• USD 39.5
  • EUR 42.2
  • GBP 49.1
Спецпроекты

Транспортная инфраструктура города будущего — это 90% населения на велосипедах

Бьярке Ингельс, архитектор глава и основатель датской компании BIG, о том, как будут выглядеть города будущего и каково в них жить уже сейчас
Реклама на dsnews.ua

В ближайшем будущем в тайваньском регионе Хуалянь, на берегу Тихого океана, планируется построить оригинальный жилой комплекс из зданий в форме гор, объединенных между собой небольшими тропинками. Помимо домов, в Hualien Residences будут торговые и бизнес-центры, рестораны и пр. - в общем, все, что нужно для полноценной жизни. Строительством займется одна из самых известных датских компаний Bjarke Ingels Group (BIG), в составе которой архитекторы, инженеры, дизайнеры, ученые из разных стран мира. Среди работ команды - объекты в Европе, США, на Ближнем Востоке, Азии. О Hualien Residences и архитектуре будущего рассказал "Власти денег" глава и основатель BIG Бьярке Ингельс, ставший, по версии журнала  The Wall Street Journal, самым молодым из наиболее перспективных архитекторов-новаторов мира.
 
  Бьярке, какие главные проблемы приходится решать архитекторам при проектировании городов будущего?

- Главной проблемой является перенаселенность, остальные - следствие первой проблемы. Весь мир переходит на компактное строительство: сооружаются многофункциональные небоскребы, жилье переносится на воду и даже под воду, новые города "переезжают" на пустынные территории. Перенаселенность породила другую проблему - транспортную, которую изначально пытались решить, пересадив горожан на малолитражки. Сейчас это очень популярная концепция, особенно здесь, в Западной Европе. Но не панацея: за счет увеличения численности жителей городов автомобилей будет становиться все больше. Часть магистралей, конечно, можно перенести в туннели, но это обходится очень дорого. Самое время переходить, как это сделали в Пекине, на велосипеды. У нас, в Копенгагене, уже близки к этому.

Так что в моем представлении транспортная инфраструктура города будущего - это 90% населения на велосипедах, остальное - экологически чистые мини-электромобили. Над городами будут проводить железные дороги  с электропоездами, для быстрой доставки жителей из одного района в другой. Под землей проложат туннели,  по которым станут курсировать высокоскоростные электропоезда и беспилотные авто. Также Отходы - бич современных мегаполисов. Имеющиеся мусороперерабатывающие заводы с ними уже просто не справляются. А поскольку новые строить негде, все больше таких предприятий выносится за городскую зону, для их перевозки проводится транспортная сеть.
 
  Разделяются ли кварталы по социальному статусу?

- Пока да. Как правило, в новых районах всегда есть элитные и обычные зоны, но если раньше такие границы были очевидны, то со временем они стираются. В городах, которые строятся с нуля, вообще разделение по социальному статусу отсутствует. Речь идет уже не о высоком и низком уровнях жизни, а о том, что кто-то живет хорошо, а кто-то очень хорошо.
 
  Учитываете ли вы при проектировании городов другую мировую тенденцию - старение населения?

- Скоро мы столкнемся с тем, что социальных объектов для пожилых людей не будет хватать, а новые возводить уже негде. Поэтому сейчас за чертой городов начинают строить для них специальные городки, где под потребности этой категории населения подгоняется инфраструктура. По стандартам они должны находиться недалеко от города, иметь обширную зеленую зону, высокий процент использования энергосберегающих технологий, хорошее транспортное сообщение и пр.

Реклама на dsnews.ua

Поэтому все не так просто, и подходящих территорий становится все меньше. Да и выделение престарелых в обособленную группу, их удаление от общественной жизни города может иметь отрицательные психологические последствия, что сейчас активно обсуждается. В стандартном городском строительстве проблема старения населения пока мало учитывается. Просто с возрастом люди либо переезжают в более чистый природный регион, либо покупают более удобную для себя городскую квартиру. На мой взгляд, проблеме дальнейшего старения населения архитекторы уделяют пока недостаточно внимания.
 
  Есть ли какие-то технологии, которые могут облегчить жизнь пожилых людей в рамках города?

- Конечно, ведутся разработки, которые могут сделать городскую среду более удобной для всех, в том числе для стариков. К примеру, есть идея связать несколько разрозненных зданий с помощью интерактивных технологий. В этом случае поверхность домов становится живой, чувствующей. Она "понимает", что ты рядом, реагирует и дает фидбек в зависимости от полученных данных. Например, стена "замечает" прохожего и распознает его скорость. Обработка данных - анализ его скорости.

