Удовлетворят всех. Какую валютную свободу подарят бизнесу и украинцам

В ближайшее время НБУ планирует ослабить административное регулирование валютных операций крупных компаний и обычных граждан
Фото: SHUTTERSTOCK

Нацбанк начал работу по созданию новой нормативной базы, которая должна сформировать качественно иные правила игры на валютном рынке. Простыми словами, нас ждет валютная либерализация. Или лайт-версия оной. Знаменитое правило "невозможной троицы" гласит о том, что центробанк любой страны не может одновременно регулировать три ключевые системы, которые определяют платежный баланс: инфляцию, курс национальной валюты и движение капитала. Как показывает практика, можно достигать поставленных целей лишь по двум из них. Долгое время НБУ выбирал относительно свободное движение капитала и фиксированный курс гривни. Инфляция при этом колебалась от отрицательных величин (дефляция) до двухзначных (гиперинфляция). За последние четыре года ситуация кардинально поменялась.

Отныне регулятор пытается контролировать ценовую динамику и обеспечивать поступательную валютную либерализацию.

Два направления свободы

В результате на данный момент мы имеем поступательное снижение индекса потребительских цен: с 43% в 2015 г. до примерно 10% в этом. Некоторые шаги предпринимаются и в части ослабления административного регулирования валютных операций населения и бизнеса. Даже человек без специальных экономических знаний может заметить, что на данный момент выбранная НБУ пара факторов из "невозможной троицы" весьма условна: инфляция находится на двузначном уровне и никак не прибьется к заветному ориентиру в 5%, а валютная либерализация носит точечный и несистемный характер. Из последнего — введение так называемых е-лицензий (электронных лицензий), которые заменили для физических лиц обременительные документарные индивидуальные лицензии НБУ.

Согласно данной новации каждый украинец может осуществить инвестиции за рубеж в сумме до $50 тыс. Для этого ему необходимо подать в обслуживающий банк заявку, предоставить документы о предмете инвестиций (проспект эмиссии ценных бумаг, сертификат инкорпорации, договор купли-продажи), а также с помощью своих налоговых деклараций за последние три года подтвердить наличие источников средств в эквиваленте суммы инвестирования.

На данный момент этим правом воспользовались сотни украинцев, и сумма их зарубежных транзакций составила несколько десятков миллионов долларов. Удобство этой модели объясняется тем, что применяется так называемый заявочный принцип: банк отправляет данные клиента в НБУ и, если оттуда не приходит запрета на инвестирование, деньги можно перечислять в пользу зарубежного контрагента.

Но это все точечные, несистемные шаги, которые вкупе с высокой инфляцией говорят о том, что регулятор пока не может эффективно управлять выбранной им монетарной моделью. Но в следующем году НБУ планирует достичь более весомых результатов по всем выбранным им направлениям.

Так, в 2019-м НБУ планирует выйти на более-менее пристойный уровень инфляции, которая должна составить до 8%. Кроме того, с февраля следующего года вступает в действие новый закон Украины "О валюте", который многие эксперты уже успели назвать чуть ли не революцией в системе администрирования валютных операций. То есть в добавок к низкой инфляции мы должны получить еще и почти свободное движение капитала. Курс гривни при этом будет плавающий. По мнению регулятора, именно такое соотношение (низкая инфляция/свободное движение капитала) и должно создать предпосылки для устойчивого экономического роста и притока иностранных инвестиций.

Многократная дерегуляция

Новый закон "О валюте" представляет собой лишь законодательный костяк. По сути, это рамочный правовой акт, который определяет то, что запрещено (все остальное разрешено по умолчанию), в то время как старый декрет о валютном регулировании устанавливал все то, что можно.

Таким образом, перед нами пустые законодательные соты, и теперь "пчела" в виде НБУ должна заполнить их своим "медом" в виде нормативно-правовых актов (положений, инструкций), в которых и будет подробно расписан новый механизм, обеспечивающий либерализацию валютных операций.

Первые робкие инициативы в этом направлении уже начали проявляться.

В первую очередь будут отменены 56 нормативно-правовых актов, которые регулировали валютные операции согласно нормам старого декрета о валютном регулировании. Вместо них буду приняты только семь.

Новая нормативная база определит:

1) структуру валютного рынка и правила торговли иностранной валютой и банковским металлами — по сути, новая модель межбанка;

2) порядок расчетов и перечисления иностранной валюты за рубеж — новые условия для функционирования, например, платежных систем;

3) трансграничное перемещение наличных валютных ценностей — сколько валюты можно будет перевозить через границу и порядок ее декларирования;

4) условия введения чрезвычайного положения на украинском валютном рынке — НБУ имеет право вводить жесткие валютные ограничения в случае кризисной ситуации. Срок таких ограничительных мер — шесть месяцев с правом продления несколько раз (суммарно до 18 месяцев);

5) перечень тех заградительных мер, которые будут действовать до февраля 2019 г., то есть до даты вступления в силу нового закона;

6) порядок резервирования валютных операций (касается банков);

7) определение максимальных сроков расчета по валютным операциям — в основном касается закрытия импортных и экспортных операций.

