• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Безграничные связи

Реклама на dsnews.ua
Обострение украинско-российских отношений — не помеха для планов российских банков по мощному усилению присутствия на украинском рынке. Скорее, даже н

Обострение украинско-российских отношений — не помеха для планов российских банков по мощному усилению присутствия на украинском рынке. Скорее, даже напротив.

Пока руководители двух соседних стран обмениваются колкостями и угрозами в газовом вопросе, российские банки активно выдают кредиты украинскому крупному и среднему бизнесу. В центре их внимания — бюджетообразующие предприятия. Только в августе-сентябре, к примеру, Сбербанк России прокредитовал ГП "Свердловантрацит" на 60 млн грн. Еще 175 млн грн. банк выделит Одесской железной дороге.

Этому же заемщику предоставит ссуду и ВТБ Банк (Украина) в размере 192 млн грн. Банк также откроет три кредитные линии Львовской железной дороге на 126 млн грн., а также ЧАО "Крымский титан" — на сумму 480 млн грн. Этот перечень далеко не полный. И, как полагают эксперты исследования "Goodwill-фактор", он будет расти. "Не исключена активизация работы (российских — прим. "ВД") банков для утверждения статуса", — полагает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента ИГ ТАСК.

Вижу цель — не вижу препятствий
В самый разгар кризиса 2008 года ведущие экономисты предупреждали, что это — только начало большого отката в темпах роста мировой экономики. Говорили об этом и россияне. Так, математик Виктор Садовничий (ректор МГУ) и экономист Андрей Коротаев прогнозировали, что вторая волна кризиса пройдет в июле-августе 2011 года. У оправившейся от удара банковской системы России к середине 2009 г. оставалось по большому счету два года для того, чтобы укрепить позиции до начала новой мировой рецессии.

Сделать это в рамках своего рынка финучреждениям, столкнувшимся в течение 2009-2011 гг. с проблемой сверхликвидности, было непросто. Несмотря на наличие средств, россияне (вспоминая о "проблемных" кредитах) кредитовали преимущественно своих самых качественных местных заемщиков. Но для эффективной работы банковской системы этого оказалось мало.

Больше других нуждались в клиентах окрепшие, технически обновленные и выигравшие от кризиса государственные банки, имевшие доступ к дешевым и длинным государственным деньгам. В сложившихся условиях, когда за клиента приходилось "драться", украинские ликвидные активы, как государственные, так и частные, практически не имевшие в результате кризиса доступа к кредитным ресурсам, оказались идеальной целью для российских банкиров.

Реклама на dsnews.ua

В 2009 г. россиянам казалось, что новая власть при любом исходе президентских выборов 2010 г. в Украине будет более лояльной по отношению к официальной Москве. И уже в 2009 г. в состав акционеров (93,84% акций) крупнейшего Проминвестбанка вошел государственный российский Внеш­­экономбанк.

Получил свидетельство о регистрации в Украине также казенный Сбербанк России, активизировал работу на отечественном рынке ВТБ, также контролируемый государством. Всего за два года активной работы россиян их клиентами в Украине стали не только крупнейшие государственные компании и негосударственные ФПГ. Деньги в долг ($2 млрд.) у россиян берет и правительство Николая Азарова…

Не факт, что Украина была оптимальной "юрисдикцией" для российского капитала и остается таковой — в условиях замедления темпов роста мировой и, соответственно, российской экономики. Но реальность состоит в том, что весьма крупная сумма российских денег работает в украинской экономике и приносит их владельцам не только политические дивиденды.

Репутационный эффект
Размер экономических дивидендов от сотрудничества на постсоветском пространстве во многом зависит от статуса лоббистов и их отношений с государством. Работа с медиа — один из ключевых инструментов создания и коррекции банковского имиджа. И если кредитная активность реального сектора в Украине свидетельствует о том, что российские банки продолжают осваивать отечественный рынок на фоне обострения отношений между Украиной и Россией, то их медиамодели (которые анализируются в ходе исследования "Goodwill-фактор") в первом полугодии указывают на осторожность и некоторую растерянность финансистов в связи с новыми политическими обстоятельствами.

