• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Виртуальная свобода

Развитие собственной газодобычи в последнее время стало одной из любимых тем первых лиц страны. Однако за бравурными рапортами скрывается истинное пол
Реклама на dsnews.ua

На прошлой неделе в Давосе министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий подписал с компанией Royal Dutch Shell соглашение о добыче сланцевого газа на Юзовском месторождении. В министерстве надеются, что освоение этой площадки позволит нашей стране ежегодно добывать до 20 млрд кубов голубого топлива ежегодно.

Буквально вслед за этим министерство обрадовало общественность новостью о якобы найденных новых маршрутах реверсных поставок газа в Украину из Европы. Эти события должны были сформировать у обывателей убеждение в том, что нынешнее топливное руководство наконец осуществит давнюю мечту об энергонезависимости страны. Однако за бравурными рапортами скрывается истинное положение вещей: в ближайшие годы об ослаблении газовой хватки кремля Киеву не стоит и помышлять.

Революция одного

Развитие собственной газодобычи в последнее время стало одной из любимых тем первых лиц страны. "На протяжении 2013–2015 гг. мы увеличим добычу газа более чем на 21 млрд куб. м, а нефти с газовым конденсатом — до 3 млн т", — пообещал недавно премьер Николай Азаров (по итогам 2011 г. в Украине было добыто немногим более 20 млрд кубов).

Особые надежды нынешнее руководство Минэнергоугля возлагает на добычу сланцевого газа. К развитию этого направления газодобычи Эдуард Ставицкий проявлял особое внимание еще в статусе министра экологии и природных ресурсов. По его словам, запасы газа на Юзовском месторождении могут достигать 2 трлн куб. м, а на Олеском — 1,5 трлн куб. м. Другое дело, что для освоения этого богатства требовались серьезные инвестиции. И именно г-н Ставицкий взял на себя ношу поиска инвесторов для разработки сланцевых газовых залежей.

Нынешний топливный министр сыграл роль главной скрипки в подписании соглашения Украины с транснациональной компанией Royal Dutch Shell о добыче сланцевого газа на Юзовской площадке (Харьковская и Донецкая обл.). Голландско-британская нефтегазовая компания планирует инвестировать в Юзовское газовое месторождение от $10 до 50 млрд.

Интересы Shell не ограничиваются только этой площадкой: при Ставицком она вместе с пулом инвесторов также выиграла конкурс на право освоения углеводородов на Скифском участке Черноморского шельфа. Правда, официальные сообщения министерства оставляют за кадром малоприятные детали такого сотрудничества. Всего за пару часов до подписания судьбоносного для Украины соглашения компания Royal Dutch Shell в том же Давосе была удостоена антипремии Public Eye Awards-2013 от экологической организации "Гринпис".

Реклама на dsnews.ua

Защитники природы говорят, что Shell всегда активно участвовала в самых рискованных, противоречивых и грязных нефтегазовых проектах. Собственно говоря, и вокруг вопроса сланцевой газодобычи сломано немало копий. Скажем, в ЕС окончательное решение было принято совсем недавно: в конце декабря депутаты Европарламента большинством голосов дали разрешение странам ЕС на разведку и добычу сланцевого газа, но с оговоркой: эти мероприятия должны проводиться со строгим соблюдением экологических стандартов.

Аналогичные выводы были сделаны и британскими функционерами. Иное дело украинские реалии: общественность не удостоили чести ознакомиться с проектом соглашения о добыче газа на Юзовском месторождении. Так что всем нам остается лишь верить на слово чиновникам и представителям Shell, пообещавшим соблюсти нормы экологической безопасности.

Однако г-на Ставицкого, который закрепил своей подписью соглашение с экологически небезгрешной компанией, это интересует меньше всего. С его легкой руки в 2012 г. право на разработку Олеского месторождения (Карпаты) получила также американская компания Сhevron. Новые конкурсы ожидаются в 2013 г.: по Слобожанской нефтегазоносной площади (Харьковская обл.), Форосской газоносной площади на шельфе Черного моря, а также по участкам на мелководном шельфе Прикерченской зоны.

По словам министра, Украина может выйти на профицит добычи газа уже через пять лет, если все будет развиваться по оптимистичному сценарию. "Это около 20 млрд кубов добычи в год, в худшем случае — не меньше 7–8 млрд кубометров. Если мы достигнем оптимистического сценария, это полностью решит вопрос дефицита", — уверяет Эдуард Ставицкий.

Станет ли это началом "сланцевой революции" или экологического краха, пока неизвестно, но личную революцию министр энергетики, похоже, уже устроил. Изюминка всех этих новых и будущих соглашений по разработке месторождений кроется в том, что международные компании, выигравшие конкурсы, будут добывать газ не одни. В соответствии с соглашениями о разделе продукции Юзовское месторождение будет осваиваться совместно с ООО "Надра Юзовская", в котором 90% принадлежит НАК "Надра Украины", а еще 10% — некоей компании-загадке "СПК-Геосервис". Эта же "прокладка" имеет свою долю и в ООО "Надра Олеская", подписавшем договор о разделе продукции с американской Сhevron. Темную лошадку "СПК-Геосервис" СМИ напрямую связывают с Эдуардом Ставицким, но прямых доказательств, указывающих на это, нет.

