• USD 39.2
  • EUR 42.4
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Святослав Ханенко: Главврач Майдана

Главная проблема организаторов уличных акций протеста, которые проходят зимой, — риск обморожения участников. Лучше других это знает Святослав Х
Реклама на dsnews.ua

Один из любопытных трендов нового состава Верховной Рады — рост количества депутатов-врачей. Очевидно, это указывает не только на слабое здоровье страны, но и на усиление влиятельности выходцев из медицинского бизнеса. Попал в парламент и главврач Майдана Святослав Ханенко. В 2004-2005 гг. он координировал медицинскую службу оранжевой революции. Но 7 лет спустя депутатский статус получил по списку "Свободы". Времени прошло много, а его риторика по поводу медицинской реформы все та же.

Главная проблема организаторов уличных акций протеста, которые проходят зимой, — риск обморожения участников. Лучше других это знает Святослав Ханенко, который в 2004-2005 годах возглавлял медицинскую службу оранжевой революции. Тогда владелец нескольких успешных медицинских центров рискнул с головой окунуться в политику. Правда, на трибуне его видно не было. В качестве главврача Майдана он постоянно координировал работу "скорых" и других медслужб Киева, чтобы обошлось без пострадавших. Его распоряжения выполнялись врачами вопреки любой субординации — ведь нужно было максимально оперативно реагировать, когда у кого-то из "майдановцев" появлялись раны, расстройство желудка или даже начинались роды. Когда же революционные волнения закончились, пришло время делить победу. И в качестве награды Ханенко получил портфель первого заместителя министра здравоохранения. Впрочем, уже через 9 месяцев тогдашний президент Виктор Ющенко его уволил, а в 2007 году Ханенко и вовсе вышел из партии "Наша Украина" — "по моральным и идеологическим причинам".

Но разочарование политикой длилось недолго. В новоизбранном парламенте Святослав Ханенко появился уже в рядах партии "Свобода". Депутатский значок он получил, имея 24-й номер в партийном списке — возглавил подкомитет по медицинской реформе.

И теперь вынужден начинать общение с "ВД" с заверений, что идеология националистов никаких диких проявлений в медицинской реформе не обретет: "Врачи будут работать, а пациенты — получать помощь без каких-либо ограничений по национальному признаку".

  За последние 8 лет вы побывали в двух политических партиях. Чем "Наша Украина отличается от "Свободы"?

— Сложно сравнивать, потому что в "Нашей Украине" я не был партийным функционером. В 2005 году я участвовал в учредительном съезде партии, но затем сконцентрировался на работе в Минздраве. В 2007 году я понял, что не могу быть частью того, что происходило в партии. Идеология и ее реализация оказались совсем не такими, как декларировалось. Ну а идеология "Свободы" мне ближе, и я сразу был востребован как организатор. Мне доверили создавать киевскую областную организацию, возглавлять и развивать ее в течение последних 4,5 лет. Для меня очень важной является искренность лидера партии Олега Тягныбока. Он уникальная личность, его будут любить украинцы.

  То же самое в свое время говорили и о Викторе Ющенко. Чем он вас разочаровал?

Реклама на dsnews.ua

— Если говорить о нем, то все очень неоднозначно. Я бы не хотел комментировать его действия.

  Ваше отношение к Ющенко изменилось после того, как он отправил в отставку правительство, в котором вы работали?

— Нет, тогда в отставку я ушел вместе с командой, это абсолютно логично. После ухода из Минздрава я продолжал работать в "Нашей Украине", но то, что я видел изнутри, не соответствовало внешним заявлениям. Именно это стало причиной моего решения. Я почувствовал, что нужно отойти от политики, что это не мое.

  Представители Партии регионов уже сегодня прямо заявляют, что Олег Тягныбок для них — самый приемлемый соперник во втором туре президентских выборов 2015 года. Очевидно, что это упростило бы агитационную риторику и победу Виктору Януковичу. Как в "Свободе" восприняли эти заявления?

— Заявления эти, безусловно, провокационные. Мы стоим на позициях необходимости решения этого вопроса в рамках объединенной оппозиции. Относительно единого кандидата в президенты от оппозиционных сил, очевидно, будет коллегиальное решение. Мы прекрасно осознаем ответственность этого решения. Действовать нужно, исходя не из чьего-то желания занять высокий пост, а из того, что на этой должности будет делаться. После победы кандидата от оппозиции на президентских выборах 2015 года всем работы хватит. Ведь сегодня у нас прак­тически феодальное государство. Как привести его к народовластию — большой вопрос, над которым нужно думать в дискуссиях о кандидатуре на президентские выборы.

  То есть "Свобода" не будет выдвигать своего кандидата на президентские выборы, несмотря ни на что?