Лидером репутационного рейтинга среди банков с "постсоветскими" акционерами стал государственный ВТБ Банк (Украина). Что не удивительно, ибо по итогам полугодия банк занял третье место среди всех финучреждений, работающих в Украине, по размеру полученной прибыли (373 млн грн.). Кроме того, только за первые шесть месяцев 2011 г. украинская "дочка" этого крупнейшего российского государственного банка выдала отечественным корпоративным заемщикам кредитов на сумму около 5,5 млрд грн.

Но, несмотря на очевидные успехи и высокие репутационные оценки экспертов, исследование "Goodwill-фактор" показывает и потенциально тревожные для банка моменты. Во-первых, Сбербанк России и Проминвестбанк обошли ВТБ по динамике роста репутационного рейтинга в течение первого полугодия. Во-вторых, ВТБ активно не наращивал в этот период ни объемы своего присутствия в СМИ, ни событийную составляющую своей медиамодели.

Сами банкиры такие тенденции исследования считают логичными и прогнозируемыми, указывая на то, что в данный момент и Сбербанк России, и ПИБ (с новыми акционерами) переживают фазу динамичного освоения рынка Украины, которую ВТБ прошел ранее.

На втором месте — Сбербанк России (Украина). Кредитный портфель банка в корпоративном сегменте вырос в течение первого полугодия более чем на 1 млрд грн. Финучреждение активно развивало региональную сеть, открывало новые отделения, формировало и продвигало продукты для малого бизнеса и розницы.

По мнению аналитика Dragon Capital Анастасии Туюковой, именно активность Сбербанка в бизнесе (выпуск в конце 2010 г. облигаций на сумму 750 млн грн. и планы относительно еще одного выпуска осенью на 1 млрд грн., 11%-й рост кредитного портфеля, 30%-е увеличение капитала — на 682 млн грн., что позволит банку нарастить портфель активов еще на 10-15%) — одно из объяснений высокого уровня одобрения экспертами исследования "Goodwill-фактор" деятельности Сбербанка России в Украине.

Кроме того, Сбербанк — единственный из российских банков в Украине, который увеличил как объемы присутствия в СМИ, так и его качество. Все это свидетельствует о стремлении активно растущего финучреждения сформировать позитивный имидж как в глазах клиентов, так и экспертного сообщества.

Активную деятельность развил и Проминвестбанк, контролируемый российским государственным Внешэкономбанком. Хотя по итогам первых шести месяцев года его прибыль уступает лидерам рейтинга (3,6 млн грн.), но в плане привлечения новых клиентов ПИБ может с ними и потягаться. Среди таковых — НАК "Нафтогаз Украины", "Укрзализныця", ГАК "Уголь Украины", Закарпатьеоблэнерго, ООО "Горные машины", HarvEast (СКМ).

Эта активность не осталось за пределами внимания экспертов исследования, о чем свидетельствует существенный рост репутационных показателей ПИБа в рамках исследования "Goodwill-фактор". Более того, по темпам роста репутационных оценок банк находится в одном ряду с такими крупными западными банками как Укрсоцбанк, банк "Форум" и OTП Банк.

Не исключено, что позитивная динамика репутационных характеристик была бы еще более заметной (по итогам полугодия четвертое место в репутационном рейтинге), если бы банк продолжал активно заниматься формированием своего имиджа с помощью медиаинструментов. Но, увы, Проминвестбанк в первом полугодии вновь "закрылся" и показал максимальное сокращение и количественных, и качественных характеристик медиаполя среди банков с иностранными акционерами (как с евразийскими, так и с европейскими).

