• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Устроить цену

В квартире №54, расположенной в самом сердце столицы, по ул. Ивана Мазепы 11-а, "проживает" более сотни юридических лиц. Среди них — с
Реклама на dsnews.ua

Скандальные фирмы, поставляющие органам власти продукцию по немыслимой стоимости, перестали следовать правилам конспирации. Они даже не пытаются сворачивать деятельность вскоре после заключения сомнительной сделки. В этом им помогли законодатели.

В квартире №54, расположенной в самом сердце столицы, по ул. Ивана Мазепы 11-а, "проживает" более сотни юридических лиц. Среди них — скандально известная компания "Химконтракт".

Слава пришла к ней летом прошлого года: тогда фирма и получила абсурдный госзаказ на поставку ягод, овощей и фруктов предприятию "Гарант-сервис", через которое проходят закупки Государственного управления делами. Все бы ничего, да только стоимость поставляемой продукции была издевательски высока: закупка одной малины осуществлялась по цене 672 грн. за кг!

В результате СМИ накрыла буря недовольства, изрядно подмочившая репутацию и чиновников, и "агрофирмы". Однако это событие не поставило под сомнение репутацию компании в глазах чиновников, ответственных за закупки: "Химконтракт" по-прежнему фигу­рирует в списке поставщиков "Гарант-сервиса".

Корреспондент "ВД" в рамках эксперимента попытался купить дорогих ягод у наделавшей столько шуму компании. Как оказалось, ее собственники вовсе не стремятся к публичности: контакты "Химконтракта" доступны лишь в государственном реестре предприятий. По указанному там номеру удается сразу попасть на учредителей — Андрея и Елену Панченко.

"ВД" пообщалась с обоими учредителями. В ответ на любые попытки договориться о закупке они повторяют лишь один вопрос: "Кого вы представляете"?

Корреспондент представилась менеджером некого частного предприятия, желающего осуществить закупку у надежного поставщика. Но в очередной раз не услышав в ответ знакомой фамилии, на том конце бросают трубку.

Реклама на dsnews.ua

Аналогичная реакция после повторного звонка "ВД" сопровождает нашу просьбу назвать фактический адрес столь успешной компании. По всей видимости, овощи от "Химконтракта" — не для простых смертных.

За последний год скандалов, связанных с абсурдными поставками, стало заметно меньше. Еще прошлым летом об этом позаботился парламент, позволив засекретить примерно 2/3 государственных закупок. С тех пор госпредприятия осуществляют их без тендеров и огласки. А список подрядчиков госструктур тем временем тихо пополнятся мифическими "химконтрактами".

Долой "однодневки"

"ВД" проанализировала судьбу порядка сорока компаний, в течение последних трех лет засветившихся среди исполнителей нелепых госзаказов. Многие из них умудряются воплощать в жизнь поистине космические запросы: от поставок офисной техники на пару веков вперед до сдачи в аренду помещений по цене возведения нескольких подобных.

Если оставить в стороне реально существующие и достаточно известные компании, в свободное от выполнения госзаказов время стоимость продукции которых вполне земная, то в исследуемом списке останется немногим меньше половины фирм малоизвестного происхождения.

Наша статистика отражает ситуацию, царящую на глобальном рынке госзакупок. "Около 50-60% компаний действительно существуют и побеждают в тендерах за счет "откатов", — утверждает Алексей Хмара, президент TransperencyInternationalUkraine. — Доля предприятий, которые получают деньги, но никаких товаров или услуг не предоставляют, до 5%. Их количество очень незначительно, потому как есть еще проверки, мешающие просто нарисовать цифры и забрать деньги".

Остальные фирмы (35-45%) примечательны тем, что, хотя и осуществляют поставку товаров и услуг чиновникам, но совершенно не добиваются известности на рынке и не стремятся искать заказчиков среди частных клиентов.

Причем еще два-три года назад такие фирмочки после нес­кольких крупных заказов от госорганов сворачивались, а им на смену приходили новые малоизвестные компании. Теперь же все больше скандальных поставщиков даже не пытаются "ложиться на дно" после двух-трех контрактов по вызывающе высоким ценам. Так действует не только упомянутый нами "Химконтракт".

Скажем, компания "Тендер-Капитал" за последние два года превратилась в излюбленного поставщика продуктов питания для Госуправделами. По данным базы данных госзакупок texty.org.ua, только за прошлый год фирма 17 раз становилась партнером влиятельного ведомства. Но никаких ее контактов в широком доступе нет, и на "посторонних" заказчиков фирма явно не рассчитывает.

А компания "Дон Пион" с 2011 г. ежегодно поставляет для Администрации Президента экзотические цветы почти на 1 млн грн. Кстати, ни цветов, ни чего бы то ни было другого, не выращивая. Впрочем, это не мешает ведомству приобретать букеты без тендера.

Директор и соучредитель "Дон Пион" Алексей Пархоменко не смог объяснить "ВД", как его молодому предприятию удается не первый год удерживать такого щедрого клиента. К концу разговора бизнесмен и вовсе стал отрицать свою причастность к управлению цветочным бизнесом.