Реверсивный ход

Не менее активно новый топливный министр генерирует новости о расширении возможностей Украины по диверсификации импорта энергоносителей. Пробным шаром стало рамочное соглашение о купле-продаже голубого топлива, подписанное в мае прошлого года между "Нафтогазом України" и RWE Supply&Trading GmbH RWEST (Германия). Цена, конкретные объемы поставок и обязательства сторон тогда было решено оговаривать в отдельных контрактах.

В конце прошлого года были поставлены первые 56 млн куб. м через Польшу. В части налаживания альтернативных поставок голубого топлива правительственные чиновники строили весьма амбициозные планы, анонсируя возможность закупки топлива у Румынии и Турции по 2,5–3,5 млрд куб. м газа ежегодно (всего около 10 млрд кубов в год). Что составляет примерно 30% от общего объема, запланированного на текущий год газового импорта. Однако пока эти широко разрекламированные альтернативные поставки ограничились вышеупомянутыми мизерными объемами. Во многом из-за того, что Украине не удалось решить главный вопрос: договориться с соседними странами о маршруте поставок газа.

Однако новое руководство Минэнергоугля продолжает наводнять информационное пространство бойкими сообщениями об успехах. 18 января Эдуард Ставицкий заявил о том, что его подопечные трудятся над разработкой двух дополнительных маршрутов поставок газа из Европы. Позднее в профильном министерстве уточнили: разрабатываются словацкое и балканское направление. Через Словакию Украина планирует получать газ немецкой RWE. А через территорию Болгарии и Румынии импортировать топливо с турецкого LNG-терминала.

Кроме того, утверждают в министерстве, ведутся переговоры о поставках газа и через территорию Венгрии. В целом, по оценкам Минэнергоугля, только словацкое и балканское направления позволят Украине довести годовой объем импорта газа из Европы до 12 млрд куб. м. Это при том, что сейчас Киев закупает у Москвы около 32–33 млрд кубов газа в год. Вот только чиновники не говорят о том, что интерконнекторов, обеспечивающих реверсную прокачку больших объемов голубого топлива, у нас нет ни на словацкой, ни на румынской границах. А без них поставки технически невозможны.

"Газпром" не дремлет

По оценкам президента Киевского международного энергетического клуба Q-club Александра Тодийчука, для того чтобы транспортировать из Европы 1,5–2 млрд куб. м природного газа в год без ущерба для действующих транзитных мощностей, в ГТС необходимо инвестировать нескольких сотен миллионов евро. При экономии порядка $30–40 на 1 тыс. куб. м ($45–80 млн в год) такой проект мог бы окупиться в течение нескольких лет.

Однако взять нужную сумму "Нафтогазу", который и без того занимает деньги где только может, чтобы рассчитываться с "Газпромом", просто негде. К тому же потенциальные страны-транзитеры пока не дали своего окончательного согласия на прокачку газа Украине.

Скажем, та же Словакия пока ограничивается только обещаниями, что вполне объяснимо. На Братиславу активно давит "Газпром", угрожая сократить объемы прокачиваемого по территории Словакии голубого топлива. До 2028 г. объем ежегодной прокачки газа через эту страну должен ежегодно составлять 50 млрд куб. м. Но после введения в эксплуатацию газопровода Nord Stream у российского монополиста появилась возможность уменьшить эти поставки как минимум на треть.

Тот же финансовый интерес может поколебать и решимость Польши. Прошлой осенью польской компании PGNIG удалось выбить у "Газпрома" существенную скидку на газ. Поговаривают, что россияне согласились снизить цену для поляков с $500 до 400 за 1 тыс. куб. м в том числе и для того, чтобы повлиять на их решение по поводу транзита газа в сторону Украины. Безусловно, в процесс всегда может вмешаться Еврокомиссия, усмотрев в подобных действиях нарушение положений Энергетической хартии. Однако процесс согласования маршрута для наших переговорщиков в любом случае будет не из легких.

Не стоит также забывать, что у Украины нет опыта работы на спотовом газовом рынке. "Чтобы серьезно работать на спотовом рынке и заниматься реверсивными поставками, Украине надо создавать представительство в Европе, которое будет постоянно мониторить цены и своевременно заключать сделки. Если этого до сих пор нет, то, значит, не такая уж это хорошая перспектива", — уверен эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Игра на публику

Очевидно, что вся эта шумиха, поднятая вокруг альтернативных топливных поставок, должна не только убедить обывателей в кипучей деятельности топливного министерства и его руководства (что важно и для поддержания имиджа трудоголиков в глазах Президента), но и стать дополнительным аргументом в газовых переговорах с Россией.

Однако Москва уже давно перестала реагировать на подобные информационные провокации. Ведь в действительности о диверсификации поставок и говорить нечего: проект строительства LNG-терминала под вопросом, реверсные поставки из Европы на стадии обсуждения, результатов разработки сланцевых месторождений придется ждать еще не менее трех-пяти лет.

Пока же своими действиями топливное ведомство добилось другого результата: "Газпром" настойчиво уменьшает объемы транзита газа через Украину. По итогам 2012 г. он сократился на 20%, что, соответственно, снизило заработки "Нафтогаза". В январе руководство "Газпрома" обещало снизить транзит через Украину до 60–65%, что, впрочем, маловероятно. Но сокращаться он будет.

Главный же вывод из поднятой информационной шумихи состоит в том, что нынешнее руководство топливного ведомства продолжает работать в стиле своих предшественников, которые за годы независимости так и не смогли использовать ни одного шанса Украины спрыгнуть с газовой российской иглы.

    Реклама на dsnews.ua