• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Братья по цифре

Реклама на dsnews.ua
Государство в очередной раз решило подступиться к электронному управлению. На этот раз — унифицировать электронную отчетность.

Государство в очередной раз решило подступиться к электронному управлению. На этот раз — унифицировать электронную отчетность.

"Благодаря электронной цифровой подписи к 2010 году очереди в госорганы исчезнут", — мечтал в 2006 году тогдашний министр транспорта и связи Виктор Бондарь. Прошло четыре года, и Кабмин решил навести порядок в этой сфере. В чью пользу — выясняла "ВД".

Электронное объединение
Разговоры об упрощении взаимоотношений между госорганами и предпринимателями ведутся уже с десятилетие. В конце мая с. г. вице-премьер Сергей Тигипко предложил упростить жизнь предпринимателям, введя регистрацию и ликвидацию предприятий по электронной почте, с использованием электронной подписи. А в принятом в первом чтении проекте Налогового кодекса указано, что крупный и средний бизнес обязаны подавать отчеты в электронной форме. Уже к началу осени, как стало известно "ВД", Кабмин разработает техстандарты, которые позволят унифицировать электронную отчетность.

Сегодня электронные отчеты принимают девять ведомств — Нацбанк, Государственная налоговая администрация, Госфинмониторинг, Госслужба занятости, Госкомпредпринимательства, Укрзалізниця, ГКЦБФР, Фонды соцстрахования, Госфинуслуг. Причем, пока что бизнес сам выбирает, сдавать отчет по e-mail или традиционно, на бумажных носителях.

Каждый отчет, сданный в электронном виде, должен иметь факсимиле — электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП), которая выглядит совсем не так, как обычная. Это пара небольших файлов, подтверждающих авторство того, кто эту подпись "поставил", и дату подписи: электронный цифровой ключ и так называемую метку времени. При получении отчета от предпринимателя госорган использует программу-декодер. Казалось бы, идея перевести отчетность в электронную плоскость — самая благая. Сдавая, к примеру, налоговые декларации или документы в Пенсионный фонд через интернет, бизнесмен не пересекается с инспекторами на местах, что минимизирует коррупцию. Уменьшаются и траты бюджета на содержание госаппарата и канцелярщину. Однако без проблем не обошлось.

Ключи для своих
Устройства (так называемые ключи), генерирующие ЭЦП для официальных документов, предприниматели должны покупать у ограниченного круга частных и государственных компаний, имеющих специальную аккредитацию. Получить статус аккредитованного центра немудрено: достаточно открыть гарантийный счет в размере 100 минимальных зарплат и подать документы в госцентр освидетельствования. Хотя, если аккредитованный центр сертификации ключей (АЦСК) предоставляет услуги по ЭЦП исключительно госорганам, и наличие специального счета не обязательно. Сегодня таких АЦСК в стране насчитывается тринадцать.

"Ключи ЭЦП, с которыми работают разные госструктуры, не интерперабельны — т. е. ключ для одного госоргана не подходит к другому. Предприниматель должен иметь несколько ключей, или же госорган должен поставить на входе несколько программ", — описывает ситуацию Татьяна Попова, председатель правления Интернет Ассоциации Украины.

Реклама на dsnews.ua

Некоторые госструктуры сотрудничают с несколькими центрами, в других органах царит монополия. К примеру, ГНАУ принимает отчеты с ЭЦП пяти центров, Фонд страхования от безработицы — исключительно от дочернего АЦСК "Госслужбы занятости Украины", а Гостаможслужба гарантирует принятие деклараций только от АЦСК "IВК", "Инфраструктура открытых ключей".

Большинство аккредитованных центров — дочерние предприятия госорганов или же компании, связанные с влиятельными персонами. "За каждой из аккредитованных компаний стоят "свои" люди, почему, собственно, возникла идея — сделать вместо одного решения несколько. Потому что "своих" — много, и каждый из них хочет заработать", — отмечает Роман Химич, аналитик консалтинговой компании Netton. Например, "Украинские специальные системы" — дочернее предприятие Госспецсвязи, имеющего надзорные полномочия на рынке ЭЦП. ООО "УНИС" входит в круг интересов семьи экс-министра юстиции Романа Зварыча. Учредителями ООО "Арт-Мастер" являются Юрий Деревянко, Владимир Грабовецкий (экс-член набсовета Укринбанка), Олег Гребенюк. Не менее примечательно ООО "Украинский сертификационный центр", директором которой является Сергей Линник, а саму компанию связывают с народным депутатом Антоном Яценко, экс-вице-президентом Тендерной палаты.

