• USD 39.7
  • EUR 42.5
  • GBP 49.6
Спецпроекты

Вакансия в конторе на Резницкой

Реклама на dsnews.ua
Еще один упавший вниз

Формулировка "за создание собственного политического имиджа" на этот раз в указе Президента не фигурировала, но днем позже Леонид Кучма назвал главной причиной увольнения именно "излишнюю политизацию работы Генпрокуратуры". И тут же добавил: "В последнее время сложилось впечатление, что у нас не Генеральная прокуратура, а театр. Каждому розданы роли, а главный режиссер — Генеральный прокурор". Пожурил Генпрокурора и Леонид Кравчук, сказав, что у нас при назначениях высших должностных лиц "делаются серьезные ошибки". В данном случае исправлять их взялся главный продюсер блокбастера "Убрать прокурора", коим, по всеобщему убеждению, является глава Администрации Президента и коллега Леонида Макаровича по партии. Сбор подписей в парламенте за отставку, турне Ольги Колинько по регионам с обязательной жесткой критикой прокуратуры после каждой поездки, коллективный стон недовольства областных прокуроров, слаженный хор генералов-правоохранителей, единогласно попросивших Президента указать г-ну Пискуну на дверь — все это служило должным обрамлением высшей воли. Поэтому сенсационные заявления прокуратуры о новой банде милиционеров-оборотней, арест бывшего шефа милицейской разведки генерала Пукача — все это наблюдатели и политики сразу же назвали неудачной попыткой шантажа. А неудачная она хотя бы потому, что сам г-н Пискун за день до отставки пошел на попятную, обвинив своего зама Виктора Шокина в том, что у того "язык пошел дальше дела". Разве можно представить, что сенсационные заявления по делу Гонгадзе Виктор Шокин сделал без санкции своего шефа? "Я думаю, что через некоторое время Пукача освободят. Я так понимаю, что это блеф прокуратуры", — заявил 30 октября начальник департамента внутренней безопасности МВД Геннадий Пушкарев. Слишком опасный блеф получается. Но если умело поменять местами причину и следствие, то получится: сначала прокуратура заявила правду по делу Гонгадзе, потом за это уволили Пискуна. Хотя непредвзятый наблюдатель, скорее всего, решит, что заявление это появилось как раз потому, что отставка была предрешена. Зато теперь Святослава Михайловича приветливо встретит оппозиция. Не левая, в которую подался его предшественник Михаил Потебенько, а правая, если, конечно, не побоится себя скомпрометировать. Правда, "бютовцы" скептически относятся к резко возникшим успехам прокуратуры по делу Гонгадзе: "Пискун применил такой специфический прием самозащиты, как шантаж высшего руководства. Тогда и стало очевидно, что на нем поставили крест. Это стечение обстоятельств, которое, безусловно, связано с низким интеллектуальным коэффициентом развития теперь уже бывшего прокурора Украины", — едко прокомментировала ситуацию Юлия Тимошенко.

Похоже, г-н Пискун все же не верил, что Президент его снимет — он-то соломку стелил в парламенте: не захотел отчитываться в сессионном зале, после чего могло последовать голосование о недоверии Генпрокурору. А вот некоторые его встречи с депутатскими фракциями проходили весьма плодотворно. К примеру, Святослав Михайлович точно знал, что "Наша Украина" не будет голосовать за его отставку. В последнее время "НУ" и г-н Пискун были очень довольны друг другом. Деловые люди указывают на общность интересов в бизнесе кое-кого из "НУ" и близких Пискуну людей. К примеру, любой желающий при известной настойчивости может проследить связь разветвленного бизнеса дочери Святослава Пискуна Татьяны Иващенко и некоторых депутатов из "НУ" (это касается предприятий в западных областях Украины). Но Ольга Колинько все же решила акцентировать внимание на одесском бизнесе Пискунов, а не на связях с "НУ" — ведь не так давно она сама баллотировалась в Верховную Раду при поддержке Народного руха.

Претенденты разминаются

Совершенно уникальная ситуация сложится, если Президент попросит у парламента согласия на назначение Генпрокурором первого вице-спикера Геннадия Васильева. Не беда, что его видение реформы правовой системы Украины еще радикальнее, чем у г-д Пискуна и Потебенько. Чего стоит его проект уголовно-процессуального кодекса Украины. Однако в этом случае никто не упрекнет эсдеков в полной монополизации правоохранительной системы. Отдать генпрокурорское кресло дончанам — значит, создать, по крайней мере, видимость паритета в сферах влияния между наиболее мощными власть предержащими политико-экономическими группами. Но самое пикантное, что некомплект в президиуме парламента приведет к полной ревизии распределения портфелей. Для эсдеков мало радости наблюдать в руководстве ВР отступника Александра Зинченко и уж тем более Владимира Литвина. Кроме того, однопартийцы Виктора Медведчука всегда были за то, чтобы отобрать у оппозиции комитеты. А любой кризис, тем более такой крупный, как перераспределение должностей, дает возможность опытному антикризисному менеджеру попутно настричь еще и других политических купонов.

Подозрительно разговорчивым в день отставки Генпрокурора был Михаил Потебенько — это при его-то нелюбви к прессе. Помнится, в первую волну компромата против г-на Пискуна, где главную партию играл Михаил Потебенько, Михаил Алексеевич заявлял, что ему ничто не мешает вернуться в кресло, уже дважды им занимаемое. Действительно, поводом для увольнения г-на Потебенько с должности Генпрокурора в прошлом году был переход на работу в парламент. А по законодательству по истечении срока депутатских полномочий (или их досрочном приостановлении) человек имеет полное право восстановиться на прежней работе. Парламент уже однажды дал согласие на назначение г-на Потебенько Генпрокурором, но тот недобыл в этой должности до конституционного пятилетнего срока целый год — а ровно столько осталось до президентских выборов.

Если же кандидатом на вакантную должность станет Ольга Колинько, то получится вовсе по-каннибальски: мол, хочешь кресло — съешь его хозяина. Г-жа Колинько, как и министр юстиции Александр Лавринович, слишком откровенно близки к эсдекам. Прокурор Днепропетровской области Владимир Шуба слишком далек от них, а Александр Задорожний слишком нужен в парламенте. Кроме этих кандидатов называют еще и Юрия Гайсинского — но это скорее дань традиции: его называют кандидатом после каждого увольнения Генпрокурора. Президент заявил, что не будет тянуть с определением кандидатуры, но даже при этом четко выраженного фаворита, кроме Геннадия Васильева, нет. Вряд ли Президента устроит вариант и. о., ведь депутаты еще при Олеге Литваке (и. о. Генпрокурора в 1997–1998 гг.) приняли закон, ограничивающий срок полномочий исполняющих обязанности до 60 дней. И опять же — только полноценный Генпрокурор может делать представление в ВР на лишение народного депутата иммунитета. Какого именно депутата это касается в первую очередь — совершенно очевидно. Не исключено, что в свете последних событий понадобятся представления и в отношении "нашеукраинцев", чего от Пискуна ожидать было бы бесполезно.

Реклама на dsnews.ua
    Реклама на dsnews.ua