— Думаю, сегодня так ставить вопрос не совсем правильно.

К окончательному решению по этому поводу мы будем двигаться всеми партиями, которые входят в объединенную оппозицию. И цель будет — не кандидатура, а преобразования в стране. Именно этого ждут от нас люди.

  Относительно ожиданий людей — вы уверены, что после депутатских обещаний сделать все для повышения уровня жизни в стране избиратели ждут от Рады дискуссий о словах гимна, графе "национальность" и способе голосования? Не слишком ли быстро партии забыли о реальных ожиданиях?

— Вы ошибаетесь, если думаете, что для избирателей важен только вопрос уровня жизни. На выборах я работал в Киевской области, состоялось огромное количество встреч, и вопрос государственного языка постоянно поднимался. Тем более что "Свобода" — идеологическая партия. Мы отстаиваем националистические позиции. Люди понимают, что проблемы в ЖКХ или аграрном секторе — это производная от отсутствия в стране социальной и национальной справедливости.

Корпоративный медик

Финансовую независимость Святославу Ханенко обеспечило несколько частных медучреждений в Киеве. Совладельцем первого актива в этой отрасли он стал в 1990-х, после приватизации "Строительно-грузового треста №1". На базе медико-санитарной части предприятия был создан медицинский комплекс "Сырец". Связи со строительными предприятиями удалось сохранить, что обеспечило первые стабильные долгосрочные контракты. Сегодня же среди клиентов, отправляющих своих сотрудников на обязательный медосмотр в "Сырец", такие гиганты, как "Кока-Кола Бевериджиз Украина", "МакДональдс Украина", "Укртелеком", Национальный Банк Украины, строительные гипермаркеты "Эпицентр", отели HYATT и Intercontinental.

В качестве одного из направлений бизнеса Ханенко решил развивать и семейную медицину. Сначала в этом формате заработала небольшая стоматологическая клиника, а затем и заведения общей практики — "Формула здоровья". И все же основной доход медицинского бизнеса Ханенко — корпоративные клиенты.

С приходом политики в жизнь бизнесмена-медика его активы, в соответствии с печальной традицией, стали менее публичными. Тем более, сегодня речь идет о депутате-оппозиционере. В СМИ оппоненты пытались было упрекнуть Ханенко в "дорогом автомобиле за $60 тысяч", на котором он сопровождал Олега Тягныбока в поездке в Винницкую область. Но на деле этим автомобилем оказался Nissan X-Trail стоимостью около $30 тыс., которым можно только рассмешить парламентских модников, паркующих возле Рады свои эксклюзивные авто. Впрочем, кое-где Ханенко в своей скромности явно перестарался. Баллотируясь в депутаты, он задекларировал годовой доход в размере 29 449 грн. Получается, бизнесмен едва сводил концы с концами на 2,5 тыс. грн. в месяц. На этом фоне зарплата депутата — просто финансовый прорыв.

  Созданный вами медицинский бизнес зависим от корпоративных клиентов. Просчитывали ли вы риск того, что политическая деятельность может негативно сказаться на бизнесе и отбить охоту корпоративных клиентов иметь дело с такими компаниями?

— Масштаб этого бизнеса небольшой и, надеюсь, организован он так, что продолжит успешно работать, несмотря на мой выход из него. В политику я пошел по внутреннему призванию, и прежде чем стать партийным функционером в "Свободе", прекрасно осознавал существующие риски. На вопрос "боюсь — не боюсь" у меня ответ простой: на все воля Божья. Делай, что должно, и будь, что будет. Честно говоря, этот же вопрос я задавал три года назад Олегу Тягныбоку. Он тогда ответил тоже просто: "Над нами есть Всевышний — бояться нечего".

  Насколько доходным сегодня в Украине сегодня является медицинский бизнес?

— Если посмотреть на главных игроков рынка медицинских услуг и фармацевтики, везде мелькают фамилии, известные в украинском политикуме. Нередко это дети высокопоставленных чиновников. Понятно, что они не работали бы на этом рынке, если бы он не был доходным. Он очень привлекателен и, безусловно, перспективен. Но из-за этих громких фамилий, особенно, на фармацевтическом рынке в значительной мере присутствует коррупция. Об этом знают все. Законодательство и правоохранительные органы на это адекватно не реагируют. Это серьезно сдерживает развитие рынка в целом.

  За корпоративных клиентов частный медкомплекс "Сырец" конкурирует с государственными больницами. Судя по тому, что "Сырец" считается лидером киевского рынка медосмотров, конкуренция выигрывается. За счет чего?