По информации Национальной системы электронной цифровой подписи, среди новичков рынка — получивший аккредитацию в 2009 г. региональный ЦСК Днепропетровской области и прошедшие процедуру уже в году текущем ЗАО "НДИ Информационных прикладных тех­нологий" и ЦСК "Укрзалiзницi". Кроме того, по оценкам Интернет Ассоциации Украины, в стране работает порядка 100 неаккредитованных ЦСК.

Непростые уравнения
"Сегодня гарантии, что твой отчет в электронном виде примут, нет. Без метки времени нет подтверждения о получении отчетности. Вы можете отправить документ, но подтверждения, что он был получен вовремя, не будет. Эта проблема создана на уровне закона, в котором нет соответствующих требований", — рассказывает Татьяна Попова. Согласно с нормативами, время должны проставлять АЦСК, но сами стандарты для временной метки — в процессе разработки (см. интервью Андрея Семенченко).

Как пояснили "ВД" в Госкоминформатизации, программное обеспечение, которое проверяет криптозащиту ключей от АЦСК, создавалось пять лет назад. И функцию проверки криптозащиты именно временной метки попросту не предусмотрели. По одним источникам — забыли, по другим — нарочно не включили, чтобы в будущем отдать одной из аффилированных с госорганами компаний. Создавался Центральный заверительный орган (ЦЗО) на базе Минтранса, при покойном министре транспорта Григории Кирпе. После 2004 года функции ЦЗО передавали сначала СБУ, потом — Госспецсвязи. Но с тех пор сам комплекс ЦЗО не реформировался. "Рациональных мотивов сложившейся ситуации нет. С технической и организационной точек зрения, задача — тривиальна. Есть много готовых имплементаций, внедренных на международном уровне. Не нужно было изобретать велосипед и городить свой огородик, достаточно было выбрать лучшее из известных сегодня решений. Система не работает, потому что воспринимается как способ изъятия административной ренты", — говорит Роман Химич.

Еще одна немаловажная проблема — низкий уровень компьютеризации гос­органов. Так, по итогам прошлогодней ревизии государственного парка вычислительной техники, проведенной Госкоминформатизации, устаревшими признаны 36% компьютеров центральных органов исполнительной власти и 46% ПК областных госадминистраций. Согласно правительственному докладу "О состоянии и развитии информатизации в Украине в 2009 году" (от 17 мая с. г.), сверхмощными процессорами, безусловно необходимыми тем органам, которые намерены получать электронную отчетность, оснащены лишь… 9,65% компьютеров чиновников. "Мы сталкиваемся со случаями, когда отчеты в электронной форме не принимаются, потому что не работает или зависает база данных у чиновника. Многие главбухи жалуются, что после отправленного в электронном виде отчета чиновники все равно требуют дублировать его в бумажном виде. И это происходит сегодня, в Киеве!", — описывает ситуацию Вячеслав Быковец, глава Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины. Как можно сдать отчет в электронном виде, если его технически невозможно получить — уравнение с двумя неизвестными для нынешнего правительства, которое ему предстоит решить в ближайшее время.

Министерский централ
К началу осени Кабмин собирается решить одну из проблем, а именно: завершить тестирование единых техстандартов электронной цифровой подписи, которые ожидали с момента принятия Закона "Об ЭЦП" в 2003 г. (см. интервью Андрея Семенченко). Утвердить же единые стандарты, по данным Госкоминформатизации, правительство может к середине 2011 г. Это означает, что предпри­ниматель сможет свободно выбирать, у кого из АЦСК покупать ключ, и использовать его для работы со всеми госструктурами. А ведомства не смогут отказать в принятии отчета, ссылаясь на отсутствие соответствующего программного обеспечения. И в Госком­информатизации (сейчас ведомство переформировывают в Госинформнауки), и на IT-рынке уверяют, что разработ­ка техстандартов происходит по согласо­ванию со всеми АЦСК.

Если единые стандарты все-таки заработают, ряд АЦСК вынуждены будут уйти с рынка или переориентироваться на другие виды деятельности. В первую очередь это затронет дочерние предприятия госорганов, которые до сих пор зарабатывают, в основном, на кошельках бизнесменов, сдающих отчеты. Впрочем, некоторые из них пытаются застолбить за собой место под солнцем. Кабмин готовит порядок передачи данных из АЦСК в так называемый резервный центр, на роль которого может рассчитывать ДП "Украинские специальные системы". В кулуарах правительства уже обсуждают возможность "прикрытия" некоторых центров, с передачей данных в резервную компанию. Аккредитацию, как рычаг давления, государство использовало и ранее. Например, по данным источника "ВД" в Кабмине, в прошлом году, с подачи конкурентов, ее пытались аннулировать у "Украинского сертификационного центра".