"Дон Пион" сам не выращивает и не импортирует цветы. Поэтому иногда закупает их у нас", — рассказывает Татьяна Костюкова, собственник компании "Камелия-К", являющейся одним из крупнейших игроков на этом рынке. Следовательно, отнюдь не лучшие ценовые предложения заставляют чиновников направлять туда деньги из скромного украинского бюджета.

(Кликните, чтобы увеличить)

Под прикрытием

Бесстрашие удачливых игроков рынка госзакупок объясняется тем, что законодатели разрешили госпредприятиям в принципе не обнародовать информацию о своих закупках (норма действует чуть больше года). И теперь самые беспрецедентные сделки ведомства заключают именно через госпредприятия.

Альтернативная лазейка — в норме о том, что закупки до 100 тыс. грн. не попадают под тендерный закон, благодаря чему так же могут не предаваться огласке и проходить без тендера. Компаниям-пустышкам стало спокойнее — о них уже не напишут в "Вестнике госзакупок", а значит, и менять названия или подставных учредителей можно реже.

Обороты таких фирм поддаются лишь приблизительному подсчету. На дорогие и бессмысленные заказы в среднем тратится 0,5 млн грн. за один "прогон".Так что средний годовой бюджет фирм-поставщиков, работающих только с госорганами, колеблется в районе 1-5 млн грн.

Определенный доход таким фирмам приносят еще и партнерские тендеры, где они сознательно проигрывают уже известным победителям. Причем, подписываясь на такие мероприятия, со сферами компании не перебирают: сегодня выиграли тендер на поставку шин, завтра проиграли закупку булочек.

Безусловно, инстинкт самосохранения все же стимулирует часть реальных собственников прибегать к маскировке. Но из-за спешки бенефициаров сделок с государством такой "маскарад" легко вычисляется. Заинтересовавшись поставщиками Украинской академии банковского дела при НБУ, "ВД" обнаружила занимательные перевоплощения одной из фирм-подрядчиков.

Два года назад представители сумского учебного заведения решили накупить дорогой мебели для общежития. Около 3 млн грн. за нее намеревалась получить столичная компания "Омега-Сервис".

Однако жалоба в Антимо­нопольный комитет одного из участников, недопущенных к тендеру, тогда сорвала планы учебного заведения. Тем не менее, от самой идеи в УАБД не отказались. Не прошло и года, как право продать вузу желаемую продукцию заполучила на первый взгляд абсолютно другая компания — "Вален­тини".

Но, по наблюдениям "ВД", с "Омега-Сервис" ее объединяет слишком многое, чтобы считать это случайностью. Речь идет о коде ЕДРПОУ, именах учредителей и адресе регистрации.

Гораздо сложнее вычислить имена реальных бенефициаров компаний, которым удается заключать удивительно выгодные сделки с госорганами. Если до их фамилий по косвенным приз­накам и докапываются, то бесспорных доказательств этому, увы, нет.

Впрочем, общественные активисты, непосредственно изучающие сферу госзакупок, уверены, что реальные собственники фирм-пустышек не обязательно как-то связаны с чиновником, инициировавшим закупку.

В этой сфере распространился другой тренд: не каждый госслужащий теперь может заполучить заказ в своем же ведомстве, если им заинтересовались другие люди. Особенно, владеющие восточно-украинской пропиской.

"Я знаю, как макеевских застройщиков заводили в сегмент госзаказов, используя админресурс, — рассказывает Андрей Марусов, эксперт по госзакупкам Центра политических студий и аналитики. — Тогда госструктуры нагибали, чтобы они заключали договора с одной из пяти подставных фирм, у которых в действительности только стол и компьютер".

А как у них

Курс на тенизацию поставщиков товаров и услуг для госструктур, избранный украинской властью, противоречит мировому тренду. Даже в соседней России чиновники смирились с тем, что количество публичной информации о компаниях, поставляющих продукцию за бюджетные средства, нужно увеличивать, а не уменьшать.

"В Чехии уже давно обязали предпринимателей, получивших госзаказ, выдавать имена своих подрядчиков, если последние выполняют более 20% работ. В следующем году подобная норма заработает в России", — рассказывает Андрей Марусов.

В Грузии с коррупцией при госзакупках борются с помощью системы электронных торгов. По подсчетам тамошнего Агентства конкуренции и госзакупок, за два года это помогло сэкономить государству порядка $200 млн.

Вся информация о тендерах доступна каждому на профильном сайте. Любой человек может оценить обоснованность решения заказ­чика. В Украине система электронных торгов тоже существует. Правда, только на бумаге. Вводить ее в действие власти не спешат.

Уход госзакупок в тень — безусловное зло, оборачивающееся ростом государственных расходов, коррупцией и падением конкуренции. Но, с другой стороны, его следствием стало снижение порога осторожности у идеологов сомнительных схем в сфере "государственно-частного партнерства".

Собственники компаний-пустышек теряют бдительность. Пока это единственный плюс государственного "антирегулирования" сферы госзакупок.

    Реклама на dsnews.ua