шеф, дескать, человек занятой, по­этому в ресторане бывает редко, но тут же вполголоса добавляет: "Это бывший военный. У него еще и гостиница в Балаклаве есть".

Дав понять, что имя ее — не для печати, официантка тотчас же отправляется к соседнему столику принять заказ. Позже "ВД" выяснит, что собственником ресторана действительно является военный — отставной офицер штаба российского флота Александр Зайцев. Местные жители до сих пор недоумевают, как на территории военного городка, земля под которым принадлежит Украине, мог появиться коммерческий объект, чье предназначение уж больно далеко от потребностей базирования флота?!

Несчитанные гектары

По оценкам, которые собрала "ВД" из нескольких источников, нынче на территории военных городков ЧФ РФ сданы в субаренду от 150 до 200 объектов. Так, к примеру, фирме "Акар" для обустройства торгового представительства российский флот передал часть дома на территории одного из военных городков. Другой компании — ООО "Новые технологии" — военный городок отдан для организации яхт-клуба.

Сразу несколько собеседников "ВД" из числа владельцев подобных организаций поведали еще более любопытную информацию. Якобы в отдель­ных районах полуострова, занятых российскими войсками, строятся самые настоящие VIP-поселки закрытого типа, охраняемые российскими морпехами.

Реклама на dsnews.ua

Сегодня никто точно не знает, сколько украинских земель находится в пользовании ЧФ. По мнению экспертов, любые данные, которые озвучиваются официальным Киевом или Москвой, — далеки от реальности. При разделении флота множество объектов и территорий, которые сейчас занимает Россия, в список, утвержденный базовыми соглашениями 1997 года о пребывании в Украине ЧФ РФ, не попали. А договоров аренды земли между украинским Минобороны и ЧФ РФ на самом деле не существует.

Это, впрочем, совершенно не мешает российскому командованию сдавать неинвентаризованные объекты частным структурам в субаренду. Еще в 2005 г. тогдашний министр обороны России Сергей Иванов пообещал своему украинскому коллеге Анатолию Гриценко, что "к 1 марта 2006 года субаренды не будет, вопрос будет закрыт". Но выполнить это обещание, очевидно, помешали некие серьезные обстоятельства.

В последнее время российский флот, похоже, несколько усложнил схему заработка на сдаче украинских территорий предпринимателям. Там приловчились избегать подписания прямых договоров субаренды, введя посредника. Корреспонденту "ВД" удалось пообщаться с Надеждой Мелентеевой, супругой экс-заместителя командующего ЧФ РФ, которая как частный предприниматель в Севастополе владеет четырьмя прогулочными катерами.

"Это раньше мы подписывали договор напрямую с Инженерной службой ЧФ, — рассказывает она. — Сейчас же нам приходится заключать договор с компанией-посредником. Правда, это уже называется не договором аренды, а договором на оказание услуг. В свою очередь посредник имеет договор непосредственно с самим флотом".

Из арендаторов в собственники

Было бы наивно полагать, что на взятой в субаренду территории частники ничего не построят, а после не захотят все это еще и приватизировать. Вместе с землей, конечно же. Реалистичность такого сценария наглядно демонстрирует история семьи Бортниковых, построивших на берегу моря в Севастополе ресторан "Прибой". Как рассказали "ВД" сами предприниматели, изначально землю, где теперь находится ресторан, они брали в субаренду у ЧФ РФ, но позже решили ее приватизировать.

По­скольку с командованием российского флота у Бортниковых были отличные отношения, сделать это оказалось проще простого: все необходимые документы были согласованы и подписаны в кратчайшие сроки. Правда, совсем скоро россияне решили, что сглупили и начали требовать землю обратно. Судебные разбирательства растянулись на шесть с половиной лет и закончились победой предпринимателей. Право частной собственности на землю суд признал за Бортниковыми.

"Главный риск субаренды в том, что территории могут быть приватизированы, земля уйдет в частные руки, — констатирует Сергей Близнюков, действующий помощник Министра обороны Украины. — Земли, где расположены воинские части, подпадают под понятие "земли обороны". Их раздача — ущерб национальной безопасности. Объект, который сейчас, допустим, находится в субаренде, потом окажется предметом долгих и нудных судебных разбирательств, в итоге которых мы ни к чему не придем. Пример — навигационное географическое оборудование — маяки. Мы выиграли суды, но от этого ничего не изменилось. Каждая из сторон трактует решения так, как считает нужным, и стоит на своем".

Порой украинское имущество переходит в частную собственность совершенно парадоксальным способом. ЧФ РФ попросту забывает о настоящем владельце, расплачиваясь (!) этим имуществом как собственным. Ситуации доходят до абсурда, как в случае с грязелечебницей украинского Минобороны. Это учреждение, находившееся под контролем ЧФ РФ, перешло в частные руки, а когда начали разбираться, оказалось, что россияне отдали этот объект… в счет долга коммерческой структуре.

