Когда Европа будет добывать газ на комете Чурюмова-Герасименко

Согласно последним исследованиям, на комете 67Р могут быть богатейшие запасы нефти, газа, карбона и даже платины
Фото: aanda.org

Космический аппарат Rosetta сделал очередное открытие: обнаружил кислород в газовом облаке вблизи кометы Чурюмова-Герасименко. Новое исследование, результаты которого опубликованы в журнале Nature, опровергает многие постулаты существующей сейчас теории формирования Солнечной системы. По мнению ученых, молекулы кислорода наверняка присутствовали в "первородном" веществе, из которого образовалась Солнечная система, и которое осталось в кометах с тех пор в неизменном виде. До сих пор в облаках из пыли и газа, окружающих ядро комет, находили воду, угарный и углекислый газы, но на кислород и намека не было.

Ученые в восторге от открытия, тогда как скептики недоумевают, зачем это нужно и какой смысл вкладывать в подобные проекты миллиарды долларов: официальный бюджет миссии Rosetta, самого амбициозного межпланетного проекта Европейского космического агентства, - $1,3 млрд, но по неофициальной информации он достигает $1,5 млрд. Неужели практичная Европа пошла на такие траты исключительно ради удовлетворения любопытства ученых, решивших детально исследовать комету?

Руководители миссии утверждают, что кометы - очень древние космические тела и, если изучить их состав, можно узнать много интересного о ранних этапах формирования Солнечной системы и даже о том, как кометы повлияли на развитие жизни на Земле. Именно кометы считаются древнейшими объектами, сохранившими вещество от самых ранних этапов развития Солнечной системы. Однако платить бешеные деньги за "много интересного" о юности Солнечной системы никто бы не стал, как и за открытия вроде того, что форма кометы Чурюмова-Герасименко напоминает "резиновую уточку". Как показывает практика, вся европейская наука имеет совершенно прикладной характер, и правительства готовы вкладывать деньги только в проекты, которые сулят прибыли, существенно превышающие инвестиции.

Очевидно, что комета рассматривается как потенциальный источник ресурсов. Запасы нефти, газа, полезных ископаемых на Земле ограничены, все они давно поделены, и Европа имеет к ним мало отношения. Так что приходится ей обращать свои взоры в космос. На самом деле, наука - это разведка неизвестно чего, но в перспективных местах. Не исключено, что ученые миссии Rosetta не очень хорошо осознают, что именно ищут. В частности, на комете может оказаться много замороженного и вследствие этого очень концентрированного метана, который давно используется как для бытовых нужд, так и в качестве альтернативного топлива для автомобилей. Кроме того, комета может располагать сырьем для химической промышленности, например, производства пластика: делать его было бы дешевле из уже готового ацетилена и бензола, которые теоретически должны быть в составе Чурюмова-Герасименко. С такой же долей вероятности там могут присутствовать аминокислоты и полиэтилен.

Причем, как недавно выяснилось, организаторы миссии движутся в верном направлении. В июльском номере журнала Science вышла статья, в которой ученые утверждали, что кометы являются космическими "лабораториями жизни". Осенью 2014 года аппарат Rosetta переслал на Землю информацию о том, что комета Чурюмова-Герасименко пахнет тухлыми яйцами, а значит, наверняка изобилует органикой. В результате гипотеза подтвердилась: на комете обнаружили 16 органических соединений, причем о присутствии четырех из них, включая ацетон, ранее никто и не подозревал. "На комете есть все необходимые органические соединения для формирования основ жизни. Присутствующие в их составе вода, метан, углекислый газ, аммиак и многое другое вступают в реакцию, когда комета врезается в планету наподобие нашей Земли", - рассказывает главный исследователь миссии Марк МакКогрин. То есть, комета содержит необходимые строительные блоки для формирования сложных молекул аминокислот. Подобные открытия говорят о том, что у комет действительно высокий "практический" потенциал, который, возможно, в ближайшее время ученые раскроют.

Не исключено также, что на кометах есть золото и платина. Хотя до недавних пор эти небесные тела не рассматривались как источники ценных металлов, исследования последних лет такую возможность допускают. Такие заключения основаны на гипотезе, что кометы по составу гораздо больше похожи, чем это принято считать, на астероиды.

В частности, по данным NASA, на одном богатом платиной астероиде имеется почти в 174 раза больше этого металла, чем добывается на Земле в год и в 1,5 раза больше всех известных мировых запасов платины. Как оказалось, состав комет и астероидов мало различается, разве что кометы содержат больше льда. Так, команда NASA Deep Space 1 выяснила, что поверхность кометы Боррелли не ледяная, а наоборот - горячая и сухая, а лед прячется под ее поверхностью. Точно так же некоторые астероиды содержат воду в виде льда, который лежит под поверхностью. Недавние открытия показали, что пыль кометы очень напоминает пыль астероида, что позволяет предположить, что их состав аналогичен. Поскольку кометы обладают легко испаряющимися материалами, при попадании в нашу солнечную систему часть воды улетучивается, образуя хвост. И, в конце концов, когда вода и другие легкоплавкие материалы исчезают, комета становится обычным астероидом, на котором вполне могут быть ценные металлы.

Еще одна "полезная" особенность комет заключается в том, что состоят они в основном из снега, но при этом являются самыми черными объектами во Вселенной. Это значит, что на поверхности комет находится какое-то очень жесткое вещество, позволяющее небесному телу сохранять свою структуру. К примеру, это может быть карбон, который прочнее любой брони. Кстати, это объясняет, почему аппарат Philae так и не смог закрепиться на поверхности кометы - соприкоснувшись с экстремально твердой поверхностью, ледобуры в ножках модуля не сработали. По этой же причине модуль закрутился и отскочил от выбранной для посадки площадки на комете в теневую зону, в результате чего его батареи сели. Так что гипотеза о карбоновой корке, покрывающей комету, наверняка соответствует действительности.

А если это и не карбон, а какой-то другой космический сверхпрочный материал, то исследовав его состав, можно создать земной аналог для производства мощнейшей противоударной военной техники, фюзеляжей самолетов, бронежилетов и т.п. Кстати, комету Чурюмова - Герасименко выбрали для исследований, поскольку у нее почти круговая орбита. Кометы с вытянутыми орбитами слишком приближены к Солнцу и много полезного с их поверхности испаряется. Чурюмова-Герасименко в этом отношении стабильна: она экстремально не нагревается и не замерзает до минут 250 градусов. Ученые говорят, что это большая редкость: таких комет не более 1% от их общего числа.

Разумеется, если на комете и обнаружатся ценные металлы и полезные ископаемые, глобальное промышленное освоение небесных тел стартует не завтра. Добывать ресурсы начнут, как только это станет дешевле, чем на Земле или же когда будет не на много дороже. Стоимость доставки из космоса на нашу планету килограмма любых полезные веществ пока сопоставима с затратами на подъем этого килограмма на орбиту. Пока это невыгодно, даже если на кометах и астероидах добывать алмазы и золото.

Готовясь к освоению небесных тел, ученые даже разработали концепцию и технические решения для добычи из астероидов, осталось просто воплотить их в реальность. Но пока тратить немалые деньги прямо сейчас, не имея для этого весомого экономического аргумента, нецелесообразно. Потому Европа с нетерпением ждет убедительных аргументов для начала глобальной разработки кометы. Так что, очевидно, что реальная миссия Rosetta не столько об исследовании Солнечной системы, сколько о том, сколько можно потенциально заработать на кометах.