• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Алексей Кучеренко о принципах формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги

У нас тарифообразование идет от затрат. Но если скрупулезно изучить эти расчеты, то окажется, что некоторых расходов вообще не существует, а другие за
Реклама на dsnews.ua

Алексей Кучеренко, экс-министр ЖКХ, глава правления ВОО "Союз владельцев жилья Украины" о принципах формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги

На протяжении всего периода независимости Украины тарифы на услуги ЖКХ пересматривались чуть ли не ежегодно. И каждый раз чиновники и поставщики данных услуг объясняли этот шаг необходимостью доведения расценок до экономически обоснованного уровня. Алексей Кучеренко считает, что при существующем подходе к образованию тарифов этот уровень не будет достигнут никогда. Ведь у ЖЭКов и монополистов всегда найдется повод заявить об увеличении их издержек.

Недавно правительство запретило органам местного самоуправления поднимать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Как долго, по вашему мнению, Кабмин будет сдерживать рост цен на услуги ЖКХ?

А.К. Есть такая народная примета: если правительство вдруг озаботилось повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, значит, скоро выборы. Это такой стандартный прием — добрый и справедливый премьер заботится о народе, а в тарифном беспределе виноваты муниципалитеты. Не могу сказать, что местные власти "белые и пушистые". Они тоже ведут свою игру, пытаясь переложить проблемы жилищно-коммунального хозяйства на плечи потребителей. Но, согласно Закону "О местном самоуправлении", премьер вообще не должен вмешиваться в деятельность местных органов власти.

Реклама на dsnews.ua

То есть до парламентских выборов можно не ожидать резких скачков тарифов?

А.К. Вряд ли правительство допустит столь непопулярные шаги. Все будет делаться для того, чтобы перед выборами градус народного счастья и удовлетворения не снизился. Знаете, чем это закончится? Задолженность теплокоммунэнерго за газ достигнет 5–6 млрд грн., такие же миллиардные долги будут у водоканалов. Потом их попросту спишут, как это уже бывало неоднократно, а заодно и погасят из госбюджета так называемую "разницу в тарифах". Как обычно, выиграют те регионы, которые являются самыми большими должниками, — Донецкая, Харьковская, Луганская и Днепропетровская области, а также Киев с миллиардными долгами "Киевоблэнерго".

В начале этого года, до вмешательства Николая Азарова, в Харьковской области тепло подорожало на 270%, вода — в три раза, квартплата — на 185%? Насколько оправданно такое повышение тарифов?

А.К. Если верить официальной статистике, то по Украине цены на услугу теплоснабжения покрывают ее себестоимость в среднем на 80%. Такая же ситуация и по водоснабжению и водоотводу. Жилищные организации, показывая свою отчетность, тоже рассказывают байки о своей нищете. И тогда вроде бы возникает убеждение — да, увеличивать расценки надо. Но давайте рассмотрим проблему с другой стороны. У нас тарифообразование идет от затрат.

То есть предприятие сначала суммирует свои расходы — плановые и неплановые, видимые и невидимые, реальные и теоретические, потом добавляет рентабельность и говорит, что мне нужен такой-то тариф. Но если скрупулезно изучить эти расчеты, то окажется, что некоторых расходов вообще не существует, а другие, например, на покупку какой-то трубы, арматуры или насоса, на зарплату и премии топ-менеджерам, завышены во много раз. То есть я не исключаю, что "честные" тарифы могут оказаться значительно ниже действующих.

Какие уловки чаще всего используют ЖЭКи и компании-монополисты для накручивания тарифов?

А.К. Последним ноу-хау ЖЭКов, получившим распространение при молчаливом согласии муниципалитетов, стало повышение квартплаты, которое объясняют расширением придомовых территорий и увеличением затрат на их уборку. Особенно отличились на этом поприще столичные жилищно-эксплуатационные конторы. Нередки случаи, когда ЖЭКи включают в придомовую территорию участок, на котором стоит сам дом, — якобы там тоже подметают, убирают снег и сажают деревья. Мне известен случай, когда к придомовой территории отнесли соседний сквер.

