• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Высокие отношения

Реклама на dsnews.ua

После августовских сенсаций политическая ситуация в Украине похожа на то, как если бы во время спринтерского забега аутсайдеры, договорившись с судьями, поменяли местами таблички "финиш" и "старт" и ринулись в обратную сторону. Трагикомизм положения лидера в том, что бежал он уже в костюме и при галстуке, с чемоданами и даже с настольными фотокарточками семейства, а будущий приз — такой, казалось бы, осязаемый — уже без остатка поделен в мыслях между многочисленными родственниками, друзьями и просто прихлебателями.

Сегодня нет уверенности даже в том, что Юлия Тимошенко по-прежнему готова стирать белье в штабе Виктора Ющенко, — об этом самая последовательная союзница своего бывшего шефа заявляла перед последними парламентскими выборами. Что уж и говорить о попутчиках из оппозиционной "четверки", оказавшейся еще более хлипкой, чем приснопамятная "каневская". Открывающаяся на этой неделе четвертая сессия парламента ознаменуется перегруппировкой политических сил, которая по масштабам сравнима лишь с той, что произошла сразу после выборов. А ведь первый звонок прозвучал еще в конце минувшей сессии, когда депутаты решали, как отправить на экспертизу Конституционного суда президентский и парламентский законопроекты о внесении изменений в Конституцию. Само большинство плюс левые фракции пошли формально наперекор желанию Президента — он заявлял ранее, что в подобном случае непременно отзовет свой законопроект. А фактически депутаты заложили фундамент под нынешние инициативы — как бы и не главы государства, но он вовсе не против оных.

Было ли еще тогда известно о "третьем пути"? Почти наверняка — да! Как писала "ДС" в июле: "СПУ+КПУ+большинство вполне могут поддержать законопроект, составленный из двух — президентского и парламентского". О возможности "нового решения" и "компромиссного варианта" законопроекта о внесении изменений в Конституцию высказывался штатный политолог СДПУ(о) Михаил Погребинский. Прозорливость г-на Погребинского понятна, но сегодня тогдашние его высказывания звучат так, словно переговоры в формате Медведчук — Симоненко — Мороз начались еще больше месяца назад. В это легко поверить, ведь Александр Мороз, как утверждают многие наблюдатели, никогда не терял контактов с коллегой по Социнтерну. А о сепаратных связях Петра Симоненко с Администрацией Президента в последние годы не писал только ленивый. Все три политика имеют президентские амбиции, но не имеют шансов реализовать их, поэтому смело роют яму тому, у кого они есть.

Но впору ли теперь Виктору Ющенко запугивать левых, мол, власть использует их и выбросит на политическую свалку. Не использовал ли он сам оппозиционную "тройку", превращая на время в "четверку" лишь тогда, когда он ничего не терял, а только набирал очки? При этом Виктор Андреевич регулярно консультировался с Президентом, а принципиальные положения нынешней реформы записаны в меморандуме оппозиционных сил, под которым красуется и подпись Ющенко. Интересно, рискнул бы он подписать бумагу снова, но уже зная загодя о реальности задекларированного? А по поводу свалки… Левые, трезво оценивая свои шансы на президентство (а вернее, их отсутствие), всегда были за парламентскую или как минимум за парламентско-президентскую республику. При пропорциональных выборах в ВР они будут иметь там солидное представительство, а значит, и несколько министерских портфелей, следовательно, и места в их списках станут еще более привлекательными для амбициозных и состоятельных людей. Давно известно, что и объединенные эсдеки категорически за пропорционалку. А вот хронических мажоритарщиков еще нужно будет уговаривать. Но поскольку левые знают нынешнюю власть слишком хорошо, они, скорее всего, потребуют внесения пункта о пропорциональных выборах в положения Конституции, а не принятия обычного закона — его ведь всегда можно с легкостью переписать.

Главные события на предстоящей сессии будут развиваться исключительно вокруг выработки новых правил игры. Игры, в которой интересы власти совпали бы с интересами левой оппозиции.

Интересно будет на будущей сессии понаблюдать за тем, реально ли сотрудничество ситуативной "коалиции групп и фракций": такая модель, по замыслу реформаторов, должна прийти на смену прежним президентским требованиям о "постоянно действующем большинстве". Именно коалиции разных сил в "парламенте будущего" предстоит договариваться о кандидатуре премьера, составе правительства, а может, даже и выбирать президента. В интересном положении оказался глава парламента Владимир Литвин. Всего каких-то полтора месяца назад он сделал все, чтобы провалить инициативы президентской администрации по поводу конституционной реформы. Ведь очевидно, что не в адрес Президента, а именно главы его Администрации была направлена шпилька Литвина в речи на закрытии последней сессии ВР: "Мы еще не готовы к парламентско-президентской республике, мы не готовы к повышенной ответственности". Теперь на замену провалившегося тогда законопроекта Медведчук устами левых предлагает другой, еще более усиливающий роль парламента, в котором он чувствует себя как рыба в воде и с успехом может потягаться за спикерское кресло — такое привлекательное в открывающихся перспективах. И теперь Президент предусмотрительно не значится автором новаций, а лишь поддерживает их. С другой стороны, шесть партий (то есть ядро блока "За ЕдУ!", выдвинувшего Литвина в спикеры) подписывают соглашение о выдвижении единого кандидата в президенты и поддержке президентских реформаторских инициатив. Кандидатом этим будет явно не Литвин, а почти наверняка Виктор Янукович. Лидер парламентских эсдеков Леонид Кравчук уже заявил, что партия готова поддержать Януковича при выдвижении на соискание президентской булавы, если он будет согласованным кандидатом от большинства. Правда, лидер фракции БЮТ Юлия Тимошенко настаивает, что единым кандидатом от "шестерки" будет действующий Президент, не поясняя, правда, юридических оснований для подобных версий.

Спикеру Литвину в силу своей должности придется руководить, по крайней мере, процедурной их частью. Привычные спикерские ходы, как в случае с попытками переделить комитетские портфели или проголосовать бюллетенями за президентский законопроект, уже не пройдут, а "Наша Украина", пусть даже вместе с БЮТ и частью нефракционных, слишком малочисленна для блокирования реформы. Однако некоторые наблюдатели осторожно предполагают, что два наиболее реальных кандидата в президенты — Ющенко и Янукович — могут заключить джентльменское соглашение и попытаться уговорить Леонида Кучму оставить в наследство одному из них приличную долю тех полномочий, которыми сегодня располагает он сам. Вопрос в том, насколько убедительные доводы они смогут ему представить.

Реклама на dsnews.ua

Когда "третий законопроект" будет оправлен в КС, повиснет пауза как минимум до октября, пока будут готовы выводы судей. А о том, сработается ли ситуативная консервативная "тройка" Янукович — Ющенко — Литвин в противовес реформаторской, можно будет судить уже после 15 сентября, когда в парламент должен быть внесен проект бюджета на следующий год. Как известно, главным комментатором документа за подписью премьера Януковича станет глава Бюджетного комитета, "нашеукраинец" Петр Порошенко.

    Реклама на dsnews.ua