Другой путь для монополии — получение статуса компании, выставляющей метку времени, без которой ЭЦП вообще неэффективна для бизнеса. "Идея создания единой организации, которая ставит штемпель времени — это монополизация. Надо создавать единые стандарты и открывать рынок. Чем больше компаний будет, тем лучше — тогда и стоимость услуги, например метки времени, будет адекватной, и исчисляться в гривнях, а не в тысячах гривен", — говорит Александр Ольшанский, президент компании Imena.UA.

При наиболее же плачевном для украинских предпринимателей развитии событий все останется на своих местах. Даже при внедрении техстандартов госорганы, под разными предлогами, будут по старинке требовать ключи дружественных центров. Ведь спросить за своеволие чиновника в нашей стране по-прежнему не с кого. Так что электронная отчетность рискует стать обязательным дубляжом отчетности на бумажных носителях, с той только разницей, что доходы чиновников и частных лиц от ЭЦП будут взвинчены в разы. 

Семилетка в минусе
Электронная цифровая подпись для отчетов в госорганы — это лишь малая часть эпопеи с внедрением электронного управления в Украине. Говорить об электронном правительстве начали еще при Леониде Кучме. В феврале 2003 г. премьер-министр Виктор Янукович подписал постановление, в котором центральной частью информационной системы "Электронное правительство" назывался единый веб-портал органов исполнительной власти. На сами цели стабильно выделяются деньги как из госбюджета, так и от международных организаций. К примеру, в этом году на направление "Е-правительство. Е-демократия" программы "Усиление влияния гражданского общества" МВФ отстегнул $175 тыс. Среди проблем построения украинского е-правительства, зарубежные эксперты отмечают неразбериху с функциями и услугами власти, низкую эффективность взаимодействия админаппарата и граждан, высокую степень сопротивления чиновников на местах. Впрочем, в понимании местной политической элиты, электронное управление ограничивается скудным информационным содержимым сайтов. Но даже с этой задачей справиться чиновникам не просто. Так, осенью 2009 года "ВД" провела ревизию сайтов госорганов, одним из худших оказался веб-ресурс Госком­информатизации (подробнее — см. "За семью серверами", ВД №39, 2009 г.). Тогда на сайте ведомства, ответственного за информатизацию страны, красовалось объявление "Сайт находится в разработке". Прошел почти год — сообщение и ныне там.

Цена вопроса
Даже при отсутствии общих правил игры аккредитованные ЦСК зарабатывают сотни миллионов. По данным Госком­информатизации, к концу июня АЦСК обслуживали 1,5 млн. ключей, что оценивается в 750 млн. грн. Статьи доходов у АЦСК отличаются: одни зарабатывают на продаже ключей генерации ЭЦП, другие — на программном обеспечении и/или абонентском обслуживании. В среднем, как первый, так и второй вид услуг обходится предприятию ежегодно в 500 грн. Госрегулирования стоимости ключей ЭЦП для отчетности сегодня нет. "Мы готовим обоснование максимальной граничной цены ЭЦП для отчетности в госорганы, согласовывать их будем с Министерством экономики", — сообщил "ВД" Андрей Семенченко из Госкомин­форматизации. По данным "ВД", речь идет о максимальной ценовой планке на уровне 200 грн в год. В переводе на порядка 3 млн. предпринимателей, по данным Госкомпредпри­нимательства, действующих в Украине, получается 600 млн. грн. ежегодного дохода.

А как у них?
"Это очень большие суммы. Дания экономит ?120-150 млн ежегодно за счет обязательного использования электронных счетов и прочих платежных документов, которые выставляются государственным учреждениям, начиная с 2005 года", — рассказывает Игорь Мальченюк из "Майк­рософт Украина". Из показательных примеров работы систем электронного документооборота (government to business) — Португалия, Латвия, Румыния. В Чехии правительственный портал portal.gov.cz ежегодно обрабатывает 10 млн электронных форм. Это позволило отойти от бумажных документов 50 тыс. пользователям портала. Программа электронного взаимодействия предпринимателей и госорганов работает и в России. К примеру, услуги метки времени в РФ предоставляют десятки частных IT-компаний.

    Реклама на dsnews.ua