• USD 39.5
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Все будет в Донбасс

Регионы будут получать деньги из центра по-новому. "ВД" изучила ситуацию на предмет возможной коррупции
Реклама на dsnews.ua

Жители 18 сел Кременского района Луганской области могут дать фору многим поборникам идеи самоорганизации граждан. В течение последних 10 лет на собраниях они сами расставляют приоритеты и сами находят средства для решения существующих проблем.

Не до бюджета

Все началось в 2002 году с того, что глава Кременского райсовета Юлия Назаренко объезжала каждое из 18 сел и устраивала с местными жителями что-то наподобие "мозговых штурмов". Чиновница была убеждена: если спустить инициативу в решении проблем на уровень конечных пользователей, с ее реализацией сложностей не возникнет. Важно было помочь людям верно расставить приоритеты.

Расчет оказался верным. "В Новоникольском (одно из 18 сел Кременского района — прим. "ВД") фельдшер ходил пешком, село длиннющее. Если бы у него было средство передвижения, всем стало бы легче. В итоге односельчане скинулись по три-пять гривен и купили велосипед. Теперь его можно оставлять без опаски где угодно, его никто не возьмет: "мои пять рублей, я вложил", — приводит пример Юлия Назаренко.

Но большинство проектов требовали стороннего финансирования, и селяне, в отличие от многих чиновников на местах, преуспели в его поиске. Они стали создавать свои общественные организации, и уже с их помощью привлекать деньги. "Один из наших проектов предусматривал выдачу инициативным группам и общественным организациям финансовой помощи для решения проблем конкретной территории. Речь шла о мелких суммах — 3-5 тысяч гривен. Идея заключалась в том, что общественная организация оплачивает материалы, а люди своими руками все делают. То есть для того, чтобы что-то сделать, людям нужно было собраться, определить, что для них важно, вложить свой труд — все это без помощи властей, — говорит Ирина Смага, глава ОО "Наша громада". — Так в одном селе появились автобусная остановка и пляж; в городе на заброшенных территориях построили детские площадки".

Постепенно к инициативе подключались другие села Кременского района. Сумев обучить местные общины, Кременная решила передать свой опыт другим. "Мы три года подряд подавали на государственное финансирование один проект — Центр обучения общин, — рассказывает Юлия Назаренко. — В первый раз нам сообщили, что экспертизу он прошел. Мы приступили к реализации, не дожидаясь официального результата. Вложили 200 тыс. грн. из местного бюджета, потом — еще двести. Но проект не утвердили. О причинах нам не известно. И потому я больше не вижу смысла тратить время на участие в таких конкурсах. Теперь мы сами проводим конкурсы среди своих общин — привлекаем финансирование из области и гранты".

Загадка Кабмина

Реклама на dsnews.ua

Над вопросом "по каким принципам средст­ва из госбюджета направляются в регионы "на социально-экономическое развитие", эксперты ломают голову не первый год. Первый вице-президент Ассоциации агентств регионального развития Украины Евгений Фишко, ранее работавший в Министерстве регионального развития, рассказал, как распределялись средства этой субвенции при прошлом правительстве: "Раньше регионы формировали перечни объектов. Межведомственная комиссия при министерстве рассматривала каждый проект и определяла, скажем, на основании демографических показателей, есть ли смысл строить школу в том или ином селе или нет. Сумма субвенции определялась исходя из технико-экономического обоснования поданных проектов, которые должны были пройти профессиональную экспертизу. Квота региона рассчитывалась по количеству населения".

Средства, таким образом, распределялись равномерно между регионами (подробнее — см. "Как поддер­живаются регионы из Центра").

кликните, чтобы увеличить

Все изменилось с приходом нового состава Кабмина. В текущем году почти половину всех субвенций "на социально-экономическое развитие отдельных территорий" получили две области — Донецкая и Одесская. Винницкой и Хмельницкой не досталось вообще ничего. Принципы, по которым распределялись эти деньги, из опрошенных "ВД" экспертов не смог пояснить никто.

В октябре Счетная палата опубликовала результаты проверки эффективности использования средств, выделенных регионам в виде субвенций на социально-экономическое развитие. Оказалось, что Львовская, Тернопольская и Ривненская области использовали средства с многочисленными нарушениями, среди которых — отсутствие проектно-сметной до­кументации для утвержденных на финансирование объектов, и несоответствие некоторых объектов стратегиям развития соответствующих регионов. Все предыдущие материалы СП на эту тему содержали почти тот же перечень претензий.

Распределение субвенций на социально-экономическое развитие — это результат лоббистской работы "избранных" мэров, глав райадминистраций и ОГА, народных депутатов, считают собеседники "ВД" из экспертной среды. Называемый при этом размер "отката" в разные годы варьируется: 15-30% и даже 50%. Но доказать это пока никто не взялся. Однако есть слухи, а есть сухие факты: Днепропетровская область в 2012 году получила по этой субвенции 2 млн грн., Львовская — 1 млн, а 500-тысячная Макеевка Донецкой области — 115 млн грн.

"Это вопрос, насколько вообще субвенции содействуют региональному развитию. Иногда они, возможно, даже противоречат реальным потребностям регионов, потому что слишком субъективны как критерии определения объектов финансирования, так и все последующие шаги, которые сопровождают субвенции, вплоть до выбора подрядчиков. Минэкономразвития как раз и удерживает этот процесс в субъективном коридоре, никак не желая выпускать его на объективные и прозрачные рельсы", — констатирует Игорь Абрамюк, эксперт-аналитик Института гражданского общества.

Но в 2013 году все должно измениться.

Корректировка

В начале 2012 года парламент внес поправку в Бюджетный кодекс и подкорректировал госбюджет текущего года, кардинально изменив схему распределения средств, "спускаемых" в регионы на цели социально-экономического развития. В частности, с 2013-го все проекты такого рода должны финансироваться только через государственный Фонд регионального развития. Его ресурс должен составить около 4 млрд грн. А принципы распределения средств — приобрести бльшую прозрачность.

Отбор проектов, финансируемых из Фонда, будет производиться по конкурсу комиссиями, созданными ОГА. В их состав, согласно постановлению Кабмина, входят как чиновники ОГА, так и представители общественных организаций, независимые эксперты. Один из ключевых критериев отбора — соответствие проекта стратегии развития той территории, на которой он будет реализовываться, — так инициаторы Фонда планировали бороться с субъективностью комиссий.

Еще один — и самый важный — механизм прозрачности заключается в четко прописанных региональных квотах. 70% средств Фонда распределяется среди областей в зависимости от численности населения, 30% — "с учетом проблем социально-экономического развития". Как пояснили "ВД" в Минэкономразвития, этот показатель определяется на основании валового регионального продукта в расчете на душу населения. 30% средств будут распределяться между регионами, где этот уровень ниже 75% от среднеукраинского.

В 2012 году Фонд регионального развития работает "в тестовом режиме": без конкурса — только на основании пред­ложений ОГА, и с чисто декларативным разделением на 70% и 30%. Почти 190 млн грн. из 30%-й квоты были распределены среди регионов, не имеющих формально проблем социально-экономического развития. Больше всего получила одна из самых "обеспеченных" областей — Донецкая, а вот "проблемные" Закарпатская, Ривненская и Черновицкая не получили ничего.

В утвержденном Кабмином перечне объектов, на которые в текущем году пошли деньги Фонда, в некоторых случаях вообще не определены конкретные объекты — только суммы. В одном случае не указан даже населенный пункт — только регион: более 42 млн грн. — Донецкой области.

Один из самых благополучных городов региона, Артемовск, получил почти 11,5 млн грн. как территория с проблемами социально-экономического развития на, в частности, абстрактные "капитальный ремонт и реконструкцию" жилищного фонда и объектов социальной сферы. Артемовский горсовет утвердил свой перечень проектов и мероприятий, которые надлежит финансировать из средств Фонда. Однако в том списке, который Артемовский горсовет выслал на запрос "ВД" и который реально финансируются из средств Фонда, нет 14 из 52 объектов, утвержденных горсоветом, притом что речь идет об одной и той же сумме — 5 млн грн. Как утверждались эти проекты и есть ли по ним вообще какая-то документация — в Минэкономразвития на вопрос "ВД" внятного ответа не дают.

Летом 2012 года ОГА сформировали свои комиссии для отбора проектов, которые будут финансироваться Фондом в 2013 году. Подавляющее большинство — за чиновниками тех же ОГА. На таком уровне комиссия может, по политическим либо коррупционным мотивам, исключить или необоснованно утвердить любой проект, соглашаются эксперты. О качестве и критериях отбора ОГА проектов, которые, в свою очередь, проводит Минэкономики, как в случае с Артемовском, можно поспорить. В самом ведомстве "ВД" сообщили только об "обобщении региональных перечней".

Собственными фондами

Фонд регионального развития не станет эффективным инструментом перераспределения средств до тех пор, пока главные принципы и процедуры его деятельности не будут определены отдельным законом, уверен Игорь Абрамюк. Пока же он регулируется только нормативно-правовыми актами правительства — значит, фактор субъективности, непрозрачности и непредсказуемости никто не отменял. Как отмечает эксперт, в идеале управлять Фондом должно специальное учреждение, операционная деятельность которого будет координироваться Минрегионстроем.

Стратегически же его работу должен направлять специально созданный координационный совет по региональному развитию, в который входили бы представители различных министерств, органов местного самоуправления, а также ученые, независимые эксперты. Этот совет должен рассматривать вопросы развития каждой конкретной территории в комплексе, оценивая отдельные проекты в увязке с общегосударственной стратегией регионального развития и со стратегиями развития каждого конкретного региона.

А тем временем в Кременной ожидают присвоения району статуса курорта местного значения. Сегодня каждое село района, помимо стратегии, имеет даже свой рекламный буклет и готовит приманки для туристов. "Гидрокарбонатная вода, которую разливают по бутылкам, у нас просто в озерах", — с гордостью сообщает Юлия Назаренко. Глава райсовета мечтает, что вокруг существующей там олимпийской базы вырастет олимпийская деревня, а среди растянувшегося на 151 гектар рукотворного леса появятся новые санатории. На одного отдыхающего будет приходиться по семь человек персонала, по мнению г-жи Назаренко, — это новые рабочие места в районе, где не осталось крупных предприятий и откуда выезжает молодежь.

Чтобы удержать людей, два года назад в Кременной, где раньше не было ни одного вуза, добились от­крытия филиала Луганского сельскохозяйственного университета. "У нас есть, в первую очередь, плодородные земли. Если мы создаем курорт местного значения, значит, необходимы экологически чистые продукты. Все, что человек потребляет, должно производиться у нас", — говорит Юлия Назаренко. Инвесторы здесь появятся сразу после получения курортного статуса, уверена она. "Пора отвыкать от подачек государства", — считает Ирина Смага.  

    Реклама на dsnews.ua