• USD 39.6
  • EUR 42.1
  • GBP 49.3
Спецпроекты

Алексей Костусев: "Во всем мире доказать сговор участников рынка очень и очень тяжело"

Реклама на dsnews.ua

Антимонопольный комитет в целом завершил проверку рынка нефтепродуктов в связи с ценовым всплеском в августе–сентябре. В правительство переданы документы о том, что сговора участников рынка не было и цены росли под действием объективных факторов. Впрочем, скучными результаты проверки не назовешь хотя бы потому, что в ее ходе почти детективная история произошла в Днепропетровской области. К тому же Антимонопольный комитет направил премьеру специальное письмо с предупреждением о дополнительных рисках, которые грозят рынку нефтепродуктов. Детальнее об этом "ДС" рассказал глава комитета Алексей Костусев.

Алексей Алексеевич, к каким выводам пришел Антимонопольный комитет по результатам проверки рынка нефтепродуктов?
— Мы считаем, что в целом рынок светлых продуктов в нашей стране конкурентный и рост цен определен объективными обстоятельствами. Главная причина — повышается цена нефти на мировом рынке, дорожает российская нефть. Интересно, что даже в России сейчас сталкиваются с проблемой дефицита, потому что при таких высоких и интересных ценах для производителей они вывозят нефтепродукты за границу. Что уж говорить тогда об Украине. Кстати, выросла цена и на нашу отечественную нефть, хоть и не в таких размерах. Плюс каждый год происходят сезонные колебания. Когда начинается посевная, увеличивается спрос, и 10-процентный рост цен стал уже традиционным в этот период. Эти факторы, безусловно, объективны, и именно они определили всплеск цен. Хотя этот вывод нас ни в коем случае не расхолаживает. Всем территориальным отделениям мы отправили инструкции и указания внимательнейшим образом отслеживать этот рынок. Более того, мы сделали официальное заявление, которым предупредили всех участников рынка нефтепродуктов, что в условиях роста цен на нефть, прежде всего российскую, мы предостерегаем их от нарушения законодательства по защите конкуренции. Я посоветовал, что лучше законодательство не нарушать, чем потом иметь большие неприятности с законом. В некоторых регионах мы выявляем случаи нарушений, в частности в Закарпатской, Донецкой областях, продолжаются расследования в Днепропетровской и Харьковской областях.

В Днепропетровске по результатам ваших проверок, похоже, назревает целый скандал?
— В Днепропетровской области на протяжении длительного времени цены на бензин были значительно выше, чем по стране в целом. Очевидно, что, если в одном регионе цены постоянно держатся выше, там чья-то злая воля ввязалась, перекрыла границы и искусственно держит цену. Мы вмешались в эту ситуацию и возбудили расследования против двух днепропетровских компаний — "Авиас" и "Сентоза Ойл". Каждая их этих компаний контролирует больше 30% рынка. Вы знаете, что монополия — это когда доля больше 35%. Но у них совокупная доля получается очень большая, и если предположить, что между этими компаниями есть сговор, то многое становится понятным. Мы начали это расследование. Но неожиданно оно пошло очень тяжело. Ряд предприятий, связанных с этими компаниями, отказывается давать нам информацию. Более того, они даже не допустили для проверки не только представителей Антимонопольного комитета, но и работников прокуратуры. А когда на другой день пришел УБОП, их тоже не пустили. Поэтому сегодня возбуждено дело против двух предприятий относительно создания препятствий для расследования АМК.

Вчера мы отправили уведомление, которое делается за 10 дней, о том, что мы предполагаем оштрафовать одно предприятие на 220 тысяч гривень, другое — на 550 тысяч гривень за создание препятствий. Я хочу сказать, что мы поступили еще очень гуманно, поскольку могли смело накладывать штраф в 1,2 и 3,5 миллиона. Но в очередной раз проявили лояльность. Если днепропетровские компании будут так вести себя и дальше, то эта лояльность очень скоро исчезнет, и их ждут большие неприятности. По закону, если мы докажем и придем к выводу, что сговор таки был, имеем право наложить штраф в тройном размере от незаконно полученной прибыли, если она превышает 10% дохода предприятия за предыдущий год. Нынешние же штрафы — это лишь 0,15% от их годовой выручки.