Но уже сейчас, так сказать для "затравки", Нацбанк сообщил о тех послаблениях на валютном рынке, которые вступят в действие с февраля следующего года.

Подарки большим и малым

Прежде всего большой подарок будет сделан нашим ФПГ, которые занимаются продажей сырья на внешних рынках и/или товарным импортом. Максимальный срок расчетов по экспортно-импортным контрактам будет увеличен со 180 до 365 дней. Простыми словами, теперь компания, которая продает за границей руду, зерно, металл или подсолнечное масло, сможет держать экспортную выручку на своих (или условно "не своих") счетах не полгода, а год, и ей за это ничего не будет. За нарушение граничных сроков расчетов экспортеры и импортеры сейчас уплачивают в бюджет большие штрафы. В дальнейшем они смогут абсолютно спокойно крутить свою выручку на зарубежных офшорных счетах, заводя ее в Украину под пик девальвации национальной валюты, с тем чтобы получить максимальную курсовую разницу. Естественно, положительную. В общем неплохой бонус от регулятора экспортно-ориентированным компаниям, чтобы они смогли успешно переждать политическую и финансовую турбулентность следующего года. Что касается импортеров, то раньше необходимость увеличения сроков расчета по ВЭД аргументировали, например, тем, что комплектующие для самолетов покупать нужно сейчас, а выручка от его продажи появится лишь через год (авиастроители даже получали в НБУ индивидуальные сроки расчетов по технологическому импорту). Но самолеты нынче в Украине — это краснокнижный вид "пернатых", и увеличение сроков расчета по импортным контрактам окажет содействие лишь схемным операциям.

К положительным новациям стоит отнести отмену валютного контроля по экспортно-импортным контрактам на сумму до 150 тыс. грн. Что вполне логично и позволит значительно увеличить объемы операций малого бизнеса в Украине, особенно с использованием крупных международных интернет-магазинов. Неплохой бонус для наших предпринимателей и продавцов широкой линейки потребительских товаров, включая продукцию хендмейд.

Регулятор планирует отменить и введенные совсем недавно е-лицензии. Вместо этого будет применена система электронных лимитов. Простыми словами, на каждый год регулятор планирует установление некоего порогового значения инвестирования за рубеж для разных групп инвесторов: бизнеса, населения, предпринимателей. В рамках этого максимального значения (например, тех же $50 тыс.) украинцы смогут осуществлять инвестиции за рубеж без каких-либо дополнительных согласований. Возможно, для бизнеса будут установлены повышенные лимиты. Все, что будет выходить за систему лимитирования, подлежит индивидуальному согласованию в НБУ.

Компаниям, которые нарушили сроки расчетов по ВЭД, в следующем году уже не угрожает аннулирование их контрактов в системе валютного контроля, и, соответственно, их право на проведение международной транзакции сохранится.

Но самый приятный бонус получат физические лица. Им разрешат проводить онлайн-покупку иностранной валюты на сумму до 150 тыс. грн в эквиваленте в день (если данный лимит на наличную покупку не будет изменен).

То есть для наличных и безналичных операций по покупке СКВ дневной лимит в следующем году установят на одном уровне. При этом клиент при электронной покупке не должен будет проходить идентификацию, как это происходит сейчас, когда для приобретения даже $100 нужно показывать паспорт. Логика здесь достаточно проста: при открытии текущего или карточного счета клиент уже прошел идентификацию. Кроме того, он подтвердил источники средств при внесении денег на счет или зачислении их на карточку. В связи с этим совершенно бессмысленно заставлять его делать то же самое при каждой новой транзакции. Если эта норма заработает, то уже в феврале следующего года граждане нашей страны смогут через систему мобильного банкинга ("клиент-банк") давать своему обслуживающему банку заявку на покупку иностранной валюты и получать зачисление СКВ на свой карточный или текущий счет в банке. Затем эти же валютные средства клиент сможет свободно инвестировать в зарубежные активы в рамках системы установленных НБУ годовых лимитов (например $50 тыс. в год). Точно так же можно будет покупать валюту и оплачивать товары на международных торговых интернет-площадках. И все это не выходя из дома, сидя за монитором компьютера или с помощью смартфона, подключенного к системе "клиент-банк".

На данный момент это пока все. Конечно, НБУ обещает еще много новинок, если только позволит макроэкономическая ситуация в стране в следующем году. Ведь при выборе между стабильностью и либерализацией регулятор традиционно выбирает стабильность. Хотя, как показывает практика, в результате не получает ни первого, ни второго. Обычным потребителям финансовых услуг осталось подождать буквально до февраля следующего года, когда все эти новации будут либо введены, либо надолго отложены под сукно в связи с необходимостью введения на валютном рынке чрезвычайного положения на полгода. И так три раза подряд. В таком случае о системной либерализации мы сможем поговорить не ранее 2020-го. Ну а пока НБУ раздал всем сестрам по серьгам: и про ФПГ не забыл, и рядовых украинцев с малым бизнесом не обидел.