Большинство услуг по содержанию домов, которые влияют на величину квартплаты, вообще не предоставляются или предоставляются лишь частично. Например, влажная уборка должна осуществляться один-два раза в неделю, а реально проводится раз в три месяца. А кто-нибудь видел, как работники жилконторы травят грызунов или насекомых? А ведь эта статья расходов присутствует в тарифе, на закупку ядов списываются немалые суммы.

В подвалах многих современных домов сейчас оборудованы паркинги, через которые к стоякам подведены инженерные коммуникации — канализация, водопровод, трубы теплоснабжения, электросети. Так вот за обслуживание этих коммуникаций взимают плату дважды: сначала с жильцов дома (включена в квартплату), а потом с владельцев паркомест, включая эти расходы в стоимость обслуживания паркинга. И таких примеров можно приводить миллионы.

Не отстают от ЖЭКов и монополисты. В цене на воду закладываются такие нормативные потери, что просто диву даешься. К примеру, в Луганской области на пути к потребителям "исчезает" почти 60% воды, в Житомирской, Львовской и Донецкой — 45%. В тарифах на тепло норма потерь в среднем составляет 15%. То есть население, по сути, принуждают платить за обогрев и орошение окружающей среды.

Почему же чиновники на местах не проверяют калькуляцию тарифов?

А.К. Большинство ЖЭКов являются муниципальными предприятиями, то есть главный их начальник — мэр. Именно он должен отвечать за правильность расчетов. Но городским властям легче согласовать предложенный ими тариф и получить за это благодарность, нежели вникать во все тонкости расчетов. Долгое время правительство предпочитало не вмешиваться в эту ситуацию. Даже была выдвинута абсолютно бредовая идея, что население само может проверить правильность начисления квартплаты, расценок на вывоз мусора и т. д.

На мой взгляд, государство обязано контролировать тарифы как в сфере естественных монополий, так и искусственных, то есть ЖЭКов. Первый шаг к этому сделан — в конце прошлого года вроде бы возобновила свою деятельность Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг. Но быстрых результатов ожидать не стоит. Через год-два они смогут "залезть" в расценки на тепло и воду. Что же касается квартплаты, то ревизоров ожидает большое поле деятельности — у нас в стране 230 тыс. многоквартирных домов, значит, теоретически им надо проверить 230 тыс. тарифов.

Именно Нацкомиссия согласовала подорожание услуг на водоснабжение и водоотвод на 8%, которое запланировано с 1 марта. Вы считаете, что ее представители объективно отнеслись к расчетам водоканалов?

А.К. Государственный регулятор должен быть независимым, а его деятельность — абсолютно прозрачной. Но Нацкомуслуг ведет "секретную" деятельность — попробуйте запросить калькуляцию тарифов, и вам ответят, что это коммерческая тайна предприятий и разглашению не подлежит. Нацкомиссия является зависимым органом, в данном случае от компаний-монополистов, за которыми стоят влиятельные люди. За облэнерго — Ахметов, Коломойский, Суркис, Григоришин, за теплокоммунэнерго — мэры и народные депутаты, которые могут позвонить Саратову (Валерий Саратов — председатель Нацкомуслуг. — "ДС") и сказать, чтобы посчитал, как надо.

Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Близнюк недавно заявил, что в сфере ЖКХ стоит внедрить европейские принципы ценообразования.

А.К. Наши чиновники очень любят сравнивать украинские и европейские цены на жилищно-коммунальные услуги. Мол, у нас дешевле! Однако никто не любит сопоставлять зарплаты в странах ЕС и в Украине. Анатолий Блюзнюк утверждает, что европеец тратит треть своих доходов на содержание квартиры, а жители Донецкой области — только 14%. Возможно, это и так. Но зарплата европейца составляет 5 тыс. евро, из которых 10–12% (500 евро) он тратит на еду и около 30% (1,5 тыс. евро) — на жилищно-коммунальные услуги.

Остается 3 тыс. евро, на которые он может учить детей, путешествовать, покупать бытовую технику, одежду и т. д. Украинец же зарабатывает в среднем 2,5 тыс. грн., более 50% (1,3 тыс. грн.) из них уходит на продукты питания, 15% (порядка 350 грн.) — на коммунальные услуги, да и то при условии, что он живет в малогабаритной квартире и оформил субсидию. Остается всего лишь 850 грн. Вот когда мы будем в Европе и людям начнут платить европейские зарплаты, тогда и будем сравнивать.

    Реклама на dsnews.ua