— "Сырец" никогда и близко не был лидером рынка медосмотров. Этот рынок очень специфичен. Преимуществом частных центров является прозрачность услуг и финансов. Это во многом определяет выбор корпоративных клиентов. Государственная медицина развивается в условиях огромного теневого оборота финансовых ресурсов. Эта проблема тотально поразила всю отрасль и уже приводит к деградации внутрисистемных отношений. Этот рынок необходимо сделать легальным и прозрачным. Украинцы уже давно готовы платить за качественные медицинские услуги. Но когда это касается государственных больниц, встает вопрос: как платить, кому и за что.

  Как депутат-медик из фракции, которую возглавляет тоже медик, вы должны знать ответы на эти вопросы, не так ли?

— Моя позиция: деньги, предусмотренные в госбюджете на медицину, должны быть закреплены не за медучреждениями, а за пациентами. Принцип "деньги идут за пациентом" уже достаточно известен, его нужно просто реализовать. Кроме того, нужно, чтобы частные и коммунальные медучреждения работали по одинаковым правилам.

  Вы имеете в виду, что частные больницы тоже будут претендовать на деньги госбюджета?

— Я считаю, что если деньги из госбюджета следуют за пациентом, он сам примет решение, где ему лучше лечиться. В этом и есть логика правильных взаимоотношений между заказчиком медицинской услуги и ее исполнителем. Сегодня же частные медучреждения выживают, как Бог на душу положит, а государственные действуют за деньги бюджета и ответственность их стремится к нулю. Эту ситуацию будем менять.

Реформатор

"Автор реформы, которая так и не сдвинулась с места", — так за глаза говорят о Святославе Ханенко его коллеги-медики. Наш герой писал программу медицинской реформы еще для избирательной кампании Виктора Ющенко. Затем на посту первого заместителя главы Минздрава он мог непосредственно начать реализацию задуманного. Но дело ограничилось организацией бесконечных заседаний круглых столов и дискуссионных клубов. Концепций реформы у общественности было так много, что Минздрав так и не решился сделать выбор, рискуя обидеть какой-то из "коллективов авторов". Президент Ющенко при этом вдохновенно продолжал заявлять о необходимости структурной реформы, введения медицинского страхования и улучшения бюджетного финансирования отрасли. Когда Ханенко уходил из Минздрава, специалисты фиксировали, что "воз и ныне там", а проблему просто "заговорили". Что не помешало ему создать частный Институт стратегического развития системы охраны здоровья и продолжить участвовать в малорезультативных дискуссиях уже в статусе его руководителя.

В новой Раде Святослав Ханенко возглавил подкомитет по вопросам… медицинской реформы. Несмотря на статус оппозиционера, он уверен, что уже в ближайшее время сможет сделать то, что ему не удалось на посту первого заместителя министра. А для начала проведения успешной реформы предлагает… начать открытую дискуссию власти с общественностью о вариантах и направлениях реформирования.

  Виктор Ющенко начинал свое президентство в 2005 году с заявления о медицинской реформе. Что тогда помешало вам дать ей реальный старт?

— Когда встал вопрос о моей работе в Минздраве, одним из условий была гарантированная поддержка медицинской реформы первым лицом государства. Мы понимали, что реформа рассчитана на много лет, что реализовывать ее нужно шаг за шагом, но без президента даже стартовать реформа не могла. И здесь возникает вопрос, как глава государства реализует свое обещание начать реформу. Я не хочу предъявлять претензий ни Виктору Ющенко, ни Виктору Януковичу, но медицинская реформа превратилась в бессистемный и безответственный процесс.

  И в итоге теперь уже нынешнее правительство снова заявляет о необходимости начать медицинскую реформу. Поднадоели одни и те же слова…

— Я понимаю, что все эти декларации вызывают у людей серьезный дискомфорт. Но все-таки, чтобы направить процесс в эффективное русло, нужно сначала провести серьезный анализ законодательства, оценить эффективности уже принятых мер и затем уже спланировать этапы реформы.

  Но ведь в 2005 году вы говорили то же самое.

— Тогда мы просто не успели начать реформу. Ведь правительство отправили в отставку очень быстро. Все мы работали и уже ждали, что нас вот-вот снимут. К сожалению, в таком же режиме работает Минздрав и сейчас. Все уже ждут, что и Раису Богатыреву вот-вот снимут. Разговоры такие ходят.

  Вы работаете в оппозиции, но без сотрудничества с министром здравоохранения Раисой Богатыревой вряд ли сможете реализовать хоть какие-то наработки по медицинской реформе. Вы готовы к такому сотрудничеству?

— В начале февраля на коллегии Минздрава я заявил о готовности сотрудничать. На мой взгляд, медицина — это сфера, которая должна быть деполитизирована. К сожалению, обратного сигнала на мое заявление пока не последовало.

  Здесь нет ничего удивительного. Вы ведь из фракции "Свобода", к которой у Партии регионов отношение очень конкретное. Получается, шансов на эффективную работу особо нет?