Как вы относитесь к идее введения ценовых ограничений на рынке нефтепродуктов, которая инициируется губернаторами?
— Регулирование на местном уровне должно проводиться очень осторожно, рыночными методами, и ни в коем случае нельзя перегибать палку. Потому что благие намерения могут привести к отрицательному результату. У нас ведь как обычно регулируют — перекрываются границы области, и мы сталкиваемся с угрозой развала общегосударственного рынка на какие-то региональные. И там, где будут искусственно держаться цены, все равно эти нефтепродукты станут правдами и неправдами перемещать туда, где цены выше.

Продовольственный, а теперь и нефтяной кризисы показали, что реакция государственных органов очень запаздывает. Похоже, у правительства просто недостаточно оперативной информации?
— "Я вам не скажу за всю Одессу", но могу сказать об Антимонопольном комитете Украины. Для нас эта проблема чрезвычайно актуальна, она насущная. Для того чтобы отследить процессы на рынке, надо видеть, как он развивается по дням, а иногда даже по часам. И когда отсутствует объективная оперативная информация, сделать это очень сложно. Мы столкнулись с этим ранее, когда изучали рынок зерна и хлеба, теперь вот опять, когда изучали рынок нефтепродуктов. АМК по этому поводу подал аналитическую записку в Кабинет Министров. Мы разработали и внесли в правительство проекты изменений в Закон "О статистике" и в некоторые другие. Это колоссальная государственная проблема.

Правда ли, что по ходу проверок АЗС информация об их реальных хозяевах часто оказывалась устарелой?
— У нас, конечно, есть какой-то пласт информации, и мы знаем, что сеть АЗС принадлежит такой-то компании. Мы этим и оперируем. Но эта информация часто необъективна. На самом деле собственник уже сменился, а иногда и не один раз. О каком реальном анализе рынка может идти речь, когда этих данных у нас нет? Поэтому мы поставили перед собой задачу составить полную базу в целом и по отдельным регионам. А дальше необходимо наладить, чтобы, когда происходит смена собственника АЗС, эти данные поступали эту базу данных. Пока я себе даже слабо представляю, у кого сегодня есть систематизированные данные по этому вопросу.

Реклама на dsnews.ua

Как, на ваш взгляд, должна выглядеть регистрация перехода прав собственности на АЗС?
— Я думаю, есть несколько путей. Но, скорее всего, это должно быть обычное уведомление. В целый ряд органов отправить такое уведомление, наверное, будет сложно, однако в какой-то один государственный орган можно. Эти сделки, естественно, регистрируются нотариально, может быть, стоит рассмотреть вариант, чтобы оттуда информация поступала, допустим, в органы статистики и затем уже во все ведомства, которые заинтересованы и обязаны этой информацией владеть.

В Кабмине сейчас рассматривается законопроект об усилении полномочий АМК относительно расследования дел о сговоре участников рынка. Зачем вам это нужно?
— Во всем мире доказать сговор очень и очень тяжело. Такие вещи рассматриваются годами, иногда 5 и 10 лет. Ведь как происходит сговор: два человека встретились в кафе или на Канарских островах за рюмкой чая, о чем-то договорились, при этом никто не фиксировал на пленку этот разговор, никто не подписывал каких-либо протоколов. Мы долго думали, что делать с этим, мозговой штурм шел 10 часов. Уже даже собирались просить право оперативно-розыскной деятельности. Но мы не имеем опыта такой работы, у нас нет спецсредств, да и не учились мы этому. Поэтому просим, чтобы правоохранительные органы, когда к ним обращается Антимонопольный комитет, проводили эту деятельность и давали нам доказательства. А с другой стороны, если в законе будет написано, что для доказательства сговора достаточно экономического анализа, мы решим многие проблемы.

Если на 100–150 бензоколонках в один день и один час подняли цену, мы проводим экономический анализ, и данные совершенно очевидны. Но сегодня по закону хоть это и очевидно, доказать мы ничего не можем. Причем нужны прямые доказательства. Были у нас такие случаи, когда был сговор на рынке фотоуслуг. Сели в ресторане, на салфетке расписали, и она к нам попала. Но это редкий случай. А если позволят использовать экономический анализ по регионам и предприятиям, у нас развяжутся руки. Иначе ждать от АМК, чтобы он доказал сговор, нереально.

    Реклама на dsnews.ua