АльфаБанк (Украина) — "ветеран" российского банковского бизнеса в Украине — занимает третью позицию в репутационном рейтинге. В отличие от представленных на украинском рынке коллег-конкурентов, контролируемых государством, имеющих доступ к немногочисленным крупным корпоративным заемщикам вследствие наличия высокопоставленных лоббистов и в Москве, и в Киеве, АльфаБанк вынужден "крутиться" и продвигать продуктные решения, ориентированные на розницу и малый бизнес.

Результат — по итогам полугодия АльфаБанк в 13 раз нарастил прибыль по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и вошел в пятерку украинских банков, показавших максимальный рост кредитного потрфеля для физлиц. Медиамодель банка, в которой акценты были поставлены на поддержке потребительских кредитов, автокредитов и карточных сервисов, а также на борьбе с "проблемными" кредитами, стала логичным продолжением реализумой АльфаБанком бизнес-стратегии.

В то же время, исследование "Goodwill-фактор" позволило зафиксировать и ряд неоднозначных моментов. Так, среди всех банков украины у АльфаБанка минимальная позитивная динамика репутационного рейтинга. Более того, по блоку "внешние коммуникации" (в рамках которого эксперты оценивают лоббистский потенциал банка) у АльфаБанка рейтинг не растет, а сокращается.

Украина также "замедляется"
Уже в середине 2011-го стало понятно, что россияне спешили не зря. В августе аналитики J.P.Morgan пересмотрели прогноз и по росту российской экономики с 4,5% до 3,7%, объясняя свою позицию сохраняющейся зависимостью РФ от цены на нефть. По прогнозам российского Минэкономразвития, при цене нефти $80 за баррель в России замрут инвестиционная активность, занятость и потребительский спрос. При этом сокращаются госрасходы, что также негативно влияет на экономику, снижая темпы ее роста в 2012 году до 2,5%, а в 2013-м — до 1,5%.

Как бы развивая тему активности инвесторов, уже в сентябре заместитель директора департамента финансовой стабильности ЦБ РФ Сергей Моисеев сообщил, что в течение первой половины 2011 г. 30 крупнейших российских банков способствовали выводу из страны $20 млрд. Что совпадает с данными влиятельной EPFR, указывающей на то, что инвесторы выводят средства со всех развивающихся рынков стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР), но Россия теряет больше других.

Председатель Совета директоров крупного российского МДМ-банка Олег Вьюгин, анализируя сложившуюся ситуацию, напомнил, что мировыми финансовыми потоками движет отдача на капитал с учетом рисков. Логично, говорит банкир, что капитал перераспределяется в пользу других экономик, исходя из того, что прибыль на капитал сегодня в России ниже, чем до 2008 г., а риски серьезно возросли.

Не менее рисковой является и украинская экономика, в которой сегодня активно работает и рассчитывает на прибыль российский капитал. К замедляющейся в результате мировой рецессии украинской экономике прибавляются и риски локальные. Без­условно, на слуху политический конфликт. Однако в его тени протекают не менее важные процессы, свидетельствующие и о непростой экономической ситуации.

Во-первых, это сложности с поддержанием курса нацвалюты на фоне растущего дефицита счета текущих операций, что провоцирует экспертные прогнозы о возможной девальвации гривни при условии отсутствия очередного транша от МВФ. Во-вторых, необходимость погашать и обслуживать госдолг (до конца текущего года Украина должна направить на выплаты $10 млрд и погасить внешний долг на $51 млрд). Но это лишь верхушка айсберга. Посему стабильность украинской "юрисдикции" — важное условие для успешной работы российского капитала.

А с учетом беспрецендентного объема средств, которые заведены и заводятся россиянами в Украину, обеспечение экономической стабильности на нашей территории становится и важнейшей задачей россиян. Посему — придется договариваться. И что самое неожиданное для всех — на взаимовыгодных и для на нашей "юрисдикции" условиях.

Общее прошлое
В центре данной волны исследования "Goodwill-фактор" — репутационные результаты работающих в Украине банков с евразийским капиталом (российским и казахстанским), входящих в группу крупных и крупнейших (по классификации НБУ). Мы объединили эти банки в отдельную группу, исходя из того, что эти финучреждения все еще несут на себе отпечаток "постсоветской" ментальности и мировоззрения.