— Честно говоря, у меня был период, когда я размышлял, возглавлять ли подкомитет по вопросам медицинской реформы. Но потом мне коллеги сказали: "Если не пойдешь — тебя не поймут". Не поймут в отрасли, где от меня ждут определенных действий, зная мой характер и позиции. Сейчас я готовлю предложения и для коллег-депутатов, и для исполнительной власти, и, в первую очередь, для власти в Киеве перед местными выборами. То, что происходит в киевской системе охраны здоровья, — это катастрофа. И адекватных действий по минимизации последствий этой катастрофы не видно. Хотя я понимаю, что обвинять в этом только местную власть неправильно. Я не хочу оправдывать Ющенко, но он был более открыт для сигналов медицинского сообщества, чем нынешний президент. Сегодняшней власти невыгодно работать с общественным сектором. Ведь в таком случае придется открыть нелицеприятную информацию об эффективности своей работы.

  Получается, до президентских выборов 2015 года сдвигов в медицинской реформе не ожидать?

— Не хотел бы, чтобы мои слова были восприняты как похвальба, но если берусь за дело, стараюсь до конца доводить. Давайте договоримся, что в июне я смогу уже предъявить конкретные планы по реализации медицинской реформы. Многое, конечно, будет зависеть от желания власти, но мне точно не будет стыдно за свою работу.

  Появится законопроект, вокруг которого снова начнутся непримиримые дискуссии?

— Дискуссия обязательно нужна. Но должен быть предмет дискуссии. До законопроектов важно будет определить концептуально, какую систему здравоохранения мы будем строить.

Теннис и лыжи

Вне работы главное увлечение Святослава Ханенко — большой теннис. Им он занимается три раза в неделю, независимо от погоды. Но при этом предпочитает не участвовать в различных соревнованиях, а играть с узким кругом партнеров, который сложился еще с 1989 года. В основном это коллеги по работе. Возможно, после прихода в Раду Ханенко все-таки рискнет принять участие в турнире — Федерация тенниса Украины ежегодно организовывает соревнования для депутатов.

Ну а на вопрос о лучшем способе снятия стресса Ханенко ответил неожиданно коротко: "10 километров на лыжах". Оказывается, в студенческие годы он был победителем Универсиады среди медицинских учебных заведений в лыжных гонках.

  Когда бежишь на лыжах, о проблемах особо не думается?

— Просто думается легче. Микроциркуляция крови в организме улучшается, и это способствует появлению новых мыслей, неожиданных решений. Бывает, совершаю пробежку на лыжах, а потом сразу открываю компьютер и начинаю записывать все, что "родилось" на лыжах.

  Вот вам и лучший способ написания законопроектов.

— Да, наверняка получатся неплохие законопроекты.

  А где предпочитаете бегать на лыжах?

— Мне очень нравится в Пуще-Водице под Киевом. Там отличные трассы, и, кстати, много интересных людей на лыжне можно встретить, даже спортсменов-лыжников. Бежим, и я слушаю, в каких соревнованиях они участие принимали, какие победы одержали. Это настоящий отдых и наслаждение. Особенно, если сразу после лыж в баню.

  А какие лыжные трассы, кроме Пущи-Водицы, вам нравятся?

— В Карпатах, в Буковели. В последнее время туда все больше людей приезжает, инфраструктура растет. А я два последних года никак вырваться не могу. На новогодних каникулах многие отдыхали, а мне пришлось поработать.

Перспективы

Планы Святослава Ханенко уже к лету сдвинуть с мертвой точки медицинскую реформу вызывают у большинства наблюдателей скептические улыбки. Тем не менее, настрой у него достаточно серьезный. В соавторы законопроектов о реформе Ханенко готов взять коллег из фракции Партии регионов. Иначе голосование будет обречено на провал. Многое будет зависеть и от способности Ханенко найти точки соприкосновения с министром здравоохранения Раисой Богатыревой. Пока эти попытки, по его собственному признанию, малоуспешны.

Острой критики в адрес Минздрава от Ханенко ждать не приходится. Ведь ответом может быть атака контролирующих органов на близкие к нему предприятия. Даже если сам депутат при этом продолжит утверждать, что непосредственного отношения к руководству частными медицинскими центрами не имеет. Бизнес остается самым уязвимым местом любого депутата. Впрочем, повторимся, вряд ли Ханенко доведет дело до обострения отношений с отраслевыми властями. Скорее наоборот, может выступить своеобразным посредником, попытавшись убедить оппозицию поддержать инициативы Мин­здрава. Ведь Раиса Богатырева тоже обещает реальные шаги по осуществлению медицинской реформы уже в ближайшее время.

    Реклама на dsnews.ua