"Само здание грязелечебницы находится на территории военного госпиталя Крымского региона, — говорит Сергей Няньчур, прокурор Крымского региона Украины по надзору за соблюдением законности в военной сфере. — Когда в госпиталь пришли люди из частной фирмы и сказали, что это их собственность, персонал был шокирован. Мы начали проводить проверку. Запросили данные из БТИ, других инстанций и выявили некое мировое соглашение между ЧФ и этой фирмой, которая уже успела оформить право собственности на это здание. Чтобы вернуть грязелечебницу Украине, нам пришлось побороться за нее в суде. Сейчас она возвращена украинскому Минобороны".

"ВД" обратилась с предложением озвучить свою позицию к Министерству обороны РФ (все запросы к командованию флота, согласно официальной процедуре, отправляются через данное министерство). Мы поинтересовались количеством объектов, переданных флотом в субаренду, размером арендной платы за них, документами, на основании которых заключаются договоры аренды с третьими лицами, а так же данными о приватизированном имуществе. На момент сдачи номе­ра в печать ответа российской стороны мы так и не получили.

Круговая инвентаризация

Порядок в вопросе использования российским флотом территории Севастополя могла бы навести инвентаризация земель, которыми пользуются россияне, однако те всячески блокируют этот процесс. "Я много анализировал и могу сказать, что земельные участки, которые занимает Черноморский флот, — самые лакомые, — делится с "ВД" Александр Попович, бывший замначальника райотдела милиции в Балаклаве. — Их ревизию никто не проводит. Хотя на сессии Севастопольского горсовета этот вопрос когда-то поднимали, все сослались на существующее межгосударственное соглашение. Но сказать, какую территорию они занимают — гектар, сто или триста, — никто не может".

Попытки инвентаризировать земли под российскими войсками в Крыму Украина предпринимает с 2003 года. Однако закончить этот процесс до сих пор не удается. Дело в том, что Россия, которая на первых порах традиционно выступает за проведение инвентаризации, в какой-то момент все спускает на тормозах и ждет, когда в Украине в очередной раз сменится власть. Когда же новое руководство Украины заявляет о возобновлении инвентаризационного процесса, принимать результаты прошлой инвентаризации россияне категорически отказываются.

И не удивительно: подсчитанные земли с четко определенными границами — прямой путь к подписанию договоров аренды, а этого Черноморскому флоту РФ делать никак не хочется. "Если отбросить политику, то инвентаризация — исключительно хозяй­ственный вопрос, который сразу же покажет, какой должна быть реальная стоимость аренды, — сетует Энвер Абдураимов, секретарь постоянной комиссии по земле в Верховной Раде Крыма. — Но для того, чтобы ее провести, нужна воля самой власти".

Чиновники в помощь

Очевидно, без помощи местных властей командование ЧФ не смогло бы зарабатывать на крымских землях. Без инвентаризации земель именно местные власти самостоятельно определяют границы базирования россиян, а Черноморский флот РФ этим умело пользуется. "К примеру, бухта Казачья, — иллюстрирует Василий Пархоменко, глава депутатской фракции "Коммунисты Севастополя". — Я как депутат горсовета до сих пор не имею полной ясности, как эти земли были определены под застройку?! Решение через горсовет не проходило, но городская прокуратура хотя бы пальцем пошевелила! А ведь это, как правило, сговор местной исполнительной власти и определенных структур ЧФ, который можно быстро разрушить, если бы контролирующие органы применили те санкции, на которые имеют право".

Впрочем, даже те военные городки, которые стараниями прокуроров по решению суда возвращены Украине, годами остаются под контролем ЧФ. Как, например, госпредприятие "Специализированная военно-техническая база "Полум'я". Жесткая борьба за этот объект не прекращается с 2007 года, когда российские военные взяли его под свою охрану. Несмотря на то что есть окончательное решение суда о возврате имущества этого предприятия Украине, россияне и не думают оттуда уходить. Еще бы! Этот объект находится в одном из самых престижных районов Севастополя, недалеко от местной прокуратуры.

Судебные исполнители вряд ли в ближайшее время смогут возвратить территорию военного городка № 43 Украине, поскольку туда "не своих" россияне не пускают. В этом корреспондент "ВД" убедился лично, когда попытался разузнать, на каком этапе находится выполнение судебного решения. Офицер, открывший двери КПП, с порога тут же заявил, что охраняемая им территория — частная собственность! Но потом, правда, увидев диктофон и объектив фотоаппарата, поспешил исправиться, пояснив, что эта территория ЧФ РФ и ни о каком решении суда он не слышал.

Как показывает практика, на территории военных городков, подконтрольных россиянам, украинские законы не действуют. Именно поэтому к 2042 году, когда ЧФ РФ теоретически все же должен покинуть пределы Украины, полигоны и военные городки могут оказаться занятыми жилыми домами, развлекательными заведениями и прочей далекой от военных задач недвижимостью.

Нашим военным попросту некуда будет возвращаться. Решить проблему с застройками и коммерциализацией украинских территорий, которыми пользуется ЧФ РФ, можно. Для этого необходимо подписать договоры аренды с российской стороной с жестким запретом субаренды. А значит, нужно довести вопрос инвентаризации земель и объектов недвижимости до конца. Разорвать замкнутый круг можно лишь волевым политическим решением.  

    Реклама на dsnews.ua