В то же время, они агрессивней и жестче конкурентов, так как позже включились в глобальную экономическую игру. Их стиль, статус и вес сложно сравнивать с осторожными европейцами. И рыночную стратегию невозможно сравнивать с практически раздавленными кризисом (за редким исключением) локальными банками.

Непростые решения
Казахстанский БТА Банк тяжело переносил и кризис, и скандальный конфликт акционеров. О наличии проблем в бизнесе свидетельствуют результаты I полугодия, по итогам которого банк получил убыток в размере 51,972 млн грн. Что отразилось и на результатах репутационного исследования "Goodwill-фактор". Согласно полученным данным, банк показал минимальную динамику репутационного рейтинга в группе банков с российским и евразийским капиталом.

Что такое исследование "Goodwill-фактор"?
Цель исследования — показать взаимозависимости между имиджевыми и репутационными характеристиками банков. Объекты исследования — пять банков с капиталом из стран СНГ (представлены в группе крупнейших и крупных по классификации НБУ, начало 2011 г.). Период исследования — январь-июнь 2011 г.

Экспертная группа (в рамках transparent version) — фондовые аналитики 17 компаний: ИГ "Альтера Финанс", "Универ Капитал", "ТАСК", "Арт-Капитал", Сoncorde Capital, Dragon Capital, BG Capital, Gainsfort, UFC Capital, "Альтана Капитал", Eavex Capital, "Укранет/iTrader", "БД "Открытие", ИК "Велес Капитал", "КИНТО", Phoenix Capital, "Фойл Секьюритиз".

Методология исследования — предполагает оценку знаний экспертов о банке и информации о банке в разрезе следующих репутационных факторов/тематических блоков:
• "маркетинг/продажи": действия, предпринимаемые банками для продвижения своих продуктов;
• "банковский продукт/сервисы": качественные и количественные характеристики продуктов, сервисов;
• "бизнес/активы/ликвидность": факторы, формирующие базовую стоимость банка — стратегия, финансовые результаты, рейтинги, развитие активов, ре­структуризация, деятельность акционеров относительно банка;
• "внешние коммуникации": действия, направленные на встраивание банка в систему существующих в стране политических и социально-экономических конструкций;
• "внутренние коммуникации": система управления персоналом и бизнес-процессами внутри банка.

Этапы исследования:
I этап — качественный и количественный медиаанализ;
II этап — исследование мнения экспертных групп, вычисление репутационного рейтинга (R) — общего и по каждому фактору;
III этап — SWOT-анализ, определение рейтингов эффективности коммуникаций, показывающих взаимосвязи между репутационным рейтингом и имиджевой (информационной) моделью банка:
• рейтинга эффективности вероятного воздействия всего медиаполя, созданного банком, на целевые группы, R (ВВ) — общего и по каждому фактору. Данные рейтинга дают ответ на вопрос о том, какова вероятность донесения банком информационных месседжей до экспертных групп. Чем выше абсолютное значение R (ВВ), тем с меньшими медиаусилиями, более эффективно банк достигает репутационных показателей;
• рейтинга оптимальности событийного воздействия информационных поводов, генерируемых непосредственно банком, на целевые группы, R (ФС+/-) — общего и по каждому фактору. Данные рейтинга дают ответ на вопрос о том, насколько банковские информационные месседжи были корректно интерпретированы экспертной группой. Чем выше абсолютное значение R (ФС+/-), тем выше уровень ожидаемой банком интерпретации со стороны экспертной группы полученного информационного месседжа;
• рейтинга эффективности предполагаемых затрат, R (СЭ) — общего и по каждому фактору. Чем выше абсолютное значение R (СЭ), тем с меньшими виртуальными финансовыми затратами банк добился со стороны экспертной группы полученного репутационного результата.

    Реклама на dsnews.ua