• USD 39.8
  • EUR 42.4
  • GBP 49.5
Спецпроекты

Правительство не договорилось с парламентом о ренте

Реклама на dsnews.ua

На прошедшей неделе Верховная Рада отвергла правительственный законопроект, предполагающий повышение ренты за добычу нефтегазовых ресурсов. Вопреки требованиям кабинета Виктора Януковича парламент принял свой закон о рентных платежах. Он отменяет фиксированные рентные платежи и устанавливает гибкую систему их начисления.

Отвергнутый парламентом правительственный законопроект, предложенный ВР еще в мае 2003 г., предполагал введение фиксированной рентной платы за добычу нефтегазовых ресурсов, а также настаивал, в частности, на суммарном повышении рентных платежей. Так, ренту за добычу газа предлагалось повысить с 28,9 грн./тыс. куб. м до 30,6 грн./тыс. куб. м, на добычу нефти — с нынешних 160 грн./т до 208,08 грн./т. Кроме того, законодательная инициатива КМУ предполагала, что отныне в Украине начислению рентных платежей будут подлежать и другие виды нефтегазодобычи, в частности газового и нефтяного конденсата. По данным комитета ВР по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, который поддерживал правительственный законопроект, суммарные доходы от начисления фиксированной ренты должны были принести госбюджету 2004 г. дополнительно 90 млн грн. Закон, принятый ВР в минувший четверг, устанавливает, что сумма рентных платежей на нефть и газ в Украине будет определяться не фиксированно, а исходя из объемов и условий добычи этих ресурсов, а также из цены их реализации. Законом не устанавливается твердая ставка рентной платы, а вводится лишь формула для ее определения, исходя из базовой стоимости нефти (650 грн./т) и газа (250 грн./тыс. куб. м). Согласно этой гибкой формуле, рентная плата должна уменьшаться для скважин с небольшим объемом добычи, а для глубоких скважин — пропорционально объему добычи и глубине.

Законом также освобождаются от начисления ренты стратегически важные направления украинской добычи углеводородов. Так, рентные платежи не взимаются с нефти и природного газа, добытых в территориальных водах и в пределах исключительной (морской) экономической зоны Украины. Не подпадают под действие закона также нефть и газ, добытые сверх базового объема из месторождений с труднодобываемыми и истощенными запасами (список последних утверждается Кабинетом Министров).

Позитивность принятого парламентом закона в деле оживления стагнирующей украинской нефтегазодобычи, на первый взгляд, является очевидной — чем гибче будет система начисления ренты, тем больше будут объемы добычи. Однако при детальном рассмотрении реакция большинства нефтегазодобытчиков на парламентские прения вокруг выбора системы начисления ренты выглядит неоднозначной. Так, накануне обсуждения вышеупомянутого закона за парламентский вариант официально высказалась только одна (правда, крупнейшая) эксплуатационная организация отрасли — ОАО "Укрнафта". В частности, ее глава Игорь Палыця заявил, что в случае одобрения ВР правительственного законопроекта "Укрнафта" уже в следующем году будет вынуждена снизить добычу нефти с конденсатом до 2,3 млн т и к 2006 г. сократить добычу до 1,8 млн. т. Отстаивая свои интересы, "Укрнафта" накануне парламентских чтений распространила официальное заявление, в котором предупредила законодателей о пагубности принятия правительственного варианта закона. В частности, как отмечено в заявлении компании, КМУ, не дождавшись одобрения ВР закона о ренте, уже заложил в проект госбюджета-2004 доходы, исходя из продолжения применения фиксированной ренты. Реакцию законодателей на это "уточнение" компании предугадать было нетрудно — первое в истории Украины коалиционное правительство, сформированное парламентским большинством, почему-то, не дожидаясь вердикта ВР, поспешило "забить" в бюджет 90 млн грн.

В этом противостоянии законодательной и исполнительной властей следует отметить главное — если не считать "Укрнафти" и возглавляемого депутатом Игорем Франчуком ОАО "Черноморнефтегаз" (которое больше всех выигрывает от определенного новым законом освобождения от ренты морской добычи), большинство украинских предприятий нефтегазодобычи в период парламентских чтений закона о ренте воздерживалось от публичного отстаивания своих интересов. Такую пассивность большинства средних и мелких нефтегазодобытчиков Украины вполне можно понять. В частности, от критики правительственного законопроекта воздержались два крупнейших частных предприятия отрасли — полтавские СП "Пласт" и ЗАО "Нефтегазтехнология". Не отмечено также ни одного факта критики со стороны совместных предприятий системы НАК "Надра України", которые играют далеко не последнюю роль в разработке ряда достаточно крупных нефтегазовых месторождений. Видимо, в ожидании более актуальных недавних решений КМУ (в частности, о выделении Госкомнедропользования из системы Минэкоресурсов) проблема выбора вариантов начисления ренты казалась этим СП вторичной.

В целом инертность большинства частных эксплуатационных предприятий украинской нефтегазодобычи, проявленная ими в ходе парламентского обсуждения вариантов начисления ренты, можно квалифицировать как наиболее реальный показатель деловой активности отрасли. По тем или иным причинам большинство нынешних игроков рынка предпочли воздерживаться от открытого лоббирования своих интересов — видимо, в надежде на безотказность более привычных "закрытых" инструментов получения прибыли.

    Реклама на dsnews.ua