Если скорость движения человека стандартная, система не реагирует. Но если он замешкался, то это воспринимается как просьба о помощи - либо горожанин заблудился, либо плохо себя чувствует, и на дисплей в центре управления поступает соответствующий сигнал. С помощью интерактивных систем решаются реальные проблемы, связанные, например, со здравоохранением. Уже сейчас используются разработки, позволяющие превратить пол во всей больнице в большой тачскрин, который сообщит медсестре, что пациент упал и нуждается в помощи. Многих это пугает, но перемены неизбежны, а развитие технологий дает почву для подобных фантазий, которые можно воплотить в строительстве и архитектуре. 

  То есть город будущего будет высокотехнологичным?

- Я считаю, что все хорошо в меру. Например, я никогда не стал бы жить в так называемом "умном" доме, напичканном всевозможными гаджетами. Так люди теряют осознанность, понимание мира и самого себя, становясь рабом техники. Я никогда не хотел жить в Токио. Да, это суперсовременный, высокотехнологичный город, но как же там скучно! Всевозможные устройства в зданиях контролируют каждый шаг, а как же личная свобода? Так и самому можно превратиться в робота. Я убежден, что архитектор должен создавать такие решения, которые функциональны, но при этом не заметны людям. Архитектура никогда не должна подавлять.
 
  В чем, на ваш взгляд, главная проблема современной архитектуры? 

- В ней присутствуют две радикальные концепции: либо наивно утопическая с безумными, экстравагантными идеями, которые очень далеки от реальности, либо чересчур прагматичная, сторонники которой хотят строить скучные стандартные здания. Я и моя команда пытаемся найти золотую середину, создать оригинальное решение для совершенно реальных нужд. Меня часто называют создателем прагматичной утопии.

Возможно, так оно и есть. Хороший пример - наш недавний проект Amagerforbraending в Копенгагене. Это будет завод, перерабатывающий бытовые отходы в тепло для города. Сооружение станет самым высоким в Копенгагене. У нас холодно, иногда снег лежит чуть ли не полгода, но в городе нет холмов и ближайшая лыжная трасса в шести часах пути, на юге Швеции. Грандиозные размеры завода позволили превратить его крышу в спуск, который заканчивается в общественном парке. Так что в 2017 году можно будет в центре города, в котором нет не то что гор, но даже небольших возвышенностей, кататься на горных лыжах.  Вот яркий пример прагматичной утопии.
 
  Может быть, в будущем сторонники двух непримиримых позиций сумеют договориться и создадут универсальный проект? 

- Такого не существует. Не то что у каждой страны - у каждого города, городского района, улицы есть свои особые потребности. Плюс национальные традиции, климат и пр. Я считаю большой ошибкой, когда архитектор создает отвлеченный, универсальный проект, а потом пытается его приспособить к конкретным условиям. Кстати, именно так делали поклонники модернизма советских времен: архитекторы брали проекты других стран, которые вырастали из органичной для них среды, и, даже не пытаясь их как-то адаптировать, внедряли у себя на родине. Так появилось много довольно странных, неудобных зданий, которые явно выбиваются из общей стилистики и ничего, кроме недоумения, не вызывают. Возможно, вместо того чтобы вгонять мир в свое предвзятое видение, стоит попытаться  понять, каким этот мир хочет быть.
 
 Какие концепции городов будущего вы считаете наиболее перспективными?

- Я убежден, что будущее за объединением природы и практичности - той самой прагматичной утопией. Из того, что совсем недавно появилось в мире, это, к примеру, идея американского архитектора Цивей Сонг, которая предложила концепцию небоскреба, объединяющего жителей отрезанных друг от друга городских районов. Можно подняться на небоскреб по одной из его башен, а выйти из него уже в другом районе. Внутри здания будут как жилые площади, так и общественные заведения, зеленые зоны, которые нейтрализуют часть вредных выбросов с магистрали.

Архитектор из пекинского бюро Чжан Ке представил оригинальную концепцию, совмещающую особенности небоскреба и деревни: у каждого жителя высотки будет своя большая территория, в пределах которой он может вести собственное хозяйство, разбить небольшой сад, огород, даже построить частный дом. Так можно решить сразу две проблемы - дефицит земли и обеспечение  страны продовольствием.

    Реклама на dsnews.ua