Ученые побеждают онкоболезни c помощью вирусов

Уже доказано, что убивать онкоклетки могут многие вакцинные штаммы. На этот раз вакциной против кори полностью вылечили рак крови
Штамм вируса кори убивает рак максимально "аккуратно", не повреждая здоровые клетки организма

Исследователям из американской сети клиник Mayo, которая уже более 150 лет борется с самыми тяжелыми заболеваниями, удалось вылечить рак крови весьма неожиданным способом. Пациентке внутривенно ввели ударную дозу вакцины от кори, которой можно было бы привить примерно 10 миллионов человек. В результате все раковые клетки были уничтожены, а здоровая ткань осталась  неповрежденной.

Попытки "натравить" на опухоль инфекции разного рода предпринимаются давно. Еще в 1911 году больного с последней стадией рака желудка укусила бешеная собака. Ему были сделаны пастеровские прививки живой ослабленной вакциной, и он стал выздоравливать. Выяснилось, что некоторые микробы и клеточные паразиты предпочитают размножаться именно в раковых клетках, убивая их. Вирусу все равно, на каких клетках паразитировать - здоровых или больных. А на раковых, учитывая их быстрый рост, размножаться проще.

Сейчас в мире проводятся глобальные исследования о влиянии различных вирусов на рак. В частности, доказано, что убивать онко-клетки могут многие вакцинные штаммы оспы, паротита, полиомиэлита и даже гриппа. Так, ученые из Университета Оттавы изменили вирус висповакцины, который раньше использовали для прививки против оспы. Новый вирус, названный JX-594, ввели в различных дозах в кровь 23 больных раком. Инъекции остановили дальнейший рост опухолей.

Исследователи Университета Yale доказали, что рак можно вылечить с помощью вируса везикулярного стоматита. Ранее они обнаружили, что он лечит рак мозга у лабораторных мышей. В ходе эксперимента вирус эффективно определил и уничтожил 13 различных сарком.

Пытаются использовать для лечения рака и другие микроорганизмы - листерию (возбудитель листериоза), вирус Коксаки, который вызывает целый букет болезней, от менингита до тяжелой ангины. Недавно ученые из центра рака канадской провинции Альберта обратили внимание на реовирусы, которые вызывают либо нетяжелое ОРВИ, либо легкое расстройство кишечника, но могут убивать клетки рака яичника, молочной и поджелудочной железы, один из видов рака головного мозга. Клетки опухоли попросту "расплавляются", а здоровые не страдают. Канадцы намерены провести широкие клинические испытания нового метода.

Что касается клиники Mayo, то здесь уже давно изучают штаммы вируса кори. До того, как вылечить рак крови, с помощью этого вируса ученые нашли способ избавиться от рака простаты. Исследователи ввели вакцинный штамм вируса MV-CEA мышам с болезнью в той стадии, когда опухоль проросла в соседние ткани или дала метастазы в другие органы. Удалось добиться полного удаления опухоли, что хирургическими или другими методами в таких случаях невозможно. Более того, у мышей, которым ввели вирус, средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое по сравнению с контрольной группой, не получавшей лечения.

Вирус кори помог ученым Mayo вылечить и запущенную стадию рака крови. Пациентке, которая болела множественной миеломой в течение 10 лет, ввели дозу вакцины против кори (MV-NIS), достаточную для вакцинации 10 миллионов человек. Первое время у больной наблюдалась рвота, дрожь и повышение температуры. Но после этого состояние улучшилось и в течение нескольких недель раковые опухоли полностью исчезли. Руководитель исследований, доктор Стивен Рассел, поясняет, что попадая в организм,  вакцина притягивается к определенным раковым клеткам. Вирус кори сцепляется с ними и использует их для своего размножения. При этом разрушаются оболочки онко-клеток, а иммунная система человека уничтожает все то, что осталось после разрушения - она начинает воспринимать рак как вирусное заболевание. Таким образом, вакцина лишь помечает зараженные клетки и разрушает их защитные барьеры, а остальное делает сам организм.

На сегодняшний день это самый простой способ лечения рака, тем более что он имеет мало побочных эффектов. Но врачам клиник Mayo теперь предстоят более развернутые исследования. Кроме того, необходимо решить немало сложных вопросов. Например, как лечить тех, кто уже болел корью и чей организм становится невосприимчив к вакцине? В любом случае, новая разработка способна вывести технологии лечения рака на кардинально новый уровень.