• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

WANTED

Мы удивляемся: вот они, не скрываясь, передвигаются за границей, а ведь передавали, что их ищет Интерпол! Оказывается, официальные заявления правоохра
Реклама на dsnews.ua
Мы удивляемся: вот они, не скрываясь, передвигаются за границей, а ведь передавали, что их ищет Интерпол! Оказывается, официальные заявления правоохранителей о том, что высокопоставленный чиновник, известный политик или влиятельный бизнесмен, уклоняющийся от уголовной ответственности, объявлен в международный розыск, часто не соответствуют действительности. Как выяснила "ВД", многие VIP-подозреваемые так и не попадают в базу данных Интерпола.

Агенты Интерпола — личности особо скрытные и осторожные. Поэтому "ВД" заручилась поддержкой персоны, имеющей прямой выход на сотрудников этой закрытой структуры в Украине. По понятным причинам мы не называем человека, согласившегося перевоплотиться в "агента" редакции. Именно с его помощью нам удалось убедить действующего сотрудника Укрбюро Интерпола проверить через телекоммуникационную систему І-24/7 информацию о том, кто из публично объявленных Украиной в международный розыск высокопоставленных лиц действительно находился в базе данных Международной организации уголовной полиции.

Перечень фамилий, который "ВД" попросила проверить, возглавил Вячеслав Супруненко, депутат Киевского горсовета, долгое время приходившийся зятем мэру столицы Леониду Черновецкому. В начале апреля Генеральная прокуратура возбудила в отношении него уголовное дело по подозрению в причаст­ности к разбойному нападению.

А чуть позже Генпрокурор Виктор Пшонка публично подтвердил журналистам, что Супруненко объявлен в международный розыск. И хотя найти его по горячим следам правоохранителям не удается, в СМИ "призрак" Супруненко появляется часто: его якобы видели в Италии, на Кипре, в Греции и даже в Индии. Только почему-то в рабочей базе Интерпола он еще не "наследил".

Кроме столичного бизнесмена, нас интересовал Эдуард Смоляр, экс-глава Одесского ПУКСа (Представительство по управлению коммунальной собственностью) в команде бывшего мэра Одессы Эдуарда Гурвица. Смоляр был задержан по подозрению в незаконном отчуждении городской собственности на 38 млн грн., затем выпущен из СИЗО под подписку о невыезде, после чего якобы уехал в Израиль и пропал из поля зрения журналистов и правоохранителей. Одесская областная прокуратура сообщила, что он объявлен в международный розыск.

Третьим в нашем списке значился глава Харьковской областной организации "Батькивщина", бывший губернатор Харьковщины Арсен Аваков, в отношении которого возбуждено уголовное дело по подозрению в незаконном отчуждении более 50 га земли. Аваков — единственный, кого удалось обнаружить в базе данных Международной организации уголовной полиции.

В карточке бывшего губернатора обозначено, что он уже снят с розыска. Это подтверждает прозвучавшую ранее информацию о том, что правоохранительные органы Италии задержали Авакова в связи с розыском, после чего он был выпущен судом в Риме под домашний арест до решения вопроса об экстрадиции в Украину.

Реклама на dsnews.ua

Что же касается остальных лиц, якобы находящихся в международном розыске (подробнее — см. "Их не ищет Интерпол" — cтр., 42), судя по всему, Интерпол на самом деле их не разыскивает. Получается, органы прокуратуры сообщают о возбуждении уголовных дел против ряда влиятельных персон и подаче сведений в Укрбюро Интерпола, но материалы почему-то не попадают в базы данных Генерального секретариата Интерпола.

Презентационная и закрытая версии

За информацией о том, кого разыскивает Интерпол, журналисты первым делом идут на официальный сайт Генерального секретариата этой структуры. Там в открытом доступе представлен некий весьма усеченный список разыскиваемых лиц из всех стран — членов Интерпола (таковых сейчас 190). СМИ неоднократно обращали внимание на то, что многих высокопоставленных беглецов в нем нет.

"На сайте Укрбюро информация по разыскиваемым лицам вообще не размещается, только на сайте Генерального секретариата Интерпола в Лионе (Франция). Там публикуется неполный список, поскольку есть порядок определения, какая информация подлежит публикации, а какая нет, — поясняет Юрий Харченко, сотрудник Укрбюро Интерпола. — Это определяют инициаторы розыска".

По словам собеседника, согласно правилам Международной организации уголовной полиции, Генеральный секретариат организации в определенных случаях получает добро на размещение сообщения о розыске на публичной части сайта. Но это происходит крайне редко. Всю гласную информацию о лицах в международном розыске каждый может отыскать по ссылке: http://www.interpol.int/Wanted-Persons.

Из известных украинцев здесь мы обнаружили лишь Богдана Данилишина, министра экономики в правительстве Тимошенко, получившего политическое убежище в Чехии. Зато никого, скажем, из якобы разыскиваемых правоохранителями представителей "команды Черновецкого" здесь нет. "Раздел о розыске сродни вывешиванию объявлений "Увага — розшук!" возле райотдела милиции. Туда попадают единицы, для показа публике", — констатирует бывший сотрудник Интерпола, пожелавший сохранить инкогнито.

Полная база разыскиваемых лиц доступна лишь через рабочую систему интерполовцев, официальное название которой — "Телекоммуникационная система — I-24/7". Цифры обозначают, что работает она круглосуточно семь дней в неделю. С помощью этой системы сотрудники Нацбюро Интерпола наполняют информацией банки данных, в т. ч. базу разыскиваемых лиц — ASF.

Агенты Интерпола получают данные и проверяют те или иные сведения по банкам данных в режиме онлайн. Пересылают информацию также мгновенно: секунда — и циркуляр о розыске получают абсолютно все национальные бюро Интерпола по всему миру. В базе ASF, по нашим данным, и не оказалось целого ряда лиц, которые, судя по заявлениям представителей прокуратуры, были объявлены в международный розыск.

Слабое звено в сильной системе

У сотрудников Укрбюро Интерпола индивидуальные ключи доступа (логин и пароль) к системе I-24/7. Благодаря им видно, кто и какую информацию вносил в базу данных. Отпечаток о корректировках остается в системе навсегда (при этом, если сотрудник Укрбюро просто просматривал информацию о персоне, объявленной в розыск украинской стороной, такие его действия отслежены не будут).

На вопросы "ВД" о том, могут ли высокопоставленные беглецы, используя связи и деньги, удалиться из базы, нынешние и бывшие сотрудники Укрбюро Интерпола чаще всего отвечали категорично. "В обход законной процедуры возможности непопадания, внесения или удаления информации о международном розыске лица не существует", — утверждает Юрий Харченко.

Рядовой сотрудник, действительно, вряд ли согласится снять отметку о розыске или же не внести информацию в базу, какой бы суммой его ни манили. Каждый, кто имеет доступ к системе, понимает: внеся несанкционированные корректировки, он будет быстро вычислен по ключам доступа. Не меньшим рискам он подвергает себя и при невнесении в систему информации о розыске по представлению уполномоченных органов. Сотрудник, отправивший "в стол" бумаги, расписанные на него, серьезно рискует личной свободой.

Другое дело, если решение о невнесении в базу или снятии человека с розыска принимается на уровне руководства правоохранительных органов. Увы, мы не можем не допустить такую возможность. Тем более что у руководителей Интерпола есть допуск к базе, позволяющий вносить корректировки, и с подобными прось­бами к ним пытаются обращаться.

Это подтверждает Кирилл Куликов, экс-глава Национального центрального бюро Интерпола в Украине (2005- 2007 гг.), вспоминая времена своего руководства этим ведомством: "Как-то пришел ко мне один из начальников МВД и говорит: "Давай снимем Бакая (Игорь Бакай — экс-глава НАК "Нафтогаз Украины" и Госуправделами — прим. "ВД") с розыска". И показывает на пальцах двух рук сумму денег. Я покрутил пальцем у виска, сказал, что это невозможно, и показал, с какой стороны закрывается дверь. А потом Бакай закрыл все дела во всех судах и был снят с розыска".

Между тем "ВД" все-таки приходилось слышать утверждения бывших интерполовцев о том, что данные из баз розыска исчезали. Хотя далее речь пойдет о базе, в которую вносят лиц, объявленных в межгосударственный, а не международный розыск, считаем эту информацию заслуживающей внимания. "По делу Руслана Боделана в базах данных розыска российского МВД в 2005 г. была стерта вся информация о межгосударственном (по всему СНГ) розыске, введенная в эту базу ранее по соответствующему обращению Одесского областного УМВД, — заявил "ВД" Ростислав Вергелес, экс-глава НЦБ Интерпола в Украине (2007-2008 гг.). — Милиция в Украине видела, что розыск по нему есть, а ни одно подразделение российской милиции у себя эту информацию не видело. Обращаю внимание: из баз Интерпола его имя не исчезало. Оно исчезло из базы данных межгосударственного розыска лиц, которую наполняет ГИАЦ МВД РФ. Это разные системы учета разыскиваемых".

Наконец, не исключено, что информация о персонах, якобы объявленных в розыск, никогда в Укрбюро Интерпола и не поступала. Уже после ухода с должности Ростислав Вергелес озвучил в одном из интервью шокирующую информацию. Интерпол никогда не искал экс-министра внутренних дел Николая Билоконя! А ведь в 2005 г., когда Вергелес занимал должность замглавы НЦБ Интерпола в Украине, представители МВД утверждали, что экс-министр находится в международном розыске. Эти заявления, как следует из слов г-на Вергелеса, были дезинформацией.

"Объявить человека в розыск можно лишь в том случае, если против него вынесено постановление о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. А против Николая Билоконя уголовного дела не возбуждалось", — пояснил Вергелес и признался, что один из заместителей министра МВД устно без оформления документов приказывал ему готовить обращение в российское бюро Интерпола по поводу проверки Билоконя.

К мнению о том, что дезинформация — наиболее вероятное объяснение отсутствию в базе Интерпола известных украинских беглецов, склоняются и другие собеседники "ВД" (подробнее — см. блиц-интервью с Геннадием Москалем и Кириллом Куликовым).

Подозрения

Между тем правоохранительные органы создают дополнительную путаницу собственными заявлениями, чем только удобряют почву для подозрений. За последние два года несколько раз возникали ситуации, когда после сообщения должностных лиц о том, что очередной известный подозреваемый объявлен в международный розыск, вдруг появлялось официальное опровержение.

Такая неразбериха сложилась, например, вокруг информации о международном розыске бывшего начальника Ильичевского морского торгового порта Константина Лавриненко, которым правоохранители заинтересовались в связи с сомнительным подрядом на $10 млн с частной компанией. Сначала о том, что Лавриненко объявлен в международный розыск, заявил в интервью изданию "Коммерсантъ-Украина" вице-премьер Борис Колесников.

Затем ГПУ опровергла его слова. И, наконец, в прокуратуре Одесской области все-таки подтвердили, что бывший директор госпредприятия находится в розыске. Вместе с тем, по данным "ВД", в базу Интерпола информация о нем по состоянию на конец мая не вносилась.

Странное поведение силовиков рождает малоприятные для них версии. Одесситы, например, судачат о том, во сколько обошелся выход "на лечение" из СИЗО Эдуарду Смоляру, которого с тех пор в городе не видели. "Смоляра ищут только на словах. Он в Израиле, потому что ему дали возможность уехать. Его бывшие соратники называют цифры, в которые обошлась "договоренность", — от $1 млн до $2 млн, — рассказывает Михаил Шмушкович, депутат Одесского облсовета. — Видимо, ему помогли "решить вопрос" на очень высоком уровне". Теперь, похоже, у одесситов появилась возможность обсудить новые суммы — за невключение бывшего чиновника в базу Интерпола.

"ВД" не берется утверждать, какое из ведомств блефует и благодаря какому из них информации об объявлении в международный розыск целого ряда экс-чиновников, бизнесменов и политиков не оказалось в системе Интерпола. Ситуацию могли бы прояснить официальные комментарии. Мы поставили целый ряд вопросов в запросах к Укрбюро Интерпола и ГПУ. На момент сдачи статьи они остались без ответа.

Особенно любопытна в этом отношении позиция Ген­прокуратуры. Ведь именно представители ГПУ и областных прокуратур чаще всего заявляли о том, что заинтересовавшие нас лица объявлены в международный розыск. Если, конечно, эти сообщения не дезинформация и материалы по VIP-подозреваемым действительно были переданы в Интерпол.  

    Реклама